Тема 2.5. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудиторные занятия

Лекция 7 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

План лекции:

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление (удочерение) детей.

3. Опека и попечительство над детьми.

4. Приемная семья.

Практическое занятие 7 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

План практического занятия:

Основные вопросы:

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

    2. Усыновление (удочерение) детей:

а) понятие, условия и порядок усыновления. Лица, имеющие право быть усыновителями;

б) правовые последствия усыновления ребенка. Тайна усы­новления ребенка и ее обеспечение;

в) отмена усыновления: основания, порядок, правовые по­следствия.

3. Опека и попечительство над детьми:

а) основания и порядок установления опеки и попечительст­ва над детьми;

б) права детей, находящихся под опекой (попечительством);

в) права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка;

г) опека и попечительство над детьми, находящимися в вос­питательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

д) права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

е) прекращение опеки и попечительства над детьми.

4. Приемная семья:

а) понятие и порядок образования приемной семьи. Содер­жание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в при­емную семью;

б) права и обязанности приемных родителей;

в) права ребенка (детей), переданного на воспитание в при­емную семью;

г) материальное обеспечение приемной семьи;

д) расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Групповая консультация (для ДОТ) «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»

Консультация проводится в форме вебинара.

Основные вопросы:

1.  Какие дети относятся к категории «детей, оставшихся без попечения родителей»?

2. Какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены законодательством?

3. Что понимается род усыновлением?

4. Каковы правовые последствия усыновления?

5. Какие виды опеки и попечительства предусмотрены действующим законодательством?

6. Каковы особенности содержания, исполнения, прекращения договора об опеке и попечительстве?

7. Каковы правовые основы функционирования приемной семьи?

8. Какая семья считается патронатной?

9. Какие формы несемейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены действующим законодательством?

Самостоятельная аудиторная работа по разделу /

теме учебной дисциплины

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1) Решите задачу: В 2003 г. Нагиев был объявлен умершим, в том же году его жена умерла. Восьмилетнюю дочь Нагиевых взяла к себе в семью сестра Нагиева. Однако отношения в семье не сложились и сестра Нагиева обратилась в органы опеки и попечительства, заявив, что не хочет воспитывать девочку в своей семье. В 2004 г. органы опеки и попечительства поставили дочь Нагиевых на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей. В конце 2004 г. бездетные супруги Лебедевы удочерили девочку. В январе 2005 г. объявился Нагиев. Он рассказал, что в горах Чечни был захвачен бандитами, которые все это время держали его у себя и только сейчас его отпустили. Нагиев заявил свои родительские права в отношении дочери. Органы опеки и попечительства ему организовали встречу с дочерью. Однако дочь не признала отца и отказалась жить с ним, заявив, что останется у своих новых родителей. Как решить дело?

2) Решите задачу: В суд поступило заявление от супругов Зотовых об усыновлении шестилетней Тани Бориной, оставшейся без попечения родителей. При изучении личности граждан Зотовых судьей было установлено, что шесть лет назад они отстранялись от обязанностей попечителей своего племянника. Объясняя данный факт, Зотовы пояснили, что у них не сложились отношения с племянником вследствие его поведения. Поэтому у них происходили ссоры, возникла конфликтная ситуация, в результате чего они были отстранены от обязанностей попечителей. Однако судья отказал в удовлетворении их заявления об усыновлении. Правильно ли решение суда?

3) Решите задачу: После смерти жены гражданин Калугин, имеющий ребенка в возрасте 15 лет, женился на двадцатипятилетней гражданке Марининой. Спустя год после государственной регистрации заключения брака Маринина решила усыновить ребенка своего мужа. Однако в органах опеки и попечительства ей заявили, что усыновление невозможно, поскольку законом запрещается усыновление, если разница в возрасте между усыновителем и усыновленным менее 16 лет. Правы ли органы опеки и попечительства?

4) Решите задачу: Жерехов по просьбе своей жены Усовой усыновил ее пятилетнего сына, рожденного ею от первого брака с Васиным. В дальнейшем отношения между супругами испортились. Усова вместе с сыном ушла к Васину и возобновила с ним семейную жизнь. Вскоре Усова предъявила иск к Жерехову о взыскании алиментов на содержание сына. Однако Жерехов предъявил иск об отмене усыновления, так как он фактически лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка. Подлежат ли иски удовлетворению?

5) Решите задачу: Органом опеки и попечительства и супругами Завьяловами был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Дудиных. В результате была образована приемная семья. Через год Завьяловы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности. Какое решение может быть принято по заявлению Завьяловых?

