Формирование гардероба делового мужчины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Костюмы и сорочки

Оптимально иметь в гардеробе два-три дорогих костюма неброских цветов, один из которых костюм-тройка. Двубортный пиджак выглядит более официально, чем однобортный, однако он не всегда может быть рекомендован невысоким мужчинам.

Ткань должна быть хорошего качества, мягкой, с матовой поверхностью. Особо ценится прочность материала, он должен выдерживать частые чистки и выглядеть при этом превосходно.

Синий костюм в темном или светлом варианте поможет произвести впечатление авторитетного человека. Традиционный серый костюм от светло-серого с оттенком коричневого до темно-угольного создает впечатление доступности и доброжелательности. Подобные костюмы выгодно смотрятся при встрече с новыми клиентами или при поездке за границу.

Цветной костюм оливкового, стального, синевато-серого, желтовато-зеленого, цвета “баклажана” производит эффект изысканности.

Классический вариант – костюм в тонкую полоску (допустима цветная нить). Подходящий по цвету галстук тоже может быть полосатым. Но использование полосатых рубашек в этом случае не рекомендуется. В сочетании с костюмом они создают эффект ряби в глазах.

Костюм в клетку подходит для полуделовых, полусветских мероприятий.

В гардеробе делового мужчины необходим и спортивный пиджак. Он может иметь накладные карманы, кокетки. Если на работу позволительно ходить в джинсах, их носят именно со спортивным пиджаком.

Хороший костюм частично изготавливается вручную. Никакая машина не заменит искусства портного при втачивании воротников, прокладывании укрепляющего материала и посадке рукавов.

В ансамбле мужской одежды велика роль сорочек. Можно иметь пару костюмов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смотреться эффектно и свежо. Но при обязательном условии: иметь не менее дюжины различных сорочек. Чаще всего в деловом мире используются белые или светлых пастельных тонов (голубые, бежевые, цвета “слоновой кости”, бледно-голубые, бледно-розовые, персиковые, в полоску) сорочки. Холодные тона используются чаще.

Не исключаются рубашки в мелкую, тонкую, чуть заметную клетку. Они идеально смотрятся с галстуками, цвет которых гораздо насыщеннее и темнее тона клетки. Как правило, галстук вообще должен быть темнее рубашки.

Пестрые и клетчатые рубашки обычно носятся без галстука. Если же с галстуком, то лучше гладким. Сорочки спортивного типа застегиваются под горло. Модные и практичные рубашки с воротником-“стойкой” и рубашки Polo не требуют галстука.

Манжеты сорочки должны быть видны из-под рукавов пиджака примерно на 1-2 см, а ее воротник виден из-под воротника пиджака на 1 см.

Смокинг, визитка, фрак

Если деловой человек успешно делает карьеру, то возникают ситуации, когда необходим смокинг.

Сегодня смокинг – наиболее распространенный (но не единственный) парадный вечерний мужской костюм

Это обычный костюм-двойка, двубортный или однобортный (последний в классическом виде часто с шалевым воротником). Отличается он атласным покрытием лацканов и атласными лампасами на брюках. Шьют смокинги из тонкого шерстяного трико или крепа, плотного матового шелка.

По традиции это костюм черного цвета, хотя в последнее время все чаще встречаются смокинги и других цветов темной гаммы. Белый смокинг носится только летом в особо торжественных случаях, он отличается от черного только цветом.

Рубашка к смокингу носится только белая, гладкая или с рюшами, из очень тонкого хлопка или шелка, со специальными, слегка украшенными по сравнению с обычными рубашечными пуговицами или с потайной застежкой – ведь ее не скрывает галстук; как правило, со стоячим воротником с отвернутыми уголками, под черный галстук-бабочку (из бархата или шелка).

Поверх рубашки надевается черный жилет или черный шелковый пояс. Можно использовать жилет с рисунком.

В последние десятилетия утвердилось, что галстук может быть любого цвета и даже слегка пестрым. Черную бабочку носят политики и пожилые бизнесмены, прочие же, менее формальные люди могут позволить себе butterfly tie красный, лиловый в “горошек” или paisley (“турецкий огурец”), даже с крупным рисунком. Нужно, чтобы галстук был из одной ткани с обязательно надеваемым под однобортный смокинг шелковым жилетом-кушаком. При двубортном эта деталь не обязательна – но с ним и галстук носят только черный.

Ни в коем случае нельзя надевать со смокингом белую бабочку, т. к. в приличном ресторане вас могут принять за официанта. К смокингу необходимы черные носки и черные туфли. Туфли на толстой подошве не уместны – только тонкие, лучше всего без шнурков, глубокие лодочки. Лакированные возможны, но не обязательны.

Из верхней одежды — черное пальто, темная шляпа, темные перчатки.

В настоящее время смокинг стал профессиональной одеждой банкиров, участников презентаций, действительных членов всех фестивальных жюри. Если гостей приглашают в смокингах, то на приглашении обязательно указывается “Black tie”.

В случае, если в левом нижнем углу приглашения написано “Grey hat”, то это означает, что необходимо быть в “визитке” (не путать с кожаной сумочкой, которую в России носят вместо кошелька). Именно визитка до сих пор принята в настоящем высшем свете для дневных торжеств и посещения наиболее престижных ипподромов.

Визитка представляет собой как бы удлиненный до колен (чуть выше) смокинг серого цвета. Брюки к ней надевают специальные, тоже темно-серые, в узкую светлую полоску. Галстук не бабочка, а длинный, жемчужно-серый, гладкий или в белую косую полоску, белый “горох”. Рубашка смокинговая, жилет белый из ткани “пике” – плотной бумажной диагонали в выпуклый рубчик. Обувь – вечерняя. Немаловажная деталь: к визитке вместо шелкового белого или цветного платка в нагрудном кармане принято носить бутоньерку, цветок (настоящий или шелковый), приколотый к левому лацкану. Обычно это белая гвоздика.

