Аудиторные занятия
Лекция 5 «Права и обязанности родителей и детей»
План лекции:
Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства.
2. Установление отцовства в судебном порядке.
3. Запись родителей ребенка в книге записей рождений.
4. Оспаривание отцовства (материнства).
5. Права несовершеннолетних детей.
Практическое занятие 5 «Права и обязанности родителей и детей»
План практического занятия:
Основные вопросы:
Установление происхождения детей. Добровольное установление отцовства.
2. Установление отцовства в судебном порядке.
3. Запись родителей ребенка в книге записей рождений.
4. Оспаривание отцовства (материнства).
5. Права несовершеннолетних детей:
а) право ребенка жить и воспитываться в семье;
б) право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
в) право ребенка выражать свое мнение;
г) право ребенка на имя, отчество и фамилию;
д) право ребенка на защиту;
е) имущественные права ребенка.
6. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.
7. Лишение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Восстановление в родительских правах.
8. Ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отмена ограничения родительских прав.
Самостоятельная аудиторная работа по разделу /
теме учебной дисциплины
Задание по аудиторной самостоятельной работе:
1) Решите задачу: Груздева на завершающем периоде беременности поехала в соседнюю область к матери. В поезде у Груздевой начались преждевременные роды. Находившийся в вагоне врач оказал ей необходимую помощь, принял роды. Проводница вагона и врач составили справку о рождении ребенка, которую передали Груздевой. После приезда Груздевой ее мать передала эту справку и заявление дочери о регистрации рождения ребенка в местный орган загса. Однако заведующий органом загса отказался зарегистрировать рождение ребенка, посчитав представленные документы недостаточными для государственной регистрации рождения ребенка. Мать Груздевой обратилась с жалобой на действия заведующего органом загса в суд. Какое решение должен принять суд?
2) Решите задачу: Матвеева, являясь матерью несовершеннолетнего Анатолия, 1992 года рождения, в связи с болезнью и тяжелым материальным положением в августе 1993 года передала сына в семью супругов Львовых, не имеющих своих детей. Львова была назначена опекуном ребенка. В 1996 году Матвеева обратилась к Львовым с требованием возвратить ей ребенка. Последние отказались, мотивируя свой отказ тем, что мальчик и Львовы привязались друг к другу, сын свою кровную мать не знает и передача его ей от людей, к которым он привык, может отрицательно повлиять на его здоровье и психику. Матвеева обратилась в суд с иском к Львовым о возврате ребенка. В исковом заявлении она указала, что сына передала им временно, до улучшения своего материального положения. В настоящее время она в состоянии обеспечить ребенку надлежащее воспитание, так как у нее хорошие жилищные условия и высокий доход. В чем состоит право родителей на защиту родительских прав? Когда суд может отказать родителям в иске о возврате ребенка от лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения? Как следует решить возникший спор?
3) Решите задачу: После достижения Кривцовым Андреем - инвалида с детства 18 лет его отец прекратил выплачивать средства на его содержание. Спустя год бывшая жена Кривцова обратилась в суд с иском о взыскании средств на содержание сына - инвалида II группы и на свое содержание, так как она осуществляет уход за сыном, который нуждается в постоянном надзоре и лечении. Кривцов возражал против предъявленных ему требований и отказывался платить деньги на содержание Андрея, мотивируя это тем, что ребенок был им усыновлен, а родители должны содержать только родных нетрудоспособных детей. Возражая против уплаты алиментов бывшей жене, он указал, что инвалидность ребенка наступила по причине халатного отношения Кривцовой к своим материнским обязанностям. Она оставила малолетнего сына без присмотра, вследствие чего тот выпал из окна второго этажа и стал инвалидом. Поэтому она, как виновница наступившей инвалидности Андрея, и должна нести все неблагоприятные последствия. Имеет ли право бывший супруг, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, требовать предоставления ему содержания? Обязаны ли усыновители содержать совершеннолетних нетрудоспособных усыновленных детей? Могут ли родители быть освобождены от обязанности содержать совершеннолетних нетрудоспособных детей? Разберите доводы сторон и решите спор.
