РОЛЕВЫЕ СИГНАЛЫ И СИМВОЛЫ СТАТУСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Сигналы личности - Люшер М.)

Конечно, всякую деятельность и всякую социальную позицию можно обозначить термином «роль», как это сегодня часто происходит. Но когда именно таким образом расширяют понятие «роль», оно становится просто модным словечком без особого смысла.

При таком обобщении роль, например, «роль матери», могла бы обозначать совершенно различное:

ведь когда женщина становится матерью, то у нее появляются:

1. совершенно, другая функция (деятельность);

2. совершенно другое самопонимание;

3. совершенно другая социальная позиция.

Когда мать говорит своему ребенку: «Я принесла тебе куклу», то она говорит это в функции матери. Но когда она говорит: «Посмотри-ка, что тебе принесла твоя мамочка», то она отражает самое себя и играет при этом роль матери.

Поэтому я хотел бы уточнить понятие «роль» и ограничить его исключительно видом самопредставления человека.

Самоощущение человека (в смысле «ощущение самого себя») определяет подобно режиссеру, какую роль хотелось бы ему играть и какой реквизит (одежда, обстановка жилища и т.п.) следует применять при этом.

Р. Линтон четко и правильно определил обязанности и права, которыми обладает человек в обществе, как его статус. Пастух, например, имеет свой собственный статус, точно так же и федеральный канцлер или президент. В соответствии с этим, символы статуса меняют свое значение. Символы статуса являются знаками обязанностей и прав для позиции внутри общества. Символом статуса, например, являются: форменная одежда полицейского или служащего таможни, белый халат врача, длинная юбка монахини, знак «СД» на автомобиле дипломата, корона короля, ци­линдр трубочиста, высокий колпак шеф-повара, нару­кавная повязка паркового сторожа или санитара.

Такие же, например, титулы как «доктор медицины» и такие профессиональные обозначения, как «министр», «священник», «пенсионер» являются признаками статуса. „

Монахиня может иметь большее чувство вины, чем публичная девка; трубочист может носить свой цилиндр с большей гордостью, нежели король свою- корону.

Если серьезно говорить о социологическом определении понятия «статус», то ни автомобиль марки РОЛЛС-РОЙС, ни значок масонского клуба не являются истинными символами статуса. Ни собственная вилла с плавательным бассейном и многочисленной челядью, ни норковое манто, ни воскресное посещение церкви, ни лишенный всяких функций дворянский титул не обозначают общественной функции статуса. Однако в большинстве случаев все это зрелые сигналы ролей, так как они ничего не говорят о правах и обязанностях, но в большинстве случаев – очень многое об иллюзорном самосознании (самоощущении) этих людей.

Тот, кто переносит академический жаргон, тот может ознакомиться с соответствующей специальной литературой по этому вопросу: Линтон противопоставил статусу, то есть общественной позиции, занимаемой человеком, роль, как «динамический аспект». А в особенности Клоссенс и Тенбрук исследовали роль, как образование-Я в реакции на социальную структуру.

Еще в большей степени, чем эти авторы, я хотел бы ограничить понятие «роль» исключительно само­оценкой и вытекающим из нее поведением.

Итак, под ролью я понимаю не общественную позицию или статус (например, врача или матери), которую человек действительно занимает, не деятельность (например, врача или матери), которой человек действительно, занимается, но единственно и исключительно, оценку человеком его собственной личности его фиктивную самооценку.

Роли соответствует представление, что окружающий мир оценивает мою личность так, как я об этом думаю, что именно я означаю для другого человека (например, для партнера по любви, для партнера по браку, для моего сына, для делового партнера) или для общественной группы (то есть, например, для моей собственной семьи, для нации или для всего человечества).

Итак, под «ролью», я понимаю постоянно воображаемую (иллюзорную) самооценку и результирующее из нее поведение, а также образ действий человека.

Разумеется, определенные достижения можно, оце­нивать как объективные факты, но тот, кто исходит из фикции, что его иллюзорная самооценка также соответствует действительности, и строит свое поведение сообразно с этим, тот играет роль.

Играние роли имеет свою психопатологическую кульминацию в параноидальном нарушении мышления («Я китайский император») и свою невротическую кульминацию в истерическом заболевании с психосоматическими симптомами.

Иллюзорное самоощущение постоянно является определяющим для того, играет ли кто-либо роль и какую именно этот кто-либо хотел бы играть по отношению к обществу.

Предпосылкой для всякой ролевой игры является самоощущение, которое вырождается в иллюзорную самооценку («я глуп или умен, красив или непривле­кателен, незначителен или влиятелен»).

Учение Сатипаттханы о йоге и учение Сократа («Я знаю, что я ничего не знаю»), оба они старались уберечь людей от инфантильной и тяжкой по своим последствиям самооценки. И поскольку многих людей не удалось привести к такому самосознаваемому смирению, Я-греза от самовосхищения и до, в боль­шинстве случаев, неосознаваемого чувства собственной неполноценности сыграла с ними свою злую и мрачную шутку.

Исходя, например, из непомерного стремления к значимости или из честолюбия, можно играть роль «героя» и даже пожертвовать этому идолу имущество и жизнь. Истинное же самоощущение стремится исключить всякую переоценку себя. Оно избегает само-иллюзионирования (самоиллюзий, самообмана), которое может выступать и действовать, с одной стороны, в виде идола-Я и роли-идола, а, с другой стороны, одновременно –  в виде страха-Я и роли-защиты. Эгоцентрическое само-иллюзионирование препятствует доступу к действительности и, тем самым, к самовоплощению.

Обе эти сферы, как иллюзорная самооценка, так и отношение к окружающему миру, распадаются на противоположности: иллюзорная самооценка, с одной стороны, расщепляется на «идол-Я», которое себе воображают (например, желание жить удобно и уютно), а с другой стороны, на тайное «страх-Я» и внутреннюю нужду (например, оказаться несоответствующим требо­ваниям, спасовать перед жизнью).

