Раздел 1. Общая часть
Раздел.2 Особенная часть
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется использовать лекции, а также учебную и нормативно-правовую литературу, как предложенную в настоящем комплексе, так и найденные обучающимися самостоятельно. Наиболее важные и интересные моменты необходимо выписать, чтобы потом было легче их воспроизвести. Спорные вопросы, а также наиболее интересующие моменты, связанные с правовым регулированием семейных правоотношений необходимо вынести на обсуждение на практическом занятии. Необходимо использовать судебную практику и комментарии ведущих специалистов в области правового регулирования отношений в семейной сфере.
Изучение вопросов, вынесенных на практические занятия по каждой конкретной теме, должно завершаться письменным решением задач, предложенных преподавателем. В процессе решения задачи важно приобрести навыки практического применения норм права к ситуации, указанной в ее условии. Для этого необходимо тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты и с их помощью дать мотивированный ответ с позиции юриста на вопросы, поставленные в условии задачи. При решении казусов обучающиеся должны использовать новейшее законодательство, учитывать последние изменения, внесенные в действующее законодательство.
Методические указания для обучающихся
по изучению отдельных разделов (тем) учебной дисциплины
Раздел 1. Общая часть
Тема 1.1. Понятие и предмет семейного права
Аудиторные занятия
Лекция 1. «Понятие и предмет семейного права»
План лекции:
1) Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права;
2) Отношения, регулируемые семейным правом. Понятие семьи в социологическом и юридическом смысле;
3) Метод регулирования семейно-правовых отношений;
Основные начала семейного законодательства. Структура и источники семейного права. Семейное законодательство;
4) Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права.
5) Условия применения семейного законодательства и гражданского законодательства по аналогии.
Практическое занятие 1. «Понятие и предмет семейного права»
План практического занятия:
Основные вопросы:
1. Понятие семейного права. Семейное право как наука и как учебная дисциплина.
2. Предмет страхового права, соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права.
3. Метод регулирования семейно-правовых отношений. Место семейного права в российской системе права.
4. Основные начала (принципы) семейного права.
5. История отечественного семейного права.
6. Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.
Самостоятельная аудиторная работа по разделу /
теме учебной дисциплины
Задание по аудиторной самостоятельной работе:
1) Ознакомиться с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиейм Семеного кодекса Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам имеющим детей», «Об актах гражданского состояния», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Президентской программой «Дети России». Дать общую характристику.
2) Решите задачу: Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились, и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась с иском о разделе совместно нажитого имущества (земельный участок, телевизор, холодильник, мебель, видеомагнитофон). Нормы какой отрасли права могут быть применены судом при решении этого вопроса? Как должен разрешить это дело суд?
3) Решите задачу: Граждане Гордеев и Машкова решили пожениться. По настоянию родителей они венчались в церкви. Посоветовавшись с друзьями, молодые посчитали, что в современных условиях их брак является заключенным по результатам церковного обряда и государственной регистрации брака в органах ЗАГСа не требуется. Через год вследствие ссор между мужем и женой Машкова решила расторгнуть брак. Однако поданное ею заявление о расторжении брака в органе ЗАГСа не приняли, потребовав предоставить свидетельство о заключении брака. Дайте оценку действиям должностных лиц органов ЗАГСа? Соответствуют ли действия Гордеева и Машковой при вступлении в брак основным началам семейного законодательства (при ответе сошлитесь на нормы СК РФ)?
Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
общая | Самостоятельное решение задач | Сверка полученных ответов |
групповая | Коллективное обсуждение рефератов | Письменная работа в виде реферата и доклад по нему на практическом занятии с изложением актуальных вопросов по теме |
Коллективное обсуждение рефератов по актуальным проблемам правового регулирования в семейной сфере предполагает выступления обучающихся на практическом занятии с подготовленными докладами по рефератам, в которых отражены актуальные вопросы по теме работы, обозначена значимость исследуемых вопросов, сформулированы предложения по направлениям развития отрасли права и ее отдельных правовых норм. После изложения доклада, выступающему могут быть заданы уточняющие вопросы. На коллективное обсуждение должны быть вынесены спорные, неоднозначно решаемые, неурегулированные вопросы правового регулирования отношений в семейной сфере.