Надпись на приглашении (“серая шляпа”) означает: ко всему этому положен серый невысокий цилиндр, шелковый головной убор.

Фрак — это парадный мужской костюм, используемый в особо торжественных случаях. Фрак одевается, как правило, после шести часов вечера для участия в официальных церемониях, приемах, балах. Фрак — обязательная одежда для дирижеров.

Фрак представляет собой пиджак с шелковыми лацканами и длинными шлицами (поэтому в обиходе фрачная пара иногда именуется “хвосты” — “tails”). В боковые швы фрачных брюк вшиты сатиновые ленты. рубашка – обязательно с крахмальной грудью, может быть – с отдельно пристегивающейся жестко накрахмаленной манишкой.

К фраку положено надевать белый пикейный жилет и белый галстук-бабочку. Поэтому, если гостей приглашают во фраках, на приглашении обязательно указывается “White tie” (белый галстук). Галстук: именно белая бабочка. Совершенно наоборот, чем со смокингом: черный жилет и черный галстук-бабочку к фрачной паре носят только метрдотели и официанты.

Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный костюм фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена). К фраку положено носить черные носки и черные лаковые туфли

Если на улице холодно, к смокингу и фраку пальто обязательно черное, из тонкого, костюмного материала, чуть длиннее обычного, нередко с черным бархатным воротником. К такому пальто – длинный белый, шелковый или из самой тонкой шерсти шарф, свисающий свободно на грудь. На руки — тонкие белые перчатки (не кожаные). Традиционалисты к вечернему костюму надевают не пальто, а специальную черную длинную накидку-пелерину, без рукавов, на белой атласной подкладке, но это слишком. Как, собственно, и сам фрак, и тем более визитка.

Пальто

Распространенные среди корректных джентльменов покрои пальто мало, разве что длиной, отличаются от покроя пиджаков: однобортные или двубортные с “пиджачными” лацканами, с нагрудным карманом, слегка приталенные, с пуговицами на обшлагах. Объем соответствующий, чтобы надеть поверх костюма. Шлица, как правило, одна, сзади, довольно длинная, но застегивающаяся на незаметную пуговку; шелковая, иногда стеганая подкладка; пояс, накладные карманы, “опущенные” лацканы – дань спорту и стилю trench. Самые изысканные пальто – с бархатным воротником, совсем изысканные (на грани мужественности) – с меховым воротником. Приверженцы “military” носят чисто английский вариант, нечто среднее между пальто и шинелью: двубортного “пиджачного” кроя, с “футбольными” пуговицами, но с погонами.

Главное в пальто – ткани: верблюжья шерсть и кашемир. Теплые, легкие, водоотталкивающие, они стали основой классического пальто. Менее типичны tweed или lambswool.

Хотя кожа и мех периодически входят в моду, в корректном деловом мужском гардеробе отсутствуют кожаное, меховое пальто (шуба), дубленки. Серьезному деловому человеку лучше удовлетвориться тонкой шерстью. Кожа – материал спортивно–военно–приключенческий. Из тех, кто носил кожаные пальто-регланы, не греша против вкуса и здравого смысла, стилисты называют асов двух мировых войн, доблестных чекистов и их коллег в третьем рейхе. Если в городском стиле – в транспорте и на улицах – кожаная одежда оправдана, то господин, выходящий из лимузина в одежде пилота биплана, по меньшей мере странен.

В шубы одевались полярные путешественники, но в последние десятилетия и эти мужественные люди перешли на нейлоновые парки с использованием утеплителя Gore-Tex. Из отечественных мужчин натуральные меха носит Борис Моисеев.

Что же касается дубленок, то с ними дело обстоит не так просто. Классический английский стиль допускает, что в экстремальных условиях – мороз ниже десяти градусов по Цельсию, охота в Лапландии, путешествие в Россию и другие встречи со стихией – джентльмен может позволить себе такую экстравагантность.

Любимый цвет джентльменов – натуральный “верблюжий”, бежевый. Обитатели City, читатели Financial Times, убежденные горожане выбирают темно-синий или черный мягкий.

Деловой стиль диктует жесткие ограничения по цвету, длине, ширине пальто. Пальто может быть несколько ниже колена, точно до колена или чуть выше, подогнано по фигуре или немного просторным – в зависимости от моды и индивидуальных привычек. Но пальто не может быть до щиколоток, сползающим с плеч, красным, голубым, изумрудно-зеленым и сиреневым.

В настоящее время, как и много лет назад, лучшие "классические" пальто шьются вручную. Причем речь идет не о haute couture, а о готовом платье, но сделанном известными мастерами мужской моды, например, фирмой Baldessarini, Zegna Ermengilolo; пуговицы, подкладка и рукава вшиты руками, а это значит – наиболее точно и аккуратно. Кроме того, в борьбе за максимальное приближение к природе именитые итальянцы никогда не проклеивают борта, поэтому их пальто не страшны ни капризы погоды, ни химическая чистка.

Плащи

Изобретение, сделанное на рубеже веков мистером Макинтошем, внесло еще один шотландский вклад (после твида и клетчатой ткани tartan) в мировой арсенал мужской одежды и сделало имя изобретателя названием плаща.

Один из вариантов плаща из водоотталкивающего хлопчатобумажного или шерстяного габардина имеет признаки форменного покроя, оставшиеся после первой мировой войны: двубортный, с погонами, поясом, множеством хлястиков, позволявших наглухо застегивать воротники и манжеты, с пелериной-кокеткой, застегивавшейся поверх бортов и дополнительно перекрывавшей все входы ледяной воде. Этот фасон, trench-coat, то есть, “пальто-френч”, не увядаем. “Плащ с погончиками”, легкий или с теплой клетчатой подстежкой и дополнительным шерстяным воротником, и по сей день любим мужчинами.

