Советская политика в области науки, культуры и искусства (1940-1990 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1946-1950 годы были в основном восстановлены разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование. Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем. 29 августа 1949 г. под руководством Курчатова было произведено испытание атомного оружия. Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске. Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Басов и Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Ландау.

Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и о сфере быта. Таким образом, и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины.

Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: «Теркин на том свете» Твардовского, «Наследники Сталина» Евтушенко, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. За опубликованный за границей роман «Доктор Живаго», получивший Нобелевскую премию по литературе, его автор Пастернак был подвергнут откровенной травле и исключен из Союза писателей. Главным содержанием художественного творчества в этот период было противоборство политико-культурных сил сталинистов и антисталинистов. Пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева воспринимались как нравственно-политическая позиция, отвергавшая сталинщину. Развитие художественной культуры в 60-80-е годы проходило в обстановке неосталинизма. К «антистилю» приводила, в первую очередь, самобытность и неординарность творцов культуры, таких, как Глазунов, Тарковский, Неизвестный. Но нужно сказать, что разрыв действительности и официоза приводили к ситуации, когда художник, объективно отражающий жизнь вольно или невольно приходил к антистилю. Примером тому писатели-деревенщики Белов, Распутин, Астафьев, своим реализмом талантливо показывающие трагедию угасания основы национальной культуры - русской деревни. Вершинами неофициального направления в художественной жизни стало творчество Шукшина и Высоцкого. Помимо отказа от реальности культура характеризовалась значительной «милитаризацией». Сюжеты сталинских беззаконий и репрессий, появившиеся в 50-60-е годы, были изгнаны и заменены тотальной «героизацией». Тема простого человека на войне постепенно преобразовалась в «лирическую фигуру для масштаба». Государственная монополия на все средства культуры и невозможность реализации творческих замыслов, пропаганды своей деятельности привели к тому, что в 60-80-е годы многие деятели отечественной культуры были вынуждены уехать за границу. Некоторые были высланы из страны властями насильственно. За рубежом продолжали работать поэт Бродский, писатели Солженицын, Войнович, Максимов, Некрасов, режиссеры Любимов, Тарковский и многие другие. Таким образом, вопреки тоталитаризму отечественная литература и искусство развивалось, постоянно стремясь вырваться из-под мелочной опеки государства. Созданные в этом случае произведения демонстрировали сохранение и развитие лучших гуманистических и реалистических традиций российской художественной культуры.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.