Самостоятельная внеаудиторная работа по разделу /
теме учебной дисциплины
Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения | Форма отчетности |
общая | Анализ учебной литературы и нормативно-правовых актов по заданной теме Реферат | В день проведения практического занятия по соответствующей теме | Ответы на вопросы на практическом занятии Доклад на 3 минуты |
Перечень вопросов для самостоятельного изучения по теме и рекомендации по выполнению заданий
Вопросы для самостоятельного изучения:
1) Назовите формы государственной поддержки семьи.
2) Охарактеризуйте в целом существующую в российской Федерации систему выплаты государственных пособий родителям, имеющим несовершеннолетних детей.
3) Федеральное законодательство, регулирующее семейные правоотношения.
4) Нормативные правовые акты Кировской области как субъекта Российской Федерации.
5) Акты органов местного (муниципального) самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды.
6) Роль судебной практики в регулировании семейных отношений.
Вопросы для самопроверки:
1) Дайте определение семейного права.
2) Какие отношения регулируются семейным правом?
3) Дайте понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах.
4) К каким отношениям между членами семьи может применяться гражданское законодательство?
5) Раскройте основания применения к отношениям между членами семьи норм семейного и(или) гражданского права по аналогии.
6) Каковы основания применения к семейным отношениям норм международного права?
Примерная тематика рефератов и рекомендации по их написанию:
1. Семейное право на современном этапе развития.
2. Формы государственной поддержки семьи.
3. Законодательство о браке и семье в разные исторические эпохи.
4. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства.
5. Регулирование семейным законодательством вопросов, связанных с государственной регистрацией актов гражданского состояния.
6. Международные договоры РФ, регулирующие семейные правоотношения.
Рекомендации по написанию
1. Структурными элементами реферата должны быть: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список
Титульный лист является первой страницей реферата.
Оглавление отражает структуру реферата, помещается после титульного листа и включает в себя: введение, наименование всех разделов, пунктов, подпунктов, заключение, библиографический список
Наименования глав не должны повторять название реферата, а заголовки пунктов – название глав.
Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы; цель и задачи реферата, объект, предмет, методологию исследования.
Основная часть отражает итоги теоретической и практической работы обучающегося, проведенной по избранной тематике, содержит результаты исследования, промежуточные выводы.
Заключение должно представлять итоговые выводы по результатам исследования, согласованные с целью и задачами, обозначенным во введении.
Библиографический список должен содержать перечень источников и литературы, использованных при выполнении реферата.
2. Требования к тексту реферата
Стиль изложения реферата – научный с соблюдением следующих требований:
- мысли должны быть изложены четко, последовательно и конкретно, каждая новая мысль должна начинаться с абзаца (красной строки);
- не рекомендуется применять местоимение «я» и глаголы в первом лице; мысли необходимо излагать так, чтобы было очевидно, где излагаются мысли автора работы, а где других авторов. Например, «автор считает», «по мнению автора» и т.д.;
- при использовании в реферате цитат, цифровых данных, иллюстраций, схем и иных данных, заимствованных из других источников, необходимо обязательно оформлять ссылку на эти источники.
3. Выполнение и оформление реферата
Реферат должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word: шрифт Times New Roman; размер шрифта 14; междустрочный интервал – полуторный; со следующими полями: левое – 3 см; правое – 1 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.
Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту реферата. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Объем реферата не может быть меньше 20 страниц и не должен превышать 25 страниц (без учета библиографического списка).
Форма текущего контроля по теме «Понятие и предмет семейного права»: устный опрос.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: Понятие и предмет семейного права - 4.1., 4.2.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 532.