Другой классический покрой макинтоша – сугубо мирный, происходящий по прямой от редингота, наглухо застегивающейся одежды для верховой езды в холодное время. Однобортный, с небольшим воротником, чаще всего с потайной застежкой (чтобы через петли не дуло и не заливало), с длинной шлицей или складкой сзади (для удобства в седле), нередко называемый по покрою рукавов “реглан”. Самая знаменитая английская фирма, производящая плащи, в основном описанных выше двух вариантов – Burberry. Также эта фирма производит не менее знаменитые шарфы, и вообще любую одежду и дополнения (особенность – клетка специфического рисунка, чаще бежевых оттенков: подкладка плащей, шарфы, кепки и панамы, сумки...) – но прежде всего плащи. Англичане так и говорят о плаще, с маленькой буквы: что-то прохладно, а я не надел свой burberry... Вторая, почти столь же знаменитая фирма, с тем же набором производимого – Aquascutum, и еще сотни фирм во всему миру производят эту универсальную, почти одинаковую для мужчин и женщин одежду: trench-coat или reglan, белые, бежевые, хаки, темно-синие, черные, без подкладки и теплые, с пристегивающимися капюшонами и воротниками, из грубого “рыбацкого” брезента и тончайшего коверкота, незаменимые весной и осенью.

Галстуки

Галстук в мужской одежде занимает особое место. Его обязательно носят государственные чиновники и бизнесмены, банкиры и дипломаты. Отсутствие галстука подчеркивает свободный стиль жизни и поведения, характерные для художников, писателей, актеров — хотя и они прибегают в особых случаях к своего рода галстукам — шейным платкам. Галстук-бабочка является непременным атрибутом одежды музыкантов, лиц некоторых других профессий.

Наконец, приглашая гостей “без галстуков”, организаторы подчеркивают неформальный характер встречи, располагающий к прямому обмену мнениями, характерному для друзей.

Главный секрет в подборе галстука – соответствие имиджу владельца. В целом мужская одежда для официальных случаев оставляет не так уж много возможностей для самовыражения. Галстук — это одна из немногих деталей гардероба мужчины, которая позволяет ему подчеркнуть настроение, привлечь внимание или выразить особые чувства. Галстук может рассказать окружающим о том, что его хозяин находится на вершине карьеры или же что он принадлежит к узкому кругу выпускников престижного университета. Неудачно выбранный или небрежно повязанный галстук наглядно демонстрирует плохой вкус своего хозяина.

При выборе галстука основное внимание следует уделить его качеству. По правилам, галстуки изготавливают из специальных тканей типа репсов и атласов. Наиболее популярны галстуки из набивного и жаккардового шелка. Светлая легкая шерсть хороша с тяжелым костюмом в прохладную погоду. Хлопчатобумажные и льняные галстуки используются летом.

Ширина галстука должна соответствовать ширине лацканов пиджака — чем шире лацканы, тем шире может быть галстук. По длине в большинстве случаев стандартный галстук завязывается так, чтобы он слегка перекрывал пряжку брючного ремня. При этом при завязывании такого узла широкий конец галстука закрывает узкий на 30-33 см.

В официальной одежде практически повсеместным правилом является галстук темных тонов в сочетании со светлой сорочкой.

Черный галстук к белой рубашке обязателен при выражении скорби и соболезнования.

Черный галстук-бабочка стал синонимом смокинга, а белый галстук-бабочка — фрачного костюма.

Как правило, в большинстве ситуаций следует избегать слишком ярких галстуков с асимметричным или другим броским рисунком, картинками или незнакомыми гербами и символами (они могут поставить в неудобную ситуацию).

Особым шиком считается, когда рисунок галстука повторяет рисунок самого костюма или жилетки.

Для особенно торжественных случаев используют комплекты “галстук + платок” (Lanvin). При этом платок должен быть пестрее, ярче галстука. Галстук только задает тему, а в платке она раскрывается полностью, будь то орнамент или геометрический узор.

Современная деловая мода возвращается к тщательно выстроенной элегантности и тяготеет к изысканной консервативности. Деловые галстуки сейчас простые, спокойные, глубоких тонов, большей частью однотонные или с очень деликатным рисунком. Большую популярность в последнее время получили галстуки в классическую широкую полоску наискосок, в том числе в “американском” стиле — в диагональную сине-красную полоску.

С галстуком можно носить специальный зажим или булавку-заколку, фиксирующие концы галстука.

В последнее время в неофициальных или иных особых случаях широкое распространение, в том числе и среди мужчин, получило использование шейных платков, завязанных в “галстучном” стиле. Такой платок может удачно подчеркнуть индивидуальность, если он гармонирует с костюмом и соответствует случаю. Как правило, платок уместен в сочетании с костюмом свободного стиля, надеваемым для неформального приема.

Такой “галстук” может завязываться одним из “галстучных” узлов, как правило, достаточно свободно, со складкой на узле. При этом узел в отличие от галстука может не затягиваться плотно на шее.

В гардеробе делового человека количество галстуков должно превышать число рубашек и пиджаков. Галстук призван, в первую очередь, подчеркнуть крой и фактуру пиджака. Поэтому, выбирая его, необходимо иметь четкий ориентир – пиджак, с которым он будет лучше всего смотреться. Выбор рубашки – это следующий этап. Один дуэт “пиджак и галстук” может дополняться разнообразными сорочками.

По своей цветовой гамме галстук должен соответствовать и остальному костюму — в том числе носкам и туфлям.

Обувь

Обувь – важный элемент в формировании имиджа мужчины. В любом случае она должна быть хорошего качества и соответствовать общей цветовой гамме костюма. В подавляющем большинстве случаев предпочтение следует отдавать высококачественной кожаной обуви, соответствующей сезону и стилю одежды. Предпочтительна обувь из мягкой матовой кожи, которую можно носить практически всегда.

Обувь должна быть чистой, хорошо начищенной, удобной и немного разношенной.

Если погодные условия требуют ношения грубых башмаков, сапог — следует переобуваться после прихода с улицы в офис.