Отношение к окружающему миру также расщепляется на полярные образы действий. С одной стороны, на роль-идол, на «целевую программу», к которой стремятся и которой домогаются, а с другой стороны, на роль-защиту, то есть /на такую ситуацию, которой стремятся избежать, так как. она пугает своей опасностью. Эта та самая ситуация, от которой себя оберегают с помощью, различных предлогов и отговорок: «Я поостерегусь» или «Я не могу себе этого позволить», «Я не могу себе позволить пребывать в состоянии удобств и уюта», «У меня просто нет времени для таких удовольствий и наслаждений». И наоборот, «целевая программа» того же самого человека может, например, гласить: «Я хочу самоутвердиться и иметь успех».

 

ЦВЕТОВЫЕ ТИПЫ

Цветовые типы поведения

Наименование; цветов Элемент Самоощущение Вид поведения
Люшеровский красный (желто-красный цвет) Огонь Оживленное, деятельное, воодушевленное Активное
Люшеровский синий (темно-синий цвет) Вода Довольное, удовлетворенное Спокойное
Люшеровский зеленый (темный, сине-зеленый цвет) Земля Серьезное, строгое, важное Настойчивое
Люшеровский желтый (светло-желтый цвет) Воздух Веселое, радостное Общительное, отзывчивое

 

Понятием «тип» я постоянно обозначаю определенную структуру поведения, а вовсе не сущность человека.

Таким образом, «тип» не обозначает ничего другого кроме манеры поведения, которая в определенном смысле преобладает у данного человека Таким образом, один и тот же человек может быть «красным типом» в сексуальном смысле и «зеленым типом» в смысле оформления своего жилища.

Я различаю четыре основных типа поведения. В таблице каждый тип поведения обозначен цветом, который с помощью Цветового Теста Люшера был исследован экспериментально. Кроме того, для каждого цветового типа приведены символический «элемент», самоощущение и вид поведения.

Целью красного типа поведения является покорение, желание иметь успех и чувствовать сколького он может добиться.

Целью синего цвета является удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви сопринадлежности, единстве и тесной, гармонической связи, гармоническом единении.

Целью зеленого типа является уверенность. Он хочет удержаться и быть уверенным, что он как личность, обладает значимостью, что с ним, как с личностью, считаются.

Целью желтого типа является беззаботная свобода. Он ожидает от всего нового лучших возможностей, которые освободят его от ограничений, препятствий, помех или забот.

РОЛЬ-ИДОЛ И РОЛЬ-ЗАЩИТА

Человек, реализующий один из четырех основных типов поведения, может вести себя полярно противоположным образом.

Так, когда он преследует типичную для него цель, которая является для него своего рода идолом, то он играет свою роль-идол.

И, наоборот, то, что он делает, чтобы защититься, от чего-либо, чтобы чего-либо избежать – все это есть его роль-защита.

Например, человек, реализующий красный тип поведения, принимает всякий брошенный ему вызов, поскольку он хочет действовать сильно и успешно. Это его роль-идол.

Роль-защиту же, он играет тогда, когда он чувствует, что предъявленные к нему требования чрезмерно завышены, когда он злится и досадует, когда он впадает в бессильную злобу или защищается от чрезмерных требований с сердечными болями.

В таблице сведены воедино основные типы поведения согласно люшеровской теории функциональной психологии и даны их общие характеристики.


 

Основные типы поведения в функциональной психологии

Самоощу щение-Я

Поведение по отношению к окружающему миру

Синий Зеленый Красный

Желтый

Идол - Я(+)

Роль-идол

«Цель»(стремление к...)

(переоцени-ваемое само- сознание) Притязание: абсолютно Я хочу безусловно +1 Удовлетво- рение Одурманивание Регрессия +2 Значимость Импониро- вание Позиция престижа +3 Переживание Возбуж-денность Мания к приятному раздражению

+4

Независимость Поиски

Бегство от проблем

Норма -Я ( = )

Самовоплошение (самореализация)

(нормальное самосозна- ние) Притязание Относительно (Я хотел бы...) = 1 Покой Разрядка, pасслаб-ление Довольство = 2 Твердость Упорство, инертность Само- управление

= 3

Возбуждение

Движение

Активность

= 4 Свобода Изменение Расцвет, разворачивание
Страх-Я

Роль-защита

«Защита» (страх Перед)

(-) (недо-оцениваемое самосознание) Притязание: абсолютно нет (Я ни в коем случае не хочу...) -1 Отсутствие приятного раздражения Скука Отчуждение -2 Затрудни-тельное положение, стеснен-ность Ограниче-ния, препятствия Принужде-ние

-3

Переразд-ражение

Пресыщение, постылость

Истощение

-4 Потерянность Заботы Утраты
           

 

Контрольные вопросы к разделу

1. Как происходит развитие, функционирование и смена модных стандартов и объектов?

2. Какие измерения имеет модное изменение?

3. В чем состоит процесс модной инновации.

4. В чем проявляется действие моды, как социального регулятора?

5. Какие особенности одежды могут служить характеристиками личности?

6. Как зависит скорость принятия модных решений от темперамента и характера?

7. Каковы сигналы, выражаемые одеждой.

8. Виды модных циклов?

9. Проблема моды и массового сообщества.

10. Типология модной публики.

11. Феномен моды как коммуникации от производителя к потребителю.

 

 


Раздел 4. Стиль в одежде

Деловой дресс-код.

Анализ индивидуального стиля в одежде в зависимости от различных факторов. Характеристика влияния природных и социальных факторов на стиль в одежде. Стиль делового человека.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 276.