Экономайзер – устройство, обогреваемое продуктами сгорания топлива и предназначенное для подогрева или частичного испарения воды, поступающей в паровой котел.
Классификация экономайзеров:
1. По материалу:
· чугунные;
· стальные.
2. По компоновке:
· одноколонковые;
· двухколонковые.
3. По назначению:
· теплофикационные (автономные);
· питательные.
4. По степени подогрева воды:
· кипящего типа (экономайзер, в котором происходит частичное парообразование);
· не кипящего типа (экономайзер, в котором парообразование отсутствует).
5. По ходу дымовых газов:
· отключаемые;
· не отключаемые.
6. По типу поверхностей нагрева:
· гладкотрубные (змеевиковый)- экономайзер, изготовленный из труб, собранных в пакет змеевиков;
· с ребристыми трубами (ребристый экономайзер) – экономайзер, изготовленный из ребристых труб.
Чугунные экономайзеры
Чугунные экономайзеры применяются в качестве хвостовых поверхностей нагрева паровых стационарных котлов с рабочим давлением до 2,4 МПа (24 кгс/см2). Они могут использоваться для подогрева как питательной , так и сетевой воды и устанавливаться индивидуальными или групповыми, отключаемыми или не отключаемыми по воде и дымовым газам. Преимущества чугунных экономайзеров: повышенная сопротивляемость химическим разрушениям и меньшая стоимость по сравнению со стальными. Но в чугунных экономайзерах из-за хрупкости металла не допускается образование пара, поэтому они могут быть только не кипящего типа.
Вскипание воды в экономайзере очень опасно, т.к. это приводит к гидравлическим ударам, разрыву отдельных труб и даже самого экономайзера.
Стальные змеевиковые экономайзеры.
Стальные змеевиковые экономайзеры применяют для котлов, работающих при давлении
свыше 2,4 МПа (24 кгс/см2). Они представляют собой несколько секций, набранных из стальных змеевиков диаметром 32, 38 или 52мм со стёками толщиной 3 или 4 мм. Питательным насосам вода подаётся в общий входной коллектор, в котором в вальцованы или приварены трубы змеевиков, распределяется по отдельным виткам экономайзера и подогретой собираются в выходном коллекторе, откуда по трубопроводу направляется в барабан котла.
По характеру работы стальные змеевиковые экономайзеры бывают кипящего и не кипящего типов. В экономайзерах кипящего типа допускаются вскипание и частичное парообразование питательной воды.
2. Тяга. Естественная и искусственная тяга.
Тяга – это сила, способствующая удалению дымовых отработанных газов из топки в атмосферу.
естественная тяга образуется за счёт дымовой трубы и разности температур между наружным воздухом и дымовыми газами.
На величину естественной тяги влияют следующие факторы:
1) Высота дымовой трубы – чем выше труба, тем луче тяга.
2) Разница температур между дымом и воздухом. Зимой тяга лучше, чем летом.
3) От степени открытия шибера.
4) От влажности дымоходов (сухой- хорошо, влажный – плохо).
5) Чистота дымоходов и газоходов котла (сажа).
Величину тяги регулируют с помощью шибера.
Тяга искусственная.
Искусственная тяга образуется за счёт работы дымососа.
На величину искусственной тяги влияет следущее:
1) мощность дымососа.
2) Степень открытия шибера.
3) Влажность дымоходов.
4) Чистота дымоходов (сажа).
3. Горение газа. Пределы взрываемости, пожароопасность газа.
Горение – это сложный физико–химический процесс взаимодействия горючих компонентов топлива с окислителем, сопровождающееся выделением теплоты, света и продуктов горения. Горение – полное и неполное.
Полное горение происходит при достаточном количестве кислорода, хорошем перемещении топлива с окислителем и достаточной температуре в топке. При неполном горении топлива выделяется меньшее количество топлива, образуется оксид углерода (СО) угарный газ, отравляюще воздействующий на обслуживающий персонал, и образуется сажа, оседающая на поверхности нагрева котла, ухудшающая теплообмен и увешивающая потери тепла. Это приводит к перерасходу топлива и снижению КПД котла, загрязнению атмосферы. Реакция горения углеводородов, в общем описывается управлением:
СmHn+(m+n/4)*О2=СО2+n/2*H2O.
