Государственная автоматизированная система «Выборы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Автоматизированные информационные системы являются хорошей базой для проведения референдума и всенародных обсуждений, для регистрации избирателей, для оперативного выявления общественного мнения, для проведения избирательных кампаний, а также для расширения информированности и гласности.

В ходе подготовки избирательных кампаний, кампаний референдума на всех уровнях собирается и обрабатывается значительное количество информации. Это данные о кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, об избирателях Российской Федерации, участниках референдума, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума, о ходе и результатах голосования.

ГАС «Выборы» была создана Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Генеральный заказчик системы — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Представитель заказчика — Федеральный центр информатизации при ЦИК России. Система создана в Научно-исследовательском институте «Восход» (ФГУП НИИ «Восход»).В работе по модернизации ГАС «Выборы» во главе с НИИ «Восход» были задействованы такие известные компании как КРОК Инкорпорейтед, Роснет, Информзащита, «Инсофт», «АНД Проджект» при тесном взаимодействии с представительствами крупнейших международных компаний HP, Oracle, Cisco Systems.

Первое использование системы в масштабах страны было произведено в декабре 1995 года. Вторая очередь ГАС «Выборы» разработана ФГУП НИИ «Восход» по заказу ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России в 2003 году. В 2004 году ГАС «Выборы» повторно прошла Государственные приемочные испытания.

ГАС «Выборы» — это уникальная, учитывая географические и демографические факторы современной России, территориально-распределенная система общегосударственного уровня. Она позволяет комплексно решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах:

- планирование подготовки проведения выборов,

- учет избирателей,

- ввод сведений о кандидатах в депутаты,

- проведение голосования,

- подведение итогов и последующую статистическую обработку результатов,

- согласование работы избирательных комиссий разных уровней — практически в режиме реального времени подводить итоги голосования и с помощью средств отображения и Интернета доводить их до каждого гражданина России.

Количество зарегистрированных в системе ГАС «Выборы» кандидатов не может превышать 65535.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 172) ГАС «Выборы» является федеральной автоматизированной информационной системой, предназначенной для автоматизации информацион­ных процессов подготовки и проведения выборов и референдумов, обеспечения деятельности избирательных комиссий, а также решения задач, не связанных с выборами.

Согласно законодательству ГАС «Выборы» используется в целях:

- совершенствования информационного обеспечения избирательной системы Российской Федерации;

- сокращения сроков подведения итогов голосования и финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

- Целями использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении голосования также являются:

- повышение уровня гарантий избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме;

- повышение эффективности и надежности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, используемой в ходе подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечение оперативности, достоверности и полноты этой информации;

- повышение эффективности информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

- создание условий для повышения достоверности и полноты информации, используемой в процессе выборов и референдума;

- повышение оперативности подведения предварительных итогов, статистической обработки и анализа результатов выборов и референдума;

- обеспечение широкого информирования избирателей и участников референдума о ходе выборов и референдума и их результатах;

- снижение финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.

Организационная структура ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комиссий Российской Федерации, определяемой федеральными законами о выборах и референдуме, а также законами и иными нормативными правовыми актами о выборах и референдуме, принятыми законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Структура ГАС «Выборы» включает комплексы средств автоматизации (КСА), организованные в виде пятиуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой КСА ЦИК России, второй уровень системы – КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – КСА окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – КСА территориальных избирательных комиссий; пятый уровень – КСА участковой избирательной комиссии (комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного (сенсорного) голосования).

В ГАС «Выборы» применяются современные инфор­мационные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки и проведения выборов и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей

Всего в ГАС «Выборы» разработаны и применяются более 800 взаимосвязанных и упорядоченных функциональных задач.

Все АРМ ГАС «Выборы» оснащены базовым комплектом лицензионного общего (ОПО) и сертифицированного специального программного обеспечения (СПО), программно-техническими средствами безопасности информации, имеют общую итерационную среду и единую систему управления базами данных (СУБД). Это позволяет не проводить разработку и эксплуатацию устройств, сопряжения различных операционных сред и СУБД между разнородными задачами и всеми уровнями КСА.

СПО включает в себя пакет многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоя­щих перед ГАС «Выборы».

