Основные даты и события:
1560 г. — окончание деятельности Избранной рады;
1565 г. — учреждение опричнины;
1572 г. — отмена опричнины;
1584 г. — смерть Ивана Грозного.
В 1553 г. Иван IV внезапно тяжело заболел, его ближайшее окружение стало обсуждать вопрос о наследнике. Однако царь поправился и, не доверяя вчерашним помощникам, стал меньше прислушиваться к их советам. В 1560 г. Избранная рада была распущена. Иван IV перешел к насильственным методам осуществления своей политики. В декабре 1564 г. царь внезапно выехал из Москвы в Александрову слободу, забрав с собой семью, казну, двор. В январе 1565 г. он обратился с посланиями к оставшейся в Москве Боярской думе и к горожанам, в которых обвинял бояр в измене и называл условия своего возвращения в столицу. Все условия были приняты. По возвращении Иван IV объявил об учреждении особого государственного удела — опричнины, в состав которой вошли наиболее экономически развитые территории. Все владельцы вотчинных земель, не вошедшие в состав царской опричнины, выселялись из этого удела в другую часть страны, оставшуюся под управлением Боярской думы — земщину. В опричном уделе царь сформировал собственные органы власти — думу, приказы, двор. Было организовано и особое (опричное) войско, превратившееся в инструмент политического террора и репрессий, проводившихся под руководством ближайшего помощника царя — Малюты Скуратова-Бельского. В результате опричнины в стране был установлен деспотический режим личной власти Ивана IV, которого именно в эти годы прозвали Грозным.
В итоге в 1572 г. царь отменил опричнину, но при этом деспотический режим сохранился. Результатом опричнины стал экономический и политический кризис 1570—80- х гг. , разорение крестьянских хозяйств, являвшихся основой экономики страны, серия военных поражений. В целом опричнина во многом обусловила кризис власти и Смуту начала XVII века.
В результате опричины не произошло изменений в структуре общественных отношений, резко ухудшилось положение народных масс. Результат опричины – хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581 – 1582 гг. – впервые Юрьев день был объявлен «заповедным» (запрещался переход крестьян). Остальные года также были «заповедными». Ухудшение экономического положения народных масс поставило Россию на порог первой в своей истории крестьянской войны.
12. Культура России (XIV-XVI вв).
Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.
Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.
1. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы “Деисус” в Благовещенском соборе.
2. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.
3. Самая известная работа Рублева — “Троица” (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число “8” означало “вечную жизнь”. Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.
4. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.
5. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.
13. Смутное время в России. Борис Годунов. Самозванцы в истории России.
Смутное время (1598—1613 гг.) — один из самых трагичных периодов в истории нашего Отечества. Недаром его назвали «великой разрухой Московского государства»: слабая центральная государственная власть, неподчинение окраин центру, самозванство правителей, гражданская война, иностранная интервенция - все это чуть было не стоило российскому государству независимости. Таким образом, практически все историки отмечают, что события начала XVII в. стали результатом переплетения сложных и разнообразных противоречий: социально-экономических, духовно-нравственных, династических, сословных и внутрисословных. При этом, как правило, отмечается, что в конце XVI - нач. XVII вв. Московское государство вступило в полосу глубокого внутреннего кризиса, который проявился в следующем:
• Ухудшилось положение двух основных классов Московского государства - «служилых» и «тяглых» людей. В результате колонизации огромных юго-восточных территорий туда устремился широкий поток переселенцев, и, следовательно, повинности оставшегося в центральных областях населения увеличились. Остро не хватало рабочих рук, и помещики любой ценой стремились закрепить за собой крестьянское население.
• Усилилась оппозиция центральной власти со стороны бояр, которые стремились реставрировать социально-экономический и политический порядок, существовавший в доопричный период.
• Резко упала ценность человеческой жизни, отсутствовало уважение к имуществу, чести, достоинству личности.
Влияние этих факторов еще более усилилось в результате произошедшего династического кризиса, связанного с прерыванием династии Рюриковичей после смерти бездетного Федора в январе 1598 г. и избрания при поддержке патриарха Иова на Земском Соборе царем Бориса Годунова.
Обрушившиеся на страну на рубеже XVI – XVII вв. бедствия (неурожаи, голод, мор) в народном сознании объяснялись Божьей карой за неправедные действия «безродного царя Бориса Годунова». Особенно не любили нового царя после трагической гибели в Угличе царевича Дмитрия, вину за которую общественное мнение возложило на Бориса Годунова.
В обстановке всеобщего недовольства широкое распространение получили слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1601 г. в Польше появился человек, который утверждал, что он и есть царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, якобы чудесным образом спасшийся.
Этот самозванец вошел в историю под именем Лжедмитрия I. Стремясь получить поддержку на Западе, Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал Римскому папе распространить католицизм в России, если ему помогут занять московский престол. Обратившись за помощью к польскому королю Сигизмунду III, он посулил в благодарность королю и шляхте русские земли. Сигизмунд не решился открыто помочь самозванцу, но разрешил шляхтичам-добровольцам вступать в его отряд.
Согласно официальной версии правительства, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, был бывший холоп Романовых, мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве Григорий), дьякон-расстрига Чудова монастыря, бежавший за границу.
В конце лета 1604 г. Лжедмитрий с небольшим отрядом (около 4 тысяч человек) из польских шляхтичей, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков высадился на русском берегу Днепра. Через юго-западные районы, куда стекались беглые холопы, крестьяне и посадские, он направился на Москву. За счет различных беглецов (участников голодных бунтов 1601-1603 гг. и восстания Хлопка 1603 г.) начался рост войска Лжедмитрия. На сторону Самозванца также переходили дворяне и бояре, недовольные режимом Годунова.
В мае 1605 г., после известия о внезапной смерти Бориса Годунова, перешли на сторону Лжедмитрия и царские войска.
В июне 1605 г. Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву, где вскоре венчался на царство под именем Дмитрия Ивановича. В документах и грамотах он именовал себя Императором. Лжедмитрий был убит. Тело его было сожжено, а прах заряжен в пушку, которая выстрелила в сторону Польши.
Лжедмитрий II — самозванец, с 1607 года выдававший себя за якобы спасшегося царя Дмитрия. Первоначально Лжедмитрий надеялся на то, что Москву возьмут войска И.И.Болотникова, однако существенной помощи ему не оказал. К началу 1608 года в районе Орла собрал армию, основу которой составили остатки разгромленного войска Болотникова и польские наемники. Марина Мнишек (жена Лжедмитрия I) оказалась в лагере самозванца, в котором "признала" якобы своего чудесным образом спасшегося мужа, что значительно укрепило позиции нового самозванца. Летом 1609 года польский король Сигизмунд III с тридцатитысячным войском двинулся в пределы Московского государства, мотивируя это тем, что он идет не для пролития христианской крови, а для установления мира и порядка. В действительности же он хотел, пользуясь смутой, посадить на престол королевича Владислава, захватить Смоленск и Северские земли. 21 сентября 1609 года Сигизмунд III подошел к Смоленску, который приготовился к осаде, жители сами сожгли окружающий кремль посад и укрылись за стенами крепости. Лжедмитрий II послал к Сигузмунду послов, но поддержки и помощи не получил. Потеряв всякую опору в лагере, в конце декабря 1609 г. Лжедмитрий II тайно бежал в Калугу. В августе 1610 года Лжедмитрий II сделал новую попытку захватить Москву, но был отбит у Коломны. 11 декабря 1610 года был убит на охоте под Калугой предавшим его касимовским татарином Петром Урусовым.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 260.