6) Составьте договор о передаче двух несовершеннолетних брата и сестру на воспитание в приемную семью.

7) Ознакомьтесь с судебной практикой по делам, отнесенным к теме семинара. Приведите на семинарском занятии конкретное дело и отметьте те моменты, которые заставили Вас сделать выбор именно на этом деле.

Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
общая Самостоятельное решение задач Сверка полученных ответов
групповая Проектная деятельность Обсуждение содержания письменных проектов документов

Проектная деятельность предполагает подготовку и разработку различных актов и документов по изучаемой теме.

Самостоятельная внеаудиторная работа по разделу /

теме учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
общая Анализ учебной литературы и нормативно-правовых актов по заданной теме     В день проведения практического занятия по соответствующей теме Ответы на вопросы на практическом занятии  

Перечень вопросов для самостоятельного изучения по теме и рекомендации по выполнению заданий

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Каковы основные функции и полномочия органов опеки и попечительства?

2) Что представляет собой государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей? Как он функционирует?

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие дети относятся к категории «детей, оставшихся без попечения родителей»?

2. Какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены законодательством?

3. Что понимается род усыновлением? Каковы его правовые последствия?

4. Какие виды опеки и попечительства предусмотрены действующим законодательством?

5. Каковы особенности содержания, исполнения, прекращения договора об опеке и попечительстве?

6. Каковы правовые основы функционирования приемной семьи?

7. Какая семья считается патронатной?

8. Какие формы несемейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены действующим законодательством?

Форма текущего контроля по теме «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей»: устный опрос.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей - 4.1., 4.2.

 

Тема 2.6. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Аудиторные занятия

Лекция 8 «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»

План лекции:

1. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.

2. Правовое регулирование брака и развода с участием ино­странных граждан и лиц без гражданства.

3. Правовое регулирование личных неимущественных и иму­щественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

4. Правовое регулирование личных неимущественных и иму­щественных отношений родителей и детей и других членов се­мьи при наличии иностранного элемента.

5. Правовое регулирование усыновления с иностранным эле­ментом.

Практическое занятие 8 «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»

План практического занятия:

Основные вопросы:

1. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.

2. Правовое регулирование брака и развода с участием ино­странных граждан и лиц без гражданства.

3. Правовое регулирование личных неимущественных и иму­щественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

4. Правовое регулирование личных неимущественных и иму­щественных отношений родителей и детей и других членов се­мьи при наличии иностранного элемента.

5. Правовое регулирование усыновления с иностранным эле­ментом.

Самостоятельная аудиторная работа по разделу /

теме учебной дисциплины

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1) Решите задачу: В июле 2002 г. гражданин РФ И. В. Пастухов, находясь в от­пуске в Испании, познакомился с гражданкой РФ А. Ю. Гузеевой, также отдыхавшей там по туристической путевке. Через не­сколько дней Пастухов и Гузеева по взаимному согласию заклю­чили в соответствии с испанским законодательством брак по религиозному обряду. В связи с завершением отдыха Пастухов и Гузеева возвратились в Москву, где стали проживать в квартире Пастухова, считая себя мужем и женой. Повторно брак в органе загса они регистрировать не стали. Спустя полгода отношения между ними испортились, и Гузеева уехала к родителям в г. Лю­берцы. После этого Пастухов посчитал, что их отношения с Гузеевой были несерьезными, а заключение брака в Испании ника­кого значения для него иметь не может. В мае 2005 г. он зарегистрировал брак с В. Я. Ветровой в ор­гане загса но месту жительства. Спустя три месяца Пастухов трагически погиб в результате автокатастрофы. Претендуя на наследство, Гузеева заявила в суд исковое требование о призна­нии брака Пастухова с Ветровой недействительным, предъявив в обоснование иска документы о заключении брака между ней и Пастуховым в Испании. Допускается ли СК возможность заключения брака между гражданами РФ за границей по нормам иностранного законода­тельства? Какое решение должен принять суд по иску Гузеевой?

2) Решите задачу: Гражданин Республики Беларусь С. Д. Крайнев, постоянно проживающий в Республике Беларусь в г. Могилеве, и граждан­ка РФ О. А. Обрезова, являющаяся жительницей г. Москвы, ре­шили заключить брак, но между ними возник спор по поводу места регистрации заключения брака. В результате спора Обре­зова согласилась подать заявление о государственной регистрации заключения брака по месту жительства будущего мужа. При этом в качестве обязательного условия она выдвинула требова­ние о соблюдении органом загса г. Могилева российского зако­нодательства о заключении брака. Правомерно ли требование Обрезовой? Законодательством какого государства (Республики Беларусь или РФ) следует руководствоваться в данном случае? Какие условия заключения брака установлены Конвенцией о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам для граждан государств — членов СНГ?

