Создание туристской услуги, туристского продукта и стало началом ТУРИЗМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 90-е годы 19 века туризм и экскурсии все увереннее занимали место в программах училищ и других учебных заведений, которые начали проводить вояжи в крупные города России.

К тому же периоду относится очень важная инициатива государства, которая нашла выражение в поддержке зарождающегося социального туристского движения. Министерство народного просвещения России рекомендовало школам «образовательные прогулки и путешествия» во время каникул. Министерство путей сообщения предоставило льготный тариф для экскурсионных поездок для школьников (1901г.)

Вскоре «учебные путешествия» вошли в общешкольную программу, на них выделялись деньги из бюджетных средств. За школой последовали высшие учебные заведения. Таким образом, именно учащаяся молодежь того времени стала зачинателем первых групповых транспортных путешествий.

И все же деятельность туристких кружков и клубов в масштабах Российской империи была незначительна. В 1885г. в Санкт-Петербурге возникла туристская фирма «Предприятие Леопольда Липпсона», но на развитие нового явления в жизни российского общества это все не повлияло.

О целевой работе в направлении туристской деятельности , стало возможным говорить со времени создания Российского общества туристов РОТ, 1895г.) Поначалу РОТ организовывало похода и велопробеги.

 Но с 1907г. РОТ утратило спортивный характер и приобрело просветительное направление. Члены общества не только путешествовали сами, но и проводили общеобразовательные экскурсии, читали лекции по маршрутам путешествия.

 

РОТ создало «комиссию экскурсий за границу». Его первой зарубежной туристской поездкой стал выезд в Париж группы учителей. Затем такие поездки стали регулярными и о них рассказывалось в издании «Русские учителя за границей». Затем издавался «путеводитель РОТ» по европейским столицам.

«Кавказское горное общество» (г. Пятигорск, 1902г.) проводило экскурсионное посещение не только окрестностей города, но и разработало маршруты на Эльбрус.

Стремление к туризму на рубеже 19 и 20 столетий захватывало умы общественности. Но работа туристских обществ и клубов была рассчитана на людей имущих

Даже наличие Российского общества туристов с пятью тысячами членов не могло оказать существенного влияния на привлечение широких слоев населения к туризму.

 

                                     Тема вторая

 РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (ВНУТРЕННЕГО И МЕЖДУНАРОДНОГО) ТУРИЗМА В ПЕРИОД ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

За основу создаваемой туристской организации задумали взять какую-либо успешно работавшую фирму.

Одним из кандидатов на эту роль было выбрано ГАО «Советский турист» или «Совтур»(1925г.), которое располагало собственными предприятиями обслуживания в Москве, Ленинграде, Крыму и на Кавказе (всего было разработано 20 маршрутов), но это предприятие было государственным и поэтому, мысль об этом кандидате в последствий отпала.

В условиях НЭПа (после периода бездействия в годы гражданской войны) вновь активизировало свои усилия РОТ. Оно расширяло организационно-управленческую структуру, стало получать большие доходы, продавая особо дорогие индивидуальные туры.

Координацию спортивного туризма возложили на Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР.

В 1936 г. было организовано Туристско-экскурсионное управление профсоюзов (ТЭУ ВЦСПС), на которое возлагалось руководство всей деятельностью в области национального туризма и экскурсий.

Устав ТЭУ ВЦСПС был утвержден 28 ноября 1937г.

В 1936-1940 г.г. произошла модернизация структуры туризма, значительные капиталовложения, подготовка кадров, расширение географии и перспективное планирование создало благоприятные условия для его развития.

В начале 1941 г. в стране работали 25 ТЭУ, 16 экскурсионно-туристских бюро:

15 - на Украине, 1 - в Минске. Насчитывалось 165 домов туриста, 50 турбаз, 12 туристских гостиниц 24 стационарных лагеря.

 

Целенаправленность и организованность этому направлению туризма с 1958г. придавало возникновение БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, который был создан специально для широкомасштабного сотрудничества с молодежными туристскими фирмами государств мира.

В год создания «Спутник» сотрудничал с 16 организациями восьми стран мира. Но уже в 1959 г. «Спутник» обслужил 9711 иностранных граждан и снабдил путевкой за границу 7246 юношей и девушек.

Затем молодежный туризм пошел вверх. Существенно возрастали связи «Спутника», расширялись направления деятельности.

