Появление в России светской культуры. Симон Ушаков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лить к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Сознание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

 

Литература

В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.

К XVII в. относятся первые записи фольклора - произведений устного народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидений казаков и др.

Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в., - сатирические произведения, стихи. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная "Повесть о Горе злосчастии", которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести - трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и пожелал жить по своей воле, но это ему не удалось. Он терпит неудачу, послушавшись Горя, которое едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, где Горе не может его настичь. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

Той же теме посвящена стихотворная комедия "Притча о блудном сыне" Симеона Полоцкого (1629-1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы "О Навуходоносоре царе…" и огромного количества стихов, пропагандировавших знания. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.

 

Архитектура

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий - дивное узорочье, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - западных форм.
Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним декором и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, галереи, и все это соединялось переходами, составляя ансамбль..

Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве памятники архитектуры нарышкинского стиля - палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке.Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.

Живопись

Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись.

Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626- 1686) - русский живописец и гравер. Произведения Симона Ушакова - парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах - реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.

Самое известное произведение Симона Ушакова - "Спас Нерукотворный", в котором художник с помощью светотени передаст объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. Ушаков выступил как художник-реформатор, используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов. В 1617 г. он создал икону "Троица", в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими полными здоровья юношами.

В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере - на липовых досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя - Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.

 

В 80-90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I - Н. К. Нарышкиной. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.
В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышению интереса к человеческой личности.


20. Внешняя политика в XVII веке.

 

Главными задачами внешней политики в XVII в. стали:

1) возвращение потерянных в ходе Смуты земель;

2) дальнейшее расширение территории страны на восток;

3) получение выхода к морям – Азовскому, Черному или Балтийскому.

В 1632 г. по решению Земского собора началась война за возвращение Смоленска. Из‑за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия не сумела одержать решительную победу в этой войне. По Поляновскому миру, подписанному в 1634 г., Речь Посполитая возвращала России лишь город Серпейск и признала царя Михаила Федоровича Романова государем Руси. Польский король Владислав отказывался от претензий на российский престол.

В 1648 г. на Украине началась национально‑освободительная борьба против Речи Посполитой. Во главе борьбы встал выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Россия, внимательно наблюдая за ходом событий на Украине, оказывала ей дипломатическую, экономическую и военную поддержку. В апреле 1653 г. Хмельницкий обратился, и уже не в первый раз, к России с просьбой принять Украину в ее состав. В мае 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. 8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, утвердившая это решение. Украина получала права на широкую автономию в составе России. Речь Посполитая не согласилась с воссоединением Украины с Россией, поэтому России пришлось воевать с Польшей еще 13 лет (1654–1667). В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей, по которому Россия получила Смоленские земли, Левобережную Украину с городом Киевом и Запорожье. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. «Вечным миром» с Речью Посполитой.

В XVII в. продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока. По рекам и берегам морей русские землепроходцы и мореходы шли на восток. В 1648 г. С. И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, В. Д. Поярков, Е. П. Хабаров исследовали Амур и другие реки. В. А. Атласов пересек Камчатку. Приамурье входит в состав владений России. Коренное население Сибири и Дальнего Востока должно было вносить в государственную казну особую плату – ясак – соболиными и другими ценными мехами. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, определивший границу между Россией и Китаем.

В 1687 и 1689 гг. состоялись два похода на Крым В. В. Голицына (ставленника Софьи), окончившиеся поражением русской армии. Петр I в 1695 г. потерпел поражение под Азовом, а в 1696 г. овладел им. Открылась возможность выхода в Черное море. Петр отправился в Европу с Великим посольством искать союзников в войне против Турции. Союз против Турции создать не удалось, но возникла возможность борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю.

 




Дата: 2019-02-19, просмотров: 474.