Более других к деловому костюму подойдут кожаные туфли со шнуровкой. Мокасины (туфли без шнурков) во многих профессиях считаются неподходящей обувью. Для предпринимателей не годятся также прочные туфли на тяжелой подошве, туфли с толстой окантовкой и перфорацией, так как выглядят старомодными и неуместными, особенно если человек работает на международном уровне.

Некоторое время тому назад большой популярностью пользовалась лакированная обувь. Сейчас она осталась принадлежностью только смокинга или фрачного костюма, но и здесь постепенно выходит из употребления.

Правила этикета не допускают ношение замшевой обуви с официальным костюмом — она остается для неформального стиля одежды.

Широкое распространение в последнее время получила обувь спортивного типа. Но лучше оставить ее для неформальных случаев. Плохим тоном считается сочетание такой обуви с костюмом, тем более на приеме или в театре.

Как правило, следует избегать комбинированной (разноцветной) обуви, обуви со слишком бросающимися в глаза крупными блестящими деталями — пряжками, эмблемами и т. п. Употребление обуви с эмблемами вообще не приветствуется мужской модой — исключение может составлять обувь от известных дизайнеров.

Носки

Не уделив должного внимания выбору носков, мужчина рискует разрушить свой образ серьезного делового человека.

Первое, на что необходимо обратить внимание при покупке носков – это состав материала. Следует отказаться от моделей из искусственных волокон. Допустим лишь малый их процент (до 5), необходимый для поддержания формы изделия.

Поэтому лучше выбирать натуральные компоненты или их смеси (шерсть и хлопок, шелк и хлопок и т. п.). Волокна дышат и ноги остаются сухими целый день. Натуральные носки хорошо держат размер. Тщательно вывязанная пятка встанет на свое место лишь в том случае, если носки подобраны по ноге. Носки же с синтетическими добавками могут растягиваться на несколько размеров, о чем обычно и сообщается на этикетке изделия, например 40-43.

Цена на носки во многом определяется престижностью фирмы-производителя. Nina Ricci, Versace, Ganfranko Ferre, Grigioperla выпускают носки в качестве дополнения к центральной коллекции по очень высоким ценам – от 50 до 120 долларов за пару. Безусловно, качество этой продукции вне конкуренции. Однако на каждый день можно подобрать носки проще, главное, чтобы они сочетались с костюмом и обувью.

Носки повторяют общий тон брюк и ботинок и сочетаются с ними по цвету. Яркие насыщенные, кричащие изделия хороши для отдыха и спорта, но только не для деловых будней. Цвета не должны быть экстравагантными. Наиболее приемлемы для делового костюма спокойные нейтральные тона, цвета от светло-серого до угольного, от бежевого до цвета жареного кофе, все оттенки синего, оливкового, приглушенного изумрудного, черный, темный бордо.

Белым носкам вообще нет места в деловой одежде, даже под костюм с белой рубашкой. Также неприемлемы орнаменты, изображения героев комиксов, большие надписи типа “FREESTYLE” (такие носки приемлемы лишь для спортивной и домашней одежды). Рисунок на носке допускается, но он должен быть мелким, очень органичным: аккуратные гербы, фирменные знаки, точки, умеренная английская клетка и даже маленькая металлическая заклепка-украшение в верхней части носков.

Для приемов, презентаций, то есть там, где без смокинга не обойтись, разработаны специальные носки. Они самые простые и в то же время наиболее изысканные. Носки под смокинг черные из тончайшего шелка и обязательно высокие: этикет не позволяет показывать открытые участки ноги. Повседневные носки тоже не должны быть короткими.

Аксессуары в деловом стиле

Дополнения столь же важны для имиджа, как и одежда. Аксессуары в туалете мужчины играют более значимую роль, чем у женщин, возможно, в силу их относительно меньшего числа.

Все эти детали туалета должны быть максимально высокого качества. Следует избегать дешевых изделий из анодированного алюминия или пластика. Если современная мода допускает для женщин использование пластика, дешевых металлов, то для корректных деловых мужчин требования к аксессуарам со временем мало в чем изменились. Некоторое исключение делается для ручек, но и здесь предпочтительно использовать высококачественные изделия.

Известно, что наивысшей пышности мужской костюм достиг в средние века, когда, не боясь показаться женоподобными, мужчины не только унизывали перстнями пальцы, но и осыпали драгоценными камнями одежду. Конец неслыханной роскоши положил только XIX век. Набор драгоценностей стал признаком не богатства, а вкуса. Этикет XIX века предусматривал в одежде и украшениях строгие правила, напоминающие военный устав. Мужчина мог позволить себе только запонки, булавку для галстука, сдержанные кольца (по одному на третьем или четвертом пальцах каждой руки, не более), брелоки и часы. Причем в качестве вставок могли использоваться только жемчуг или бриллианты, цветные камни считались дурным тоном. Постепенно в Европе привилась культура мужской строгости. Избыточные мужские украшения стали знаком гангстерского стиля или же стремления бросить вызов обществу.

На пороге третьего тысячелетия мода возвращает традиции мужского самоукрашения. Потребительский интерес постоянно подогревается новыми предложениями кутюрье. Самые решительные из них утверждают, что сегодняшний мужчина может позволить себе все. Или почти все.

Это своеобразное восстановление мужчины в его правах совпало с торжеством элегантного стиля. В одежде его воплощением стали двубортные пиджаки, рубашки с манжетами для запонок и яркие галстуки, рисунок которых дополняют булавки и заколки. Мужчине, желающему подчеркнуть свою утонченность, дизайнеры предложили маленькие драгоценные изделия, способные быть незаметной частью классического костюма. Кроме традиционных запонок, напуговниц и браслетов, почти забытых и вновь вернувшихся, появились и совершенно новые варианты украшений, как выдержанные в строгой классике, так и весьма экстравагантные. В мужскую ювелирную моду вернулись цветные камни и перламутр. Самым “мужским” из драгоценных металлов признана платина – благодаря хроматической строгости и важной роли, которую она играет в современных технологиях. Со сдержанностью и аскетизмом покончено: украшения для мужчин оригинальностью дизайна и изощренностью выполнения вновь начали соперничать с женскими.