Организуемый «Спутником» международный обмен во многом способствовал упрочению молодежных связей, активному общению юношей и девушек с зарубежными сверстниками.

- Путешествия «Спутника» характеризовались активностью, динамичностью программ поездок, чисто молодежными формами путешествий, которые сочетались со спортивными соревнованиями, молодежными празднествами, увлекательными поисковыми экспедициями.

Вначале «Спутник» обходился арендованной гостиничной базой и двумя своими молодежными лагерями, затем с ростом популярности на зарубежной арене, стал последовательно расширяться.

Подразделения БММТ «Спутник» открывались в республиках, краях и областях, всего к началу 90-х годов их насчитывалось уже более 200.

Хорошо известна была деятельность «Спутника» и в зарубежье: более 550 организаций - партнеров «Спутника» обеспечивали пребывания советской молодежи в почти ста государствах мира.

 

2,5 тыс. маршрутов в стране и за границей, охватывающих свыше 500 городов многих континентов, более 25 тыс. объектов показа, а также 30 молодежных лагерей и центров - вот только общая статистика, которая показывает потенциальные туристско-экскурсионные возможности «Спутника».

С целью расширения обмена и масштабов работы предоставлялись определенные льготы для путешествующих студентов различных государств.

В 60-80-е годы привлекательной формой студенческого обмена становятся поездки, которые сочетали общеознакомительные программы с отдыхом в международных молодежных лагерях в Крыму, на Кавказском побережье Черного моря, в Ереване и на озере Севан, в Азербайджане на берегу Каспийского моря, на Волге под Казанью, в Закарпатье и в древнем русском городе Ростове Великом (Ярославская область).

Отдых пополнялся веселыми и забавными праздниками: «День девушек», «Нептун», карнавалы, балы молодежи. Постоянно проводились Малые олимпийские игры, турнирные соревнования по отдельным видам спорта.

Советских студентов и учащихся в ответных безвалютных визитах принимали в международных молодежных лагерях в Приморско (Болгария), на озере Балатон (Венгрия), в Карловых Варах (Чехословакия), в Дубровниках (Югославия) и других странах.

Как и «большой» туризм, успешно развивался молодежный специализированный обмен. Эта форма туризма помогала знакомиться с историческими и культурными ценностями, а также обмениваться опытом организации труда, достижениями, поиском новых открытий и методами исследований.

С 1963г. Бюро «Спутник» ежегодно проводило курсы русского языка для 900-1000 иностранных слушателей на базе Ленинградского государственного университета.

Вскоре эти курсы превратились в международные летние курсы и пользовались большой популярностью среди студентов университетов и колледжей за рубежом.

Это же направление было основным для Национального союза студентов Великобритании, Датского международного студенческого комитета, Швейцарской службы студенческих путешествий и других.

С начала 60-х годов расширилась география въездного туризма в нашу страну. Маршруты стали проходить не только по столицам, но и по регионам и городам, которые ранее были малоизвестны на международном туристском рынке: древние русские города- Владимир, Суздаль, Ярославль, Новгород, Псков; остров Кижи; Районы Сибири и Дальнего Востока, центра Российской Федерации.

В 70-е годы возрастает интерес и стремление посетить Братск, оз.Байкал, Иркутск, Хабаровск.

С ростом туристов расширилось и использование различных видов транспорта. Прибывшие в европейскую часть России туристы предпочитали продолжить

путешествие на автомобиле. Умеренные по сравнению с зарубежными цены проката благоприятствовали таким турам.

 

Автомаршруты начинались на границе с Финляндией, Чехословакией. Польшей, Венгрией, Румынией и проходили через европейскую часть России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении.

Более востребованными становились круизы по Волге, Днепру, Черноморскому и Балтийскому бассейнам с заходом в Ленинград, Таллинн, Одессу, Ялту, Сочи, Сухуми, Батуми.

Доход.

В перспективе в индустрии туризма и гостеприимства будет происходить

переориентация управления по пути повышения эффективности использования

персонала, что вызвано рядом причин, к которым относятся:

компания, не имеющая сильных кадров, в условиях рынка не выдерживает конкуренцию;

ведение бизнеса в условиях жесткой конкурентной борьбы заставляет организацию повышать требования к сотрудникам. Между компаниями существует конкуренция за «лучших» работников;

возрастает самостоятельность компаний в работе с персоналом, т.к. не стало министерств и единых нормативных актов, которые унифицировали работу с кадрами на совершенно разных по профилю предприятиях. Организация кадровой работы в большей степени зависит от самой компании, от инициативы и компетентности ее руководства (корпоративный менеджмент).