3) Решите задачу: После регистрации в 1975 т. в Москве брака между А. Б. Васильчиковой и Н. X. Култаевым супруги избрали местом своего жительства г. Алма-Ату, где у них в 1976 г. родился сын Васи­лий. В 1979 г. супруги расторгли брак, и Васильчикова вместе с сыном возвратилась жить в Москву. До достижения сыном со­вершеннолетия Култаев выплачивал алименты на его содержа­ние, продолжая жить в Алма-Ате с новой семьей. В 1979 г. Васи­лий закончил институт, после чего женился, стал жить отдельно от матери, а с отцом каких-либо отношений вообще не поддер­живал в течение длительного времени. В 2003 г. Култаев, при­нявший гражданство Республики Казахстан, почувствовал ухуд­шение состояние здоровья, в связи с чем уволился с работы и стал испытывать материальные трудности. На его письмо сыну с просьбой оказать возможную помощь, последний ответил отка­зом, мотивируя это отсутствием между ними родственных чувств. В этой связи Култаев приехал в г. Москву, где подал в суд по месту жительства сына исковое заявление о взыскании с него алиментов на свое содержание, приложив в обоснование своего требования необходимые документы о собственной не­трудоспособности. Какое законодательство будет применяться судом при рас­смотрении иска Култаева? Имеются ли основания для удовле­творения требования Култаева о взыскании алиментов?

4) Решите задачу: Супруги Сагимбаевы длительное время состояли в браке и проживали на территории Казахстана. При этом муж являлся гражданином Казахстана, а жена имела гражданство РФ. Общих детей у них не было, но у жены имелся ребенок от первого брака, который жил в Нижнем Новгороде с первым мужем Сагимбаевой — Т. И. Котовым. В связи с возникшими в семье кон­фликтами Сагимбаева уехала в Нижний Новгород, где помири­лась с Котовым и стала проживать вместе с первой семьей. Однако по месту своего проживания в Нижнем Новгороде она не зарегистрировалась. Тогда Сагимбаев подал в орган загса по месту своего жительства заявление о расторжении брака. В свою очередь Сагимбаева подала аналогичное заявление в один из ор­ганов загса Нижнего Новгорода, однако ее заявление не было принято, как не отвечающее установленным требованиям. При­глашенный Сагимбаевой адвокат дал разъяснение, что брак с Сагимбаевым ей следует расторгать с применением законодатель­ства РФ (по признаку гражданства Сагимбаевой), но по месту ее постоянного жительства в Казахстане, так как в Нижнем Новго­роде она не зарегистрирована. Правильное ли разъяснение дал адвокат Сагимбаевой? Законо­дательством какого государства следует руководствоваться в данном случае (при ответе сошлитесь на Конвенцию о правовой помощи по гражданском, семейным и уголовным делам)? Будет ли расторгнут брак Сагимбаевых по заявлению мужа?

5) Решите задачу: В 2003 г. гражданин Армении Т. Г. Аветисян и граждан­ка РФ А. А. Утехина зарегистрировали брак в одном из органов загса Москвы. При этом супруги гражданства и своих фамилий не изменили. В начале 2005 г. они выехали на постоянное место жительства в Ереван, однако семейная жизнь у них не сложи­лась, начались конфликты и ссоры. В этой связи Утехина реши­ла расторгнуть брак с Аветисяном и вернуться домой, на что он ответил категорическим отказом, надеясь на нормализацию от­ношений. Тогда Утехина уехала к родителям в Москву, где по­дала заявление о расторжении брака с Аветисяном в районный суд по месту жительства родителей. Узнав об этом, Аветисян счел действия жены незаконными и но совету адвоката напра­вил в суд письменную просьбу не рассматривать заявление Утехиной о расторжении брака по существу. В обоснование своей просьбы он сослался на необходимость рассмотрения искового заявления только по месту жительства супругов и с соблюдени­ем законодательства страны проживания, независимо от граж­данства супругов. Подлежит ли удовлетворению просьба Аветисяна? Законода­тельством какого государства (Республики Армения или РФ) следует руководствоваться суду при рассмотрении искового заявле­ния Утехиной о расторжении брака? Учреждение какого государ­ства компетентно по делу о расторжении брака в случае, если супруги проживают на территории разных государств и имеют разное гражданство (при ответе сошлитесь на Конвенцию о пра­вовой помощи и правовых отношениях по гражданский, семейным и уголовным делам)? Какое решение примет суд по иску Утехиной?

Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
общая Самостоятельное решение задач Сверка полученных ответов
групповая Проектная деятельность Обсуждение содержания письменных проектов документов

Проектная деятельность предполагает подготовку и разработку различных актов и документов по изучаемой теме.

Самостоятельная внеаудиторная работа по разделу /

теме учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
общая Анализ учебной литературы и нормативно-правовых актов по заданной теме     В день проведения практического занятия по соответствующей теме Ответы на вопросы на практическом занятии  

Перечень вопросов для самостоятельного изучения по теме и рекомендации по выполнению заданий

Вопросы для самостоятельного изучения:

Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного семейного права. 

2. Регулирование семейных отношений между гражданами государств — членов СНГ.

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте общую характеристику семейных правоотношений, осложненных иностранным элементом.

2) Каковы особенности заключения, расторжения и признания недействительным брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства?

3) Раскройте личные неимущественные и имущественные отношения супругов.

4) Раскройте личные неимущественные и имущественные отношения родителей и детей.

5) Каковы особенности усыновления (удочерения) детей с участием иностранных граждан и лиц без гражданства?

Форма текущего контроля по теме «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»: устный опрос.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства  - 4.1., 4.2.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: [принята на референдуме 12 дек. 1993 г.] – Российская газета. – 1993. – № 197. – Режим доступа: [Консультант Плюс].- Загл. с экрана.

2. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 дек. 1995 г.] – СЗ РФ. – 1996. – № 1. – ст. 16. – Режим доступа: [Консультант Плюс].- Загл. с экрана.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 нояб. 1994 г.]. – СЗ РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301, 3302. – Режим доступа: [Консультант Плюс].- Загл. с экрана.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 дек. 2001г]. – СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть 1). – ст. 3. – Режим доступа: [Консультант Плюс].- Загл. с экрана.

5. Об актах гражданского состояния [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят 15.11.1997 г.]. – Российская газета. – 1997. – № 224. – Режим доступа: [Консультант Плюс].- Загл. с экрана.

6. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят 24.04..2008 г.]. – СЗ РФ. – 2008. – № 17. – Режим доступа: [Консультант Плюс].- Загл. с экрана.

Основная литература

Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»

1. Нечаева А.М. Семейное право [Электронный ресурс]: учебник/ Нечаева А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— 280 c

2. Загоровский А.И. Курс семейного права [Электронный ресурс]/ Загоровский А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2014.— 464 c.

3. Кузнецов А.Н. Избранные лекции по семейному праву [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов А.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15833.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

Дополнительная литература

Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»

1. Ильина О.Ю. Семейное право. Практикум. Кейсы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Ильина О.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 240 c.

2. Бруй М.Г. Семейное право [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Бруй М.Г.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28215.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Никонова М.В. Семейное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никонова М.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Книгодел, 2011.— 152 c

4. Невзгодина Е.Л. Семейное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Невзгодина Е.Л., Темникова Е.Л.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2013.— 440 c.

5. Воробьева Л.В. Семейное право [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Воробьева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2011.— 187 c

6. «КонсультантПлюс»   Семейное право [Электронный ресурс]: Учебник / Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. и др. -М.: "Статут", 2008.

4.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Приложение 1.

4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

ЭБС «Университетская библиотека online»

СПС "КонсультантПлюс"

СПС "Гарант"

4.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

AnyLogic Educational

Office Pro Plus 2007 RUS Academ open NL

Office Pro Plus 2010 RUS Academ open NL

Office Professional Plus 2013 Russian OLP NL Academic

Office SharePoint Designer 2007 RUS Academ OPEN NL

EXCHANGE STD CAL 2010 RUS Academ Open 1 LIC NL User CAL

FineReader 10 Corporate Ed

FineReader 11 pro

FineReader 9 Corporate Ed

4.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

мультимедиапроектор Epson,

ноутбук AcerExtensa,

ноутбук AcerExtensa.

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Система оценки качества освоения учебной дисциплины включает входной контроль, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине.

Проверку качества учебной работы студентов при освоении ими учебной дисциплины обеспечивает балльно-рейтинговая система оценки компетенций, знаний студентов. Балльно-рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов.

5.1. Входной контроль знаний студентов

Входной контроль знаний обучающихся проводится в форме коллективной беседы преподавателя с обучающимися, с целью выяснения уровня и содержания их знаний по вопросам теории и истории государства и права, конституционного права, гражданского права.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 716.