Тема 2.1. Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудиторные занятия

Лекция 3 «Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака»

План лекции:

1. Понятие брака по семейному праву.

2. Условия заключения брака.

3. Препятствия к заключению брака.

4. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

5. Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.

6. Расторжение брака.

7. Недействительность брака:

а) основания и порядок признания брака недействительным;

б) лица, имеющие право требовать признания брака недейст­вительным;

в) обстоятельства, устраняющие недействительность брака;

г) правовые последствия признания брака недействитель­ным.

8. Иные основания прекращения брака.

9. Понятие, основания и порядок прекращения брака.

10. Расторжение брака в органах загса по заявлению обоих супругов.

11. Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов.

12. Расторжение брака в судебном порядке:

а) при отсутствии согласия одного из супругов на расторже­ние брака;

б) при взаимном согласии супругов на расторжение брака.

13. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

14. Момент прекращения брака при его расторжении. Право­вые последствия прекращения брака.

15. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.

Практическое занятие 3 «Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака»

План практического занятия:

Основные вопросы:

Понятие брака по семейному праву.

2) Условия заключения брака.

3) Препятствия к заключению брака.

4) Порядок заключения брака. Государственная регистрация заключения брака.

5) Расторжение брака.

6) Недействительность брака:

а) основания и порядок признания брака недействительным;

б) лица, имеющие право требовать признания брака недейст­вительным;

в) обстоятельства, устраняющие недействительность брака;

г) правовые последствия признания брака недействитель­ным.

7) Иные основания прекращения брака.

8) Понятие, основания и порядок прекращения брака.

9) Расторжение брака в органах загса по заявлению обоих супругов.

10) Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов.

11) Расторжение брака в судебном порядке:

    а) при отсутствии согласия одного из супругов на расторже­ние брака;

    б) при взаимном согласии супругов на расторжение брака.

12) Момент прекращения брака при его расторжении. Право­вые последствия прекращения брака.

13) Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.

Групповая консультация (для ДОТ) «Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака»

Консультация проводится в форме вебинара.

Основные вопросы:

1) Какие существуют концепции природы брака? Какая из данных концепций наиболее близка вам и почему?

2) Дайте понятие брака и выделите основные признаки брака, закрепленные в российском законодательстве.

3) Дайте понятие условий заключения брака. Назовите и раскройте условия заключения брака по российскому законодательству.

4) Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

5) Дайте понятие препятствий к заключению брака. Назовите и раскройте препятствия к заключению брака по российскому законодательству.

6) Каков порядок заключения брака в России? Чем данный порядок регламентирован?

7) Назовите основания прекращения брака.

8) Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

9) С какого момента брак считается прекращенным при расторжении брака?

10) Какие правоотношения между супругами могут сохраниться при разводе?

11) Понятие, основания недействительности брака.

12) Санация недействительного брака, основания.

Самостоятельная аудиторная работа по разделу /

теме учебной дисциплины

Задание по аудиторной самостоятельной работе:

1) Решите задачу: С 1940 года Рыкова и Седов проживали вместе, не оформляя брачных отношений. В 1941 году у них родился сын.
В 1996 году Седов умер. Рыкова обратилась в суд с просьбой признать ее женой Седова. В своем заявлении она указала, что с Седовым они проживали совместно как муж и жена с 1940 года по день его смерти. Отсутствие регистрации она объяснила отказом Седова оформить сложившиеся между ними фактические брачные отношения. В настоящее время признание ее женой Седова необходимо ей для оформления наследственных прав. Как суд должен решить это дело? Изменилось бы решение суда, если бы Седов и Рыкова вступили в фактические брачные отношения в 1950 году?