Поэтому наиболее передовые туристские организации в мире уже в настоящее время признают, что для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке, необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьезно заниматься вопросами управления персонала.

Главная задача кадровой работы в настоящее время - поиск и привлечение «качественных» работников и создание условий для полного раскрытия их потенциала.

- Управление персоналом по содержанию гораздо шире, чем простое решение кадровых проблем. Оно ориентируется на развитие потенциала работника, создание продуманной системы подготовки персонала для формирования соответствующей модели поведения.                    

 

                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие                                                                                   1

 

Тема первая.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ

Создание туристской услуги, туристского продукта и стало началом ТУРИЗМА.

Первому туристскому шагу способствовало стремительное развитие дорожных (водных, железнодорожных путей) путей сообщения и связанной с ними инфраструктуры. В частности, в Англии - законодательнице «технических мод» 19 столетия , в 1825 году состоялся пробный пуск детища инженера Стефенсона - первого поезда, благополучно доехавшего из г.Стоктона в г.Дарлингтон. Значение железнодорожных поездок для возникновения туризма имело огромной значение. Аналогичные транспортные достижения последовали во Франции и США (1827г.), Германии и Бельгии (1835г.). В числе пионеров железнодорожных освоении была и Россия. Первая российская магистраль связала Царское Село с Санкт-Петербургом (1836г.).

Первые пассажирские перевозки побудили англичанина Томаса Кука испробовать необычный бизнес - организовать массовую «железнодорожную прогулку». Таким историческим фактом и стала первая туристская поездка шестисот человек.

Предприниматель понес большие предварительные затраты на рекламу и покупку большой партии проездных билетов. Т.Кук организовал поездки в г.Ливерпуль (1845г.), в другие города Англии, по Северной Америке (1847-1852г.г.). Основанная удачливым бизнесменом фирма на протяжении последующих десятилетий провела еще и несколько путешествий по Европе (Швейцария в 1863г.), но и обратилась к пароходным вояжам. Первым туристским плаванием стал рейс в Северную Америку (1868г.), за ним последовали другие маршруты. Среди них наиболее примечательна «кругосветка Кука» (1882г.), ставшая хронологической вехой популярных пароходных, а в настоящее время и многочисленных теплоходных круизов.

Анализ начальной деятельности уникального многопрофильного турпредприятия «Томас Кук и Сын» представляет интерес не только методикой первых в мире массовых организованных путешествий , но и практикой приобретения услуг отелей, пароходных и железнодорожных компаний, кафе и ресторанов, другой продукции с целью ее продажи (по существу перепродажи) появившейся туристской клиентуре. Уже тогда фирма разрабатывала маршруты и экскурсионные программы, бронировала места в отелях, изучала конъюнктуру услуг на транспортном, гостиничном, ресторанном и других рынках.

Вскоре у Кука нашлось много последователей, увидевших в новом виде бизнеса существенную перспективу.

 

Стремление познать древнейшие цивилизации определяло намерение путешественников посетить Италию, поклонников изящных искусств влекли Франция и Германия, любителей горных прогулок манила Швейцария. Модным увлечением для обеспеченной публики стало пребывание на целебных водах Авсро-Вегрии, Чехии, Швейцарии, Англии, а также на прибрежных морских курортах Италии, Франции и других европейских государств. Это направление, в дальнейшем трансформировалось в бальнеологический туризм.

В конце 19 столетия зародился и еще один вид популярного туризма - поездки для участия или посещения национальных, международных или всемирных выставок и ярмарок. Начало этому виду туризма , а это деловой туризм, положено организацией визита более двадцати тысяч англичан на Всемирную выставку в Париже (1867г.). Работу эту также провела туристская фирма «Томас Кук и Сын».

Организацией путешествий в конце прошлого века начало заниматься все большее количество посредников, а затем и созданные ими фирмы. Со временем некоторые их этих фирм превратились в крупные предприятия по производству комплексной туристско-экскурсионной услуги (КТЭУ - термин в системе профсоюзного туризма в 80-е годы). По сей день успешно функционируют «Дойче Райзенбюро» в Германии, «Транстур» во Франции, «Америкой Экспресс» в США и другие.

Еще в то время , когда только создавалась методика путешествий, уже стали задумываться о подготовке специалистов - «разработчиков» туристских услуг. Увеличивающиеся объемы путешествий обусловили необходимость подготовки профессионалов.