4) Решите задачу: Супруги Воронины решили назвать родившегося у них мальчика «БОЧрВФ» (расшифровка имени – Биологический Объект Человек рода Ворониных Фроловых). По словам папы на выбор имени ребенка повлияла его давняя тяга к технике. Однако в загсе супругам отказали в регистрации такого имени, сославшись на то, что это имя не указано в справочнике личных имен и вообще как таковым именем не является, это индекс. Обоснован ли отказ работников загса?
Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
общая | Самостоятельное решение задач | Сверка полученных ответов |
групповая | Проектная деятельность | Обсуждение содержания письменных проектов документов |
Проектная деятельность предполагает подготовку и разработку различных актов и документов по изучаемой теме.
Самостоятельная внеаудиторная работа по разделу /
теме учебной дисциплины
Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения | Форма отчетности |
общая | Анализ учебной литературы и нормативно-правовых актов по заданной теме | В день проведения практического занятия по соответствующей теме | Ответы на вопросы на практическом занятии |
Перечень вопросов для самостоятельного изучения по теме и рекомендации по выполнению заданий
Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Права и обязанности родителей:
а) общая характеристика родительских прав и обязанностей;
б) права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;
в) права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;
г) право родителей на защиту родительских прав;
д) осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
е) осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями.
2) Немедленное (досудебное) отобрание ребенка: основания, порядок, правовые последствия.
Вопросы для самопроверки:
1. Что является основанием возникновения родительского правоотношения?
2. Назовите основания и порядок внесения в актовую запись сведений о матери ребенка.
3. Что такое презумпция отцовства? Как совершается запись об отце ребенка при применении презумпции отцовства?
4. Каковы порядок и основания для установления отцовства в добровольном порядке?
5. Каковы порядок и основания установления отцовства в принудительном порядке?
6. В каких случаях и в каком порядке устанавливаются факт отцовства и факт признания отцовства? Каковы правовые последствия установления данных фактов?
7. Что такое отец-фикция? Кто вправе внести сведения об отце-фикции в актовую запись о рождении ребенка и в каков порядок этих действий?
8. Какие субъекты вправе оспаривать сведения об отце и матери ребенка в актовой записи о рождении ребенка и в каком порядке? Назовите случаи, когда оспаривание отцовства не допускается.
9. Какие личные права ребенка закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка, в СК РФ?
10. В чем заключается значение личных прав ребенка? Каковы основные особенности их осуществления?
11. Какие личные права принадлежат ребенку в семейных правоотношениях? Когда в соответствии с семейным законодательством они возникают?
12. Каким образом решается вопрос о личном имени ребенка, его отчестве и фамилии? В каких случаях и в каком порядке возможно их изменение? Кто вправе наделять ребенка именем и инициировать его изменение?
13. В каких случаях высказанное ребенком мнение приобретает самостоятельное юридическое значение?
14. Существуют ли легальные критерии определения интересов ребенка?
15. Каким образом в действующем законодательстве решается вопрос о месте жительства детей?
16. В чем заключается право ребенка на защиту? Может ли он осуществлять его самостоятельно?
17. С какими членами семьи ребенок в соответствии с СК РФ вправе общаться? Какие юридические гарантии такого общения предусмотрены действующим законодательством?
18. В чем заключается право ребенка на воспитание в семье?
Каковы особенности его реализации?
19. В каких формах защищается право ребенка на семейное воспитание?
20. Что понимается под «спором, связанным с воспитанием ребенка? В каком порядке разрешаются такие споры?
21. Допускается ли изъятие ребенка из семьи? Какие условия должны быть соблюдены при отобрании детей от их родителей?
22. Имеет ли перечень оснований для лишения родительских прав исчерпывающий характер, какие основания предусмотрены СК РФ для лишения родителей их прав в отношении детей?
23. Какие лица вправе требовать лишения родительских прав и в каком порядке?
24. Какие последствия наступают вследствие лишения родителей их прав? Возможно ли восстановление в родительских правах?
Форма текущего контроля по теме «Права и обязанности родителей и детей»: устный опрос.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: Права и обязанности родителей и детей - 4.1., 4.2.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 793.