В процессе развития выделены подсистемы ГАС, реализующие многочисленные функциональные задачи по отдельным направлениям (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Подсистемы ГАС «Выборы».

 

Важнейшей составляющей автоматизированной системы являются информационные ресурсы. В ст. 2 Закона о ГАС «Выборы» информационные ресурсы ГАС «Выборы» определены как «отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы».

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают:

- персональные данные об избирателях, участниках референдума, выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, избранных кандидатах, доверенных лицах, уполномоченных представителях, членах избирательных комиссий, комиссий референдума, т.е. практически обо всех дееспособных гражданах страны;

- информацию о ходе и итогах голосования;

- картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального, регионального и муниципального уровней, используемую при проведении выборов и референдума;

- информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

- информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме;

- иную информацию, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии РФ.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» независимо от уровня их формирования и использования являются государственной собственностью.

Информационные ресурсы формируются и хранятся:

- в Центральной избирательной комиссии РФ;

- в Федеральном центре информатизации;

- в информационных центрах и службах при соответствующих избирательных комиссиях.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» по уровню доступа можно подразделить на две группы:

- информационные ресурсы, содержащие информацию открытого доступа;

- информационные ресурсы, содержащие информацию ограниченного доступа.

Согласно предписаниям п. 6 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают «информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов». Эта информация, содержащаяся в информационных ресурсах ГАС «Выборы», относится к категории информации открытого доступа.

К информации ограниченного доступа относятся персональные данные об избирателях, участниках референдума, членах избирательных комиссий, комиссий референдума.

Несомненно, к преимуществам ГАС «Выборы» следует отнести возможность более точного и оперативного подсчета голосов, возможность выявления несоответствия данных об избирателях, участниках референдума, принявших участие в голосовании, с данными об избирателях, участниках референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума. Использование автоматизированной системы при проведении выборов, референдума дает возможность непосредственно наблюдать за ходом проводимого голосования, обеспечивает наглядную демонстрацию процесса проведения выборов (референдума) по всем регионам страны в динамике реального времени. ГАС «Выборы» позволяет обеспечить информационную открытость проводимых выборов и референдума, доступность для граждан общественно значимой информации и, следовательно, реализацию права граждан на получение информации. Это особого рода гарантия реализации принципов народовластия, народного суверенитета, демократии, политического участия граждан в управлении государством.

 

 


[1] Учет — это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

[2] Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р.

 

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Захарова, Ирина Гелиевна. Информационные технологии в образовании: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Захарова, Ирина Гелиевна. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия , 2013. - 202, с.

2. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. для бакалавров / под общ. ред. П.У.Кузнецова; Урал. гос. юрид. акад. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 441 с.

3. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. пособие для бакалавров / [Т.М.Беляева и др.]; под ред. В.Д.Элькина. - М.: Юрайт, 2014. - 526,[1] c.

4. Информационные технологии в юриспруденции: учеб. пособие / под ред. С.Я.Казанцева. - М.: Академия, 2011. - 360,[1] с.

5. Коноплева, Ирина Аполлоновна. Информационные технологии: учеб. пособие для студентов вузов / Коноплева, Ирина Аполлоновна, О. А. Хохлова. - 2-е изд. - М. :Проспект, 2011. - 327,[1] с.

6. Советов, Борис Яковлевич. Информационные технологии: учеб. для бакалавров / Советов, Борис Яковлевич, В. В. Цехановский ; С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т. - 6-е изд. - М. : Юрайт, 2012. - 262,[1] с.

7. Советов, Борис Яковлевич. Информационные технологии: учеб. для бакалавров / Советов, Борис Яковлевич, В. В. Цехановский; С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т. - 6-е изд. - М.: Юрайт, 2013.

8. Федотова, Елена Леонидовна. Информационные технологии и системы: учеб. пособие для студентов вузов / Федотова, Елена Леонидовна. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 351 с.: ил.

9. Хлебников, Андрей Александрович. Информационные технологии: учеб. для вузов / Хлебников, Андрей Александрович. - М.: КНОРУС, 2014. - 462,[4] с.

 

Дополнительная литература

1. Багреева Е.Г., Воронин Р.М., Гостев В.В., Датий А.В., Мартынова М.В. Информационные технологии в юридической деятельности. //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 50. С. 253-256.