Вместе с часами, запонками, булавками для галстука и браслетами в тот набор изящных вещиц, который считается частью имиджа современного джентльмена, вошли аксессуары, которые не соединяются с костюмом, но подчеркивают респектабельность их владельца: выполненные из благородного металла портсигар, брелок, зажим для банкнот; из высококачественной кожи – ремень, бумажник, футляры для визитных карточек, очков, ключей. Дорогими и престижными ювелирными изделиями могут быть зажигалка и авторучка.

Проблема выбора становится основной для человека со средствами, стремящегося ненавязчиво подчеркнуть это обстоятельство. Дорогой костюм и часы хорошей марки – это уже униформа. Удачно подчеркнуть собственную исключительность с помощью дорогостоящих мелочей обычно удается лишь счастливцам, от природы обладающих хорошим вкусом. Ориентироваться на рекомендации созидателей моды – великих кутюрье и дизайнеров – с каждым днем все труднее, поскольку мужская мода идет вперед стремительными шагами, в своей непредсказуемости обгоняя женскую. То, что сегодня считается хорошим тоном, завтра может стать смешным.

Тем не менее есть несколько общих правил, которые остаются в силе, несмотря на все гримасы моды.

Первое основано на том, что драгоценности, которые носит мужчина, всегда являются неким набором знаков, своеобразным посланием, которое легко расшифровать. Многочисленные цепи, серьги, браслеты, обилие значков относят мужчину в разряд молодежной компании, еще не определившей свой профессиональный выбор. К примеру, толстые золотые цепи и браслеты – устойчивый символ гангстерского стиля. Поэтому, выбирая украшения, всегда нужно знать, как это носится и для чего.

Кроме того, украшения всегда рассматриваются в культурном контексте: например, для испанца массивный перстень – дань традициям, а не вопрос вкуса.

Третье правило из области психологии: драгоценности требуют от их обладателя уверенности в своем вкусе и в самом себе.

Драгоценности предполагают и присутствие доли артистизма – они подобны декорации, которую надо уметь обыграть. А некоторые новинки, предполагаемые ювелирными фирмами, рассчитаны и на хорошее чувство юмора – иначе они сделают мужчину смешным. Словом, если нет уверенности в правильности выбора – лучше не носить ничего, кроме неизменных часов. Исключением, которое подтверждает все эти правила, являются фамильные драгоценности, обычно они выглядят естественно. Или ювелирные изделия, созданные знаменитыми художниками, действительно безупречные. Символ нынешнего времени – неброские вещи хорошего дизайна, чистой композиции.

Большую роль в подчеркивании единого стиля могут сыграть аксессуары, выполненные в одной манере.

Часы – самый важный, дорогой и престижный аксессуар делового мужчины.

Классический деловой стиль отдает предпочтение элегантным классическим часам со стрелками, на простом ремешке телячьей кожи. При этом не рекомендуется ремешок черного цвета, дешевые широкие браслеты.

Это не исключает использования кварцевых часов. Механические и кварцевые часы значительно отличаются конструктивными и потребительскими свойствами. Существует стереотип: кварцевые часы дешевые. Это не так. Прежде всего кварцевые часы более практичны, обращение с ними максимально упрощено, они незаменимы для деловых людей, ценящих удобство выше престижа и эстетических переживаний. Наиболее достойная марка таких часов – Rado. Кварцевые часы обладают непревзойденной точностью, не нуждаются в регулировке и смазке. Но срок их службы ограничен жизнью пьезокристалла и составляет около десяти лет.

Для тех же, кто ценит настоящую ручную работу, надежность и долговечность – механические часы остаются лучшими. Недостатком механических часов является именно сама механика, точнее все, что связано с любым механическим устройством – наладка, регулировка.

В любом случае – часы как предмет индивидуального стиля должны иметь историю. И если это действительно стильная вещь – ее ценность не в бриллиантах, украшающих корпус, а в качестве труда, вложенного в механизм, дизайн и отделку, в традициях и “родословной”. Известные марки позволяют выбрать часы на любой вкус и для любой ситуации. Они достаточно солидны для любого уровня, в то же время их нельзя назвать нарочито роскошными. Человек, который выбрал их, обладает несомненным вкусом и собственным достоинством, но не хотел бы, чтобы о нем сложилось мнение как о расточителе.

Зажим для галстука и запонки представляют собой классический дуэт и очень часто продаются в едином наборе. Их форма и материал весьма разнообразны и целиком зависят от моды и возможностей владельца.

Очень важно место, куда мужчина прикрепляет зажим. Если это художественное произведение, то можно зажим сделать заметным для обозрения. В обычных ситуациях лучше закреплять зажим на середине груди. Некогда по месту, где крепилась булавка для галстука (в узле или ниже его), с легкостью определяли происхождение человека.

Когда–то обязательные, запонки входят в моду лишь время от времени. Причем не только для манжет на рукавах, но и для воротничков. В конце 90-х интерес к запонкам для манжет усилился, в то время как от зажимов чаще отказываются.

Портмоне. Солидное портмоне придает уверенность в собственных силах, его элегантный вид помогает произвести должное впечатление на партнеров по бизнесу. Наличие значка престижной фирмы на портмоне – S.T. Dupont, Cartier, Mont Blanc, Texier, Petek, Bally и др. – позволит получить аванс доверия в ходе деловой сделки.

На ценность изделия указывает материал – только лучшие сорта кожи. Главным козырем в производстве кожгалантерейных товаров остается качество выделки сырья. Это невозможно подделать. Так что при выборе портмоне стоит подержать его в руках, пощупать кожу и сравнить выделку с другими моделями.

Главный принцип – портмоне должно сочетаться с другими кожаными деталями туалета. Практичнее всего подобрать его к портфелю и ключнице, другим мелочам – сигаретнице, футляру для очков. Это дорогостоящий, но беспроигрышный в отношении стиля вариант. При этом следует обратить внимание не только на цветовое сочетание, но и на схожую выделку кожи каждого из элементов в таком ансамбле.

