Характеристика некоторых приемов на этапе актуализация знаний (и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1. «Загадка». Учитель организует диалог, направленный на мотивацию предстоящей на уроке деятельности:

- Ребята, отгадайте загадку: (например) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ).

2. «Согласен — Не согласен». Учитель просит учащихся используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение (согласен или не согласен) к следующим высказываниям, и предлагает высказывания.

3. «Верю – не верю» или «Согласен – не согласен». Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листах, напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

4. «Верные неверные утверждения». Учитель предлагает учащимся определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

5. «Ассоциативный ряд». Учитель предлагает, используя предложенный ряд слов, составить определение, возможно какие-то слова нужно добавить в этот ряд или убрать самим учащимся, чтобы дать (например) определение рассматриваемому на прошлом уроке понятию. Пример. Сформулируйте полученное определение.

- соотношения

- изображение

- величин

- графическое

- диаграмма

Ключ: Диаграмма — графическое изображение соотношения величин.

Круговая диаграмма — графическое изображение соотношения между частями целого.

6. «Да-нет». Учитель загадывает нечто и предлагает учащимся попытаться найти ответ, задавая ему вопросы, на которые он может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

7. «Корзина идей». На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме; учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

8. «Ромашка». Ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме.

9. Приём «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

— О чем может пойти речь на уроке?

— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги, на доске.

10. Приём «Перепутанные логические цепочки». Учитель выписывает 5—6 отдельных событий, каждое помещает на отдельный лист. Группе предлагается восстановить правильный порядок событий. Учащимся по очереди предлагается поставить одно событие на верное место цепи. Когда составили, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, урока – проверяют: верны ли их предположения.


Характеристика некоторых приемов на этапе выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности / создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка цели и задач урока)

1. Приём «кластер». Кластеры – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями. Учитель в центре пишет название темы, методом мозгового штурма набрасываются идеи. Записав идеи вокруг названия темы, учитель соединяет их схемой линиями и получает структуру предварительного знания учащимися по новой теме. После составления кластера – указывается знаком ? то в чём дети сомневаются.

Правила составления кластера. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

2. «Дерево ожиданий».  Учитель предлагает учащимся написать на яблочках красного цвета, что они знают и умеют, на зеленых что вызывает у них затруднения и развесьте яблоки на дерево.

3. «Домысливание». Учитель предлагает учащимся определить задачи на урок с помощью слов помощников:

Вариант 1.

Я повторю …

Я узнаю ….

Я научусь…

Мне пригодится …

Вариант 2.

- Я узнаю…

- Я смогу…

- Я научусь..

- Я смогу применить…

Вариант 3 Ставят цель, отвечая на вопросы учителя. Проговаривают свои цели, используя начало фраз: 

Хочу научиться…

Хочу повторить…

Хочу разобраться…

Узнаем, как…

Вариант 4.

Формулируют цель урока с помощью слов-помощников:

Вспомним…

Узнаем …

Проверим …

4. «Задай вопрос». «Как…?», «Каким образом…?» «Почему…?», «В чем причины…?» «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

5. Приём «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы).

6. Приём «Маша-растеряша»: играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования.

7. Проблемные вопросы, постановка проблемных задач (с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными).

8. Приём «Ключевые слова».

1 вариант. Учитель выбирает 4-5 ключевых слова и выписывает их на доске. Далее предлагает учащимся методом мозгового штурма дать общую трактовку терминам и просит предположить, как они будут применяться на уроке. Когда дети приходят к единому мнению, учитель просит обратить на эти слова при прочтении текста, урока, чтобы проверить, в том ли значении они употребляются.

2 вариант. Учитель предлагает придумать рассказ или расставить в определённой последовательности. Затем они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и в общем определить цели своей дальнейшей работы на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям.

3 вариант. Учитель просит учащихся по теме урока выписать 5-6 слов, которые они думают входят в содержание данной темы урока.

9. Приём «парный/групповой мозговой штурм».

Пара учащихся (группа) составляет список того, что они знают, по данной теме, или составляют список вопросов на которые необходимо ответить на уроке. Устанавливается жёсткий лимит времени, как правило, 5 минут. Преимущества данного приёма – позволяет высказаться большему числу учащихся.

10. Приём «Свободное письменное задание». Учащимся предлагается не останавливаясь, записать всё, что им приходит в голову по новой теме урока.

11. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал».

Доска, лист бумаги делится на три колонки «Знаю», «Хочу узнать» «Узнали». Учитель называет тему урока и спрашивает у учащихся, что они об этой теме уже знают, или думают что знают. Ученики высказывают свои идеи, учитель на доске заполняет таблицу, дети заполняют в тетради. Возникшие спорные высказывания следует отнести к колонке «Хотим узнать». Затем напрямую спрашиваем, что они хотели бы узнать нового по этой теме. Записи остаются на доске до конца занятия. Далее либо учащиеся читают текст, либо идет урок нового материала. После того, как изучили записываем, что нового узнали из текста, урока.




Дата: 2019-02-19, просмотров: 11.