В соответствии с этим можно записать реакции горения других компонентов природного и сжиженного газов и определить необходимое количество кислорода и воздуха: метан: CH4+2O2= CO2+H2O.
Если газ поджечь, как только он выходит из горелки, то будет происходить
горение газа. Если же газ скопился в топке, а потом его поджечь, то произойдёт взрыв. При полном сгорании выделяется: тепло, свет и дымовые газы, углекислый газ
CO2.
4. Устройство и назначение центробежного насоса. Порядок его пуска и остановки.
Центробежные насосы относятся лопастным, в которых жидкая среда (вода) перемещается через рабочее колесо от центра к периферии.
Насос состоит из корпуса, имеющего, как правило, спиральную форму, и ротора (рабочего колеса), жестко закреплённого на валу. На корпусе имеются патрубки всасывающий и нагнетательный. Рабочее колесо представляет собой устройство, состоящие из двух дисков, между которыми закреплены лопатки (лопасти), отогнутые от радиального направления в сторону, противоположную направлению вращения рабочего колеса.
Если при заполненных жидкостью в корпусе и всасывающем трубопроводе привести во вращение рабочее колесо, то жидкость, находящаяся в каналах рабочего колеса (между его лопастями), под действием центробежной силы будет отбрасываться от центра колеса к периферии. В результате этого в центральной части колеса создаётся разрежение, а на периферии – повышенное давление. Уходящая жидкость освобождает занимаемое ею пространство в каналах на внутренней окружности рабочего колеса, давление в этой области понижается и она заполняется новой порцией воды из всасывающего трубопровода под действием разности давлений. В рабочем состоянии центробежный насос должен быть заполнен водой.
Недостатки центробежных насосов являются невысокий КПД и обязательная заливка насоса водой перед пуском. В некоторых случаях с этой целью на всасывающей трубе устанавливают обратный клапан, автоматически садящийся на седло после остановки насоса и предотвращающий таким образом утечку воды из насоса.
Эксплуатация центробежных насосов. Подготовка к пуску: проверить и убедиться в надёжности крепления насоса к фундаменту, наличии и закреплении кожуха муфты, отсутствии посторонних предметов, наличии заземления электродвигателя;
Проверить наличие и уровень масла в масляной ванне (смазки в подшипниках);
Проверить состояние сальников;
Проверить от руки лёгкость вращения ротора насоса (насос ЦНСГ- положение риски);
Кратковременным включением электродвигателя убедиться в правильности вращения вала.
ПУСК НАСОСА:
- заполнить насос водой (открыть арматуру на всасывающей линии);
- закрыть арматуру на напорной линии;
- включить электродвигатель;
- установить задвижкой (клапаном) через 40-50 с на напорном трубопроводе необходимое давление (по манометру);
РАБОТА НАСОСА:
- проверить показание манометра;
- проверить температуру подшипников, которая не должна превышать 60-70°С;
- проверять смазку подшипников;
- следить за состоянием сальников (прокапывание- 15-20 капель\мин);
- следить за состоянием соединительной муфты;
- следить за водой в линии разгрузки и охлаждения подшипников;
- ПЕРЕХОД ИЗ РАБОЧЕГОРЕЖИМА РАБОТЫ НАСОСА НА РЕЗЕРВНЫЙ:
- Заполнить резервный насос водой;
- Включить электродвигатель резервного насоса;
- Открывать одновременно на резервном насосе, а на рабочем- закрывать арматуру на напорном трубопроводе;
- Включить электродвигатель рабочего насоса после закрытия арматуры на напорном трубопроводе;
- Сделать запись в сменном журнале о переходе из рабочего режима работа насоса, на резервный с указанием времени.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 333.