Изысканно, но не практично, подбирать портмоне к ремню или к обуви. Такой выбор приемлем исключительно для мужчин, предпочитающих в своем гардеробе обувь одного типа.

Цветовое решение самих портмоне весьма разнообразно. Кроме традиционных коричневых и черных, весьма популярными являются цвета коньяка, шоколадный – (Texier, Petek), темно-зеленый (Paolo Fiocchi), серый (Mandarina Duck), кофе с молоком (Mont Blanc), бордо (Cartier, Bally). Для деловых будней не подходят портмоне слишком ярких цветов, перегруженные тяжелой фурнитурой.

Удобны модели, выполненные без застежки “хлястик”, скромные и надежные. Портмоне сейчас либо не застегиваются вообще, либо имеют клапан на кнопке.

И все-таки самая важная характеристика портмоне – его функциональность. Представление о нем как о массивном мужском кошельке для хранения наличности безнадежно уходит в прошлое. Засилье пластиковых денег диктует и смену внутреннего дизайна портмоне. Основной деталью становятся маленькие плоские кармашки (их количество может изменяться от двух до двадцати и даже более) для пластиковых и кредитных карточек. Самые популярные на Западе портмоне небольшого размера (в развороте 10 х 13 см) с множеством отделов для кредиток и с одним-двумя большими отделами для бумажных купюр. В наших условиях, когда без наличных денег пока еще трудно обойтись, лучше остановиться на более крупных моделях.

В таких портмоне предусмотрены отделы для бумажных денег. Причем длина самого портмоне определяется длиной именно этого отдела. Независимо от того, как располагается модель – вертикально или горизонтально, ее длина в развернутом виде должна быть чуть больше 100-долларовой купюры. Небольшие отделы на кнопке или “молнии” позволяют носить с собой еще и мелочь. Однако вряд ли необходимо превращать свое портмоне в грохочущий аксессуар.

Совершенно не принято набивать портмоне визитками и фотографиями. Желательно все-таки заполнять его пластиковыми карточками или наличными деньгами.

На приобретенном портмоне рядом с торговой маркой можно по специальному заказу выполнить тиснение собственной символики.

Ручки. Несмотря на тотальную компьютеризацию, иногда все еще приходится пользоваться пишущими принадлежностями. Ручка является важнейшей частью образа делового человека. На нее обращают внимание не меньше, чем на автомобиль или на костюм.

Короли и президенты государств имеют право подписывать международные документы только перьевой ручкой и исключительно черными чернилами. Служащие государственных учреждений, банков и любой солидной фирмы водят пером по бумаге. Перьевых ручек не стало меньше, даже наоборот. Чудеса техники позволяют делать их все более и более совершенными и дорогими. Наряду со швейцарскими механическими часами и изящной оправой очков хорошая перьевая ручка относится к разряду важных и дорогих безделиц, которые только и могут раскрыть истинный социальный статус своего владельца.

Среди престижных фирм, выпускающих дорогие авторучки, наибольшей популярностью в России пользовалась фирма Parker, она работает на российском рынке сорок пять лет. Нет ничего удивительного, что до сих пор большинство наших сограждан отдают предпочтение именно этой марке.

Подпись президента Ельцина на всех бумагах и документах сделана пером фирмы Sheatter. Другие престижные марки – немецкая фирма Mont Blanc и старейшая американская фирма Cross.

Портсигар и зажигалка. Курение — дурная привычка. Так считают во многих странах. Если же деловой человек не может от нее отказаться, лучше превратить курение в некий ритуал. В этом случае поможет портсигар хорошей работы, который может стать темой для разговора и тем самым удержит от очередной сигареты.

При наличии портсигара следует подобрать зажигалку, подходящую по стилю.

Ароматы для мужчин. Запах (parfum) – неотъемлемый элемент имиджа. Без него образ делового человека неполон, лишен индивидуальности. Ведь именно выбор запаха лучше всего отражает наше alter ego (второе “я”), посылая сигналы о настроении, мироощущении и собственно характере человека. Запах должен гармонично дополнять, а не разрушать образ.

Важно соблюсти единую гамму запахов, с которыми образ личности будут ассоциировать окружающие. Большое значение имеет умеренность в употреблении парфюмерии — то, что простительно женщине, для мужчин может стать признаком дурного вкуса. Излишек парфюмерии в общественных местах считается неуважением к окружающим.

С утра, отправляясь на работу или даже теннисный корт, уместнее пользоваться легкими, ненавязчивыми запахами. Вполне допустимо ограничиться едва уловимым ароматом лосьона после бритья (after shave). Туалетная вода (eau de toilette) уместна в любое время дня. Некоторые фирмы выпускают и мужские духи слабой концентрации (eau de parfum), они обладают весьма насыщенными запахами, очень стойки и хороши в большей степени для неофициальной обстановки на свидании или в ресторане.

Стиль деловой женщины

В экономически развитых странах в конце семидесятых годов женщины стали более активно заниматься карьерой, начали “пробивать стеклянный потолок”. Выросла популярность образа деловой женщины.

В связи с постоянным увеличением числа работающих женщин была осознана и сформулирована проблема формирования эффективного имиджа деловой женщины. Конкурируя с мужчинами в областях, которые традиционно считались мужскими, женщины хотели знать, как нужно одеваться, ухаживать за собой и вести себя, чтобы их принимали всерьез. Появился спрос на услуги консультантов по созданию имиджа и начались серьезные теоретические исследования в этой области. Сегодня эти проблемы актуальны и в российском обществе.

Многими исследователями отмечается, что к женщине в деловой сфере предъявляются, как правило, более высокие требования, чем мужчине. Чтобы добиться хотя бы половины того, чего достигли мужчины, женщине нужно знать и уметь намного больше.