2. Баранов С.А., Голодков Ю.Э., Демаков В.И., Ларионова Е.Ю., Кургалеева Е.Е. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебное пособие / Иркутск, 2015.

3. Белисова Ю.Н. Реализация дистанционной образовательной технологии на примере дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности». //Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 4-1 (60). С. 25-27.

4. Беляева Т.М., Важнов С.А., Вешняков В.В., Кудинов А.Т., Мартынова Т.Л., Одинцов С.Д., Пальянова Н.В., Чубукова С.Г., Швоев М.И., Элькин В.Д. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебное пособие для бакалавров / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)

5. Беляева Т.М., Кудинов А.Т., Пальянова Н.В., Чубукова С.Г., Элькин .Д. Информационные технологии в юридической деятельности. /Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (3-е изд., пер. и доп)

6. Бурняшов Б.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2014.

7. Воронин С.А. Практика и перспективы применения информационных технологий в судебной экспертизе. //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. Т. 2. № 2 (21). С. 109-114.

8. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 383 с.

9. Галушкин А. А. Развитие информационных технологий и информационные угрозы // Современное право. - 2015. - № 4. - С. 41-46.

10. Дудина В. И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий[Текст] / В. И. Дудина ; В. И. Дудина
// Социологические исследования. - 2015. - № 6. - С. 13-22.

11. Ельчанинова Н.Б. Информационные технологии в юридической деятельности. /учебное пособие / Южный Федеральный Университет, Инженерно-технологическая Академия, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Кафедра теории права. Таганрог, 2016.

12. Ефанова Н. Н. Поиск правовой информации: стратегия и тактика / Н. Н. Ефанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 191 с.

13. Згадзай О.Э., Казанцев С.Я., Дубинина Н.М., Староверов В.А., Шевко Н.Р. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Москва, 2014.

14. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для академического бакалавриата / П. У. Кузнецов [и др.]; под общ. ред. П. У. Кузнецова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 325 с.

15. Касинская Л.И. Организация преподавания дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности». //Информационные технологии и проблемы математического моделирования сложных систем. 2015.№ 14. С. 78-90.

16. Королев В.Т. Информационные технологии в юридической деятельности. /Учебно-методические материалы для выполнения практических занятий и самостоятельной работы студентами бакалавриата / Москва, 2015.

17. Кузнецов П.У., Стрельцов А.А., Морозов А.В., Ниесов В.А., Волков Ю.В., Соколов Ю.Н., Паршуков М.И. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебник / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (3-е изд., пер. и доп)

18. Кулантаева И.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Практикум / Оренбург, 2014.

19. Литвинов В.А. Информационные технологии в юридической деятельности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Санкт-Петербург, 2012.

20. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Практика обеспечения информационных прав и свобод в Республике Дагестан. // Информационное право, № 4(35), 2013.

21. Плешкевич Е. А. На пути к информационной картине мира Джеймса Глика // Научно-техническая информация. Сер. 2, Информационные процессы и системы. - 2015. - № 5. - С. 33-38.

22. Правовая информатика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Г. Чубукова, Т. М. Беляева, А. Т. Кудинов, Н. В. Пальянова; под ред. С. Г.Чубуковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 314 с

23. Прудиус Е.В. Внедрение новых средств информационных технологий в юридическую деятельность. //Евразийский союз ученых. 2016. № 29-3. С. 68-71.

24. Рагимханова Д.А., Абдусаламов Р.А. Особенности преподавания дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности» в современных условиях. // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 29-31.

25. Самарина М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования. //Диалог. 2016. № 2 (3). С. 35-40.

26. Федоров В.В. Информационные технологии в юридической деятельности./Учебник / В. В. Федоров. Санкт-Петербург, 2015.

27. Худяков А.Н. Применение информационных технологий в различных областях юридической деятельности. //Социология и право. 2015. № 2 (28). С. 95-101.

28. Чернышев П.М. Информационные технологии в юридической деятельности. //Марийский юридический вестник. 2016. Т. 1. № 3 (18). С. 34-36.

29. Элькин В.Д., Беляева Т.М., Кудинов А.Т., Пальянова Н.В., Чубукова С.Г. Информационные технологии в юридической деятельности.
Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп)

 

 

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 380.