2) Решите задачу: Лосев и Апина обратились в орган загса с заявлением о регистрации между ними брака. Через неделю после подачи заявления в этот орган загса пришла мать Апиной, которая потребовала, чтобы в регистрации брака было отказано. Свое требование она объяснила тем, что, по имеющимся у нее сведениям, год назад Лосев болел венерической болезнью и поэтому не имеет права заключать брак. В случае отказа удовлетворить ее требование мать Апиной собиралась обратиться в органы прокуратуры. Должно ли быть удовлетворено требование матери Апиной? Изменилось бы решение, если бы Лосев был болен ВИЧ-инфекцией?

3) Решите задачу: В органы загса обратились 16-летняя Зорина и 18-летний Пирогов с просьбой зарегистрировать их брак. По их словам, они уже в течение года поддерживают фактические брачные отношения и через 4 месяца у них должен родиться ребенок. Может ли орган загса зарегистрировать такой брак? Изменилось бы решение, если бы Зориной было 15 лет?

4) Решите задачу: Смолин, признанный судом особо опасным преступником, возвратился после отбытия наказания в свой родной город. Вскоре он познакомился с Долиной и предложил ей выйти за него замуж. Последняя сначала согласилась, однако, узнав о преступном прошлом Смолина, ответила отказом. Смолин начал угрожать Долиной, обещая ее убить, если она откажется от его предложения. Опасаясь за свою жизнь, Долина пришла в орган загса и подала совместное со Смолиным заявление, после чего брак был зарегистрирован. После регистрации брака Долина, воспользовавшись тем, что на короткое время осталась одна, убежала на вокзал, села в поезд и уехала в другой город к родственникам. Впоследствии она обратилась в органы прокуратуры с заявлением, в котором сообщила о случившемся. Какое решение должны принять органы прокуратуры?

Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
общая Самостоятельное решение задач Сверка полученных ответов
групповая Коллективное обсуждение рефератов Письменная работа в виде реферата и доклад по нему на практическом занятии с изложением актуальных вопросов по теме

Коллективное обсуждение рефератов по актуальным проблемам правового регулирования в семейной сфере предполагает выступления обучающихся на практическом занятии с подготовленными докладами по рефератам, в которых отражены актуальные вопросы по теме работы, обозначена значимость исследуемых вопросов, сформулированы предложения по направлениям развития отрасли права и ее отдельных правовых норм. После изложения доклада, выступающему могут быть заданы уточняющие вопросы. На коллективное обсуждение должны быть вынесены спорные, неоднозначно решаемые, неурегулированные вопросы правового регулирования отношений в семейной сфере.


Самостоятельная внеаудиторная работа по разделу /

теме учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи для обучающихся очной формы обучения Форма отчетности
общая Анализ учебной литературы и нормативно-правовых актов по заданной теме   Реферат   В день проведения практического занятия по соответствующей теме Ответы на вопросы на практическом занятии     Доклад на 3 минуты  

Перечень вопросов для самостоятельного изучения по теме и рекомендации по выполнению заданий

Вопросы для самостоятельного изучения:

1) Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

2) Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

3) Какие правоотношения между супругами могут сохраниться при разводе?

Вопросы для самопроверки:

1) Какие существуют концепции природы брака? Какая из данных концепций наиболее близка вам и почему?

2) Дайте понятие брака и выделите основные признаки брака, закрепленные в российском законодательстве.

3) Дайте понятие условий заключения брака. Назовите и раскройте условия заключения брака по российскому законодательству.

4) Дайте понятие препятствий к заключению брака. Назовите и раскройте препятствия к заключению брака по российскому законодательству.

5) Каков порядок заключения брака в России? Чем данный порядок регламентирован?

6) Назовите основания прекращения брака.

7) С какого момента брак считается прекращенным при расторжении брака?

8) Понятие, основания недействительности брака.

9) Санация недействительного брака, основания.

Примерная тематика рефератов и рекомендации по их написанию:

1) Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

2) Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

Рекомендации по написанию – см. Тему 1.1.

Форма текущего контроля по теме «Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака»: устный опрос.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины по теме: Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака - 4.1., 4.2.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 497.