Одна из основных проблем при создании образа компетентной деловой женщины заключается в том, что долгое время руководящие посты занимали преимущественно мужчины, и все сформировавшиеся оценки ориентированы на мужскую психологию. Положительный имидж мужчины: динамичный, напористый, агрессивный соответствует образу компетентного профессионала. Положительный имидж женщины в обществе: нежная, кроткая – то есть слабая и некомпетентная в деловой сфере.

Когда женщина пытается быть решительной, жесткой, копируя мужские модели профессионального имиджа, ее осуждают как мужеподобную “железную леди”.

Неприемлем и образ сексапильной кокетливой дамочки, которая, вовремя улыбнувшись или расплакавшись, всегда добьется своего. У мужчин женский костюм для работы должен вызывать уважение и уверенность в деловых качествах, а не возбуждать фантазии по поводу голых коленок, бюста под облегающим свитером или слишком обтянутых юбкой бедер (немного кокетства, скромная бижутерия, хорошие духи не помешают делу).

Деловая женщина при формировании своего имиджа должна избегать как излишне чувственных, сексуально провоцирующих элементов, так и утрированных мужских черт.

Проблема состоит в том, чтобы найти “золотую середину”. Женщина должна выглядеть профессионалом, оставаясь при этом женственной.

Стиль деловой женщины – сдержанная элегантность. Высокий уровень стиля вызывает доверие, симпатию, уважение партнера или подчиненных.

Когда обсуждают, как женщина должна выглядеть на работе, любят ссылаться на Америку, где могут и уволить, если ногти плохо ухожены и без лака. Иногда, наоборот, подсмеиваются над американскими “служебными мундирчиками” – неумирающими шелковыми блузками с юбкой, чулками в жару и обязательными туфлями на каблуках.

“Служебные мундиры”, в которые одевается деловая женщина, имеют свой глубокий смысл: костюм деловой женщины должен быть аккуратным, подчеркивать солидность фирмы и не отвлекать внимания от дела.

Одета как попало (то есть неподходяще для работы) в США значит: любые свитеры, джинсы, кроссовки, мини-юбка, все, что агрессивно просвечивает, блестит и звенит, что вызывающе ярко и цветасто.

Прекрасной иллюстрацией того, как одеваются американки на работу, является фильм „Working girl" с Мелани Гриффит в главной роли — история секретарши, которая волею случая занимает должность заведующей одного из ведущих отделов крупной фирмы. В нем хорошо видно, какое значение имеет в Америке то, как ты выглядишь на работе, что здесь поощряется, а что нет.

По одежде легко определить, где проходит граница, отделяющая низший персонал от высшего. Рядовые сотрудники-женщины носят блузки и юбки, секретарши — платья, а женщины-руководители — костюмы. Причем, чем выше по иерархической лестнице, тем больше обращается внимания на качество, фирму и цену.

Все, конечно, зависит от того, где и кем работает женщина. Продавщица писчебумажного магазинчика в маленьком городке может одеваться как ей заблагорассудится, лишь бы чисто и невызывающе. Но уже продавщица в магазинах таких фирм, как “Эсти Лаудер” или “Тиффани”, или в больших престижных универмагах должна быть элегантна, красиво причесана, иметь хороший макияж, безукоризненные руки и быть... супервежливой, даже если клиент – зануда.

Женщина-шеф крупной корпорации может быть одета менее ир to date, то есть не в соответствии с последним “писком моды”, но костюм должен быть безупречного качества, прическа хоть и скромной, но классной, а сумка и туфли — из очень хорошей кожи. Тому, кто хочет заключить контракт с ее фирмой, она сама должна внушать доверие. А вряд ли это относится к тем, кто одет слишком ярко и увешан плохонькой бижутерией, которая, может быть, и хороша для эстрады или дискотеки, но не для офиса.

В Америке свобода выбора костюма – часть нерушимого права человека на личную жизнь. Однако это право для свободного времени после работы или для тех, кто вообще не работает. В частной жизни американцы не делают замечаний друг другу — это считается признаком плохого воспитания и дурного тона. Но на работе правила диктует дирекция фирмы и работник должен их покорно принять. Шеф может требовать от сотрудника, чтобы он выглядел так, а не иначе, поскольку работа— это не частная жизнь.

Тот, кто не хочет подчиняться требованиям делового стиля, не может рассчитывать ни на хорошую должность, ни на хорошие заработки. Стоит добавить, что абсолютно все рабочие помещения в Америке оборудованы кондиционерами, а значит, длинные рукава, чулки и обувь на каблуках не в тягость, хотя хлопчатобумажная маечка и тапочки были бы, может, и удобнее.

Чем выше общественное положение женщины или статус мероприятия, тем строже стиль. Во всех случаях женщина-лидер должна одеваться не так, как вся публика, а как человек, занимающий ту должность, на которую она претендует.

Гардероб деловой женщины

Какой бы новый взгляд ни предлагали многочисленные журналы и передачи о моде, основой делового гардероба был и остается костюм. Самая естественная, гармоничная, проверенная временем одежда деловой женщины. Он к месту и в своем кабинете, и в чужом офисе, на переговорах и во время бизнес-ланча, на презентации или вернисаже.

Такие требования к универсальности соответствуют понятию “ансамбль”. В настоящем ансамбле не бывает ни случайного, ни лишнего. Гармонично сочетаются отдельные части костюма: юбка или брюки, пиджак, блузка, жилет и аксессуары: пояс, обувь и сумка, перчатки, колготки, шляпа и украшения.

Считается, что в гардеробе деловой женщины должны быть две-три юбки, жакеты, пять-шесть блузок. Не рекомендуется носить один костюм два дня подряд. Одежде и обуви нужно давать отдых, тогда вещи дольше служат. Материалы для одежды должны быть очень качественными: плотными, но мягкими и пластичными, чтобы красиво драпировать фигуру. Слишком мнущиеся, прозрачные, тонкие, облегающие ткани подчеркнут то, что необходимо скрыть. Особенно требовательно нужно выбирать трикотаж. Это должны быть формоустойчивые полотна, ни в коем случае не рыхлое ручное вязание.

Например, женщина-политик во время предвыборной компании постоянно находится в движении, встречаясь с избирателями. Необходимо иметь несколько основных костюмов, не мнущихся, легко восстанавливающих свой вид после чистки или стирки. Классический костюм с несколькими блузками и умело подобранными ювелирными украшениями уместен в любом случае. Рациональный дорожный гардероб позволит путешествовать налегке и подготовиться к любой неожиданности.

В деловом гардеробе предпочтительнее выразительные, но спокойные, сдержанные цвета. Большую смелость можно проявлять при выборе цвета блузок, жакетов и шарфов, но всегда подбирать к ним юбки и брюки нейтральных и глубоких цветов. Степень контрастности зависит от цветового типа внешности и особенностей фигуры (следует помнить, что резкие контрасты дробят фигуру и сокращают рост). Тонкое тональное цветовое решение костюма или комплекта помогает создать образ элегантной женщины.

При выборе цвета костюма для выступления желательно учитывать цветовое оформление сцены, ее освещение, наличие фото- и телекамер. Недостатки внешности, замеченные в зеркале, на снимках бывают еще заметнее. В профессиональной практике многое поправляется светом, но в любом случае нужно постараться выглядеть получше.

В одежде и макияже следует избегать очень ярких, броских цветов (красный, оранжевый) и резких цветовых контрастов (белый, черный, красный). Желтый и зеленый бросают мрачный отсвет на кожу, поэтому фотографы-портретисты не рекомендуют фотографироваться на фоне зелени лужаек и надевать зеленое на съемки. Следует учесть, что на черно-белой пленке яркие цвета будут усиливаться. Так, ярко-красная помада выйдет почти черной. Снимаясь на черно-белую пленку, неплохо надеть черное, особенно к темным волосам и крупным чертам лица. Блондинкам следует разбавить черный цвет какой-нибудь белой деталью. На цветной пленке выигрышно выглядят теплые цвета. Большое количество украшений и бижутерии убивает фотографию, их нужно свести к минимуму.

Некоторые цвета и рисунки тканей, блестящий металл в украшениях и оправах очков, грим ярких тонов вызывают нежелательный эффект, называемый визуальной вибрацией. Это особенно необходимо учитывать, участвуя в телевизионных съемках. На телеэкране могут сливаться и вибрировать полоски, горошек, клетка, пестрые узоры. Блестящие ткани, украшения из стекляруса и бисера отражают свет и создают нежелательную игру бликов.

Находясь на сцене, необходимо всегда оценивать, как происходящее воспринимается аудиторией, расположенной ниже сцены. Стоит женщина или сидит, модель юбки должна хорошо смотреться в любом случае. Узкая юбка высоко поднимается над коленями и морщится, разрезы на юбке распахиваются.

В летнее время стандарты должны быть те же, что и в течение года. В солидной фирме даже молоденькая секретарша в летний зной не позволит себе явится в офис “по-пляжному”. С обликом серьезной женщины-профессионала тем более не соотносится одежда, предназначенная для отдыха.

Прежде всего летнему сезону должны соответствовать материалы. Летом уместнее всего натуральные ткани: шелк, хлопок, лен, даже тонкая шерсть, но они мнутся и быстро теряют форму. Целесообразно использовать новые смесовые ткани с большим содержанием натуральных и минимальной добавкой искусственных волокон (микроволокна, полиэстер, нейлон), которые “дышат”, как натуральные, а форму держат не хуже синтетики. Вещи из них меньше мнутся и хорошо стираются.

Простор для творчества открывают фактурные и колористические решения летнего гардероба. Летом можно носить более светлые нюансы своей палитры. Неплохо смотрятся платья: платье-пальто, платье-рубашка. Идеальны комплекты-двойки: платье и жакет. Ансамбль можно составить из светлой юбки классического покроя и однотонного либо со сдержанной набивкой жакета. Это может быть мужского покроя блейзер, короткий, до талии, спенсер или кардиган без лацканов. К набивному жакету надевают однотонную, повторяющую цвета набивки блузку. К длинному пиджаку вместо юбки можно надеть брюки. Маленькие легкие блузки с коротким рукавом или без него, с сильно вырезанной проймой, яркие майки из качественного трикотажа, “топики” (не “бельевого” стиля) допустимы только под легким пиджаком. Обнаженные руки, глубокие вырезы горловины и проймы выглядят непрофессионально и уязвимо.

На любом заседании необходимо быть в жакете. Его можно снять только в том случае, если руководитель сделает это. Летний жакет может иметь короткий рукав, но в официальных случаях уместнее длинный.

Женщинам – руководителям высокого ранга при выступлении перед публикой нельзя появляться в одежде с короткими рукавами, даже летом – короткие рукава выглядят слишком неформально, а одежда без рукавов способна скомпрометировать стиль деловой женщины. Длинные рукава придают стройность фигуре и делают вид более профессиональным.

По правилам этикета, деловой женщине и в летнюю жару приходится носить колготки, или, лучше, чулки, так как при этом кожа лучше дышит. Можно заменить колготки гольфами в сочетании с брюками или длинными, до щиколоток, юбками, носки и подследники необходимо из гардероба исключить.

Летом нужна светлая сумка в тон обуви, среднего размера, на длинном ремешке или с более короткими ручками. В случае необходимости, можно взять в руки и папку с бумагами. Вместительный портфель на фоне летней одежды может выглядеть слишком громоздким. Безусловно, исключаются из дневного гардероба деловой женщины “продуктовые” сумки, плетеные дачные корзинки и крохотные сумочки со стразами и золотыми цепочками, уместными для вечера.

Прическа, макияж органично дополняют деловой костюм. Прическа должна быть строгой, но вместе с тем элегантной. Косметика может быть заметной только на близком расстоянии. Специалисты рекомендуют покупать больше косметики профилактической, чем декоративной.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 289.