Первое учебное заведение, в котором преподавалось гостиничное дело и организация туристских поездок открылось в Швейцарии (1893г.), затем в Берне, Женеве, Цюрихе и в других «туристских странах». Параллельно были открыты школы переводчиков во Франции и в Англии (1898-1899г.г.), затем в Италии, скандинавских странах.

Успешное развитие организованных путешествий привлекло к этому делу многих предпринимателей, а затем и власти. Это привело к появлению коммерческих, общественных, а затем и государственных организаций, призванных регулировать вопросы туризма. Такие организации возникли прежде всего в Европе. Одной из первых организаций стала национальная правительственная организация «Туристская ассоциация Дании» (1888г.).

К началу XX столетия туризм стал формироваться в крупную, быстроразвивающуюся отрасль, требующую особых экономических и организационных форм, структур, решений. Определились и виды туризма:

отдых и развлечения, лечение, познавательные поездки, посещение выставок и ярмарок и т.д. С точки зрения использования транспортных средств наиболее привлекательными были железнодорожные и морские путешествия. География поездок была ограничена из-за ограничения транспортных путей сообщения. Преобладали путешествия в соседние государства.

 

Отечественный туризм своими корнями уходит в 18 столетие. Постараемся осмыслить особенности и достоинства туризма в России и показать преемственность в нем передовых веяний и традиций русской материальной и духовной культуры прошлых веков.

История туризма и экскурсий тесно переплетаются с развитием педагогики, краеведения, познанием своей страны. Первым и удачным опытом стала организованная поездка компании школьных учителей в г.Тифлис (1859г.). Этот единичный случай принято считать точкой отсчета хронологии организованного отечественного туризма.

Идеи русских мыслителей на рубеже 18 и 19 веков о «родиноведении» побуждали к изучению и постижению России. В трудах известного педагога К.Д.Ушинского указывалось, что экскурсии - активный метод педагогического процесса. Ибо экскурсии помогают расширить представление о внешнем мире, развить чувство реальности в познании бытия, осознанности различных природных и житейских явлений.

Рекомендации Ушинского и его коллег в конце 70 годов 19 столетия нашли отражение в деятельности некоторых коммерческих и высших учебных заведений. Их преподаватели проводили экскурсии в своих городах и их окрестностях. В отдельных случаях организовывались туристские выезды, по инициативе учителей народных училищ: в Крым, на Кавказ, из Москвы в Санкт-Петербург.

В 90-е годы 19 века туризм и экскурсии все больше входили в учебные программы коммерческих училищ и частных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Коснулось это и других регионов Российской империи, и в первую очередь реальных училищ городов: Киева, Одессы, Чернигова, Минска, Витебска.

Окончание 19 столетия ознаменовано возникновением любительских объединений и кружков, связанных со спортом, туризмом и экскурсиями. Были созданы первый альпинистский клуб в Тифлисе (1877г.), Крымский горный клуб (1890г.). В его работе участвовали не только учащиеся, но и взрослые. Клуб выпускал издания информационно-методического характера, в которых описывались маршруты путешествий , а также отчеты о туристских экспедициях.

Из первых любительских туристских и экскурсионных обществ наибольший интерес представляло «Общество любителей естествознания». Основное направление - природно-познавательная работа, первые шаги по организации путешествий фенологических, общегеографических и этнологической тематики. Такие организации возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Одессе, Ялте, Томске и др.

 Велась работа по организации путешествий по родному краю. «Общество любителей естествознания» Тифлиса привлекло на Кавказ жителей других местностей и помогало проводить путешествия в горной местности.

 

С известными именами русской интеллигенции связана история «Уральского общества естествознания». В нем участвовали Д.Н.Мамин-Сибиряк, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев, И.П.Павлов, Н.М.Пржевальский и другие. Благодаря их стараниям и усилиям среди учащейся молодежи и вообще населения появился интерес к познавательному туризму.

Примечателен тот факт, что, развиваясь, культурное туризм объективно вбирал в себя достояние общества. Началось посещение частных коллекций известных деятелей искусства и культуры, музеев и выставок. Это. В свою очередь, помогало созданию других различных экспозиций и открытию на их базе музеев доступных населению. Существовавший ранее для узкого круга Исторический музей - «хранитель памятников старины русского народа» -открыли для всех посетителей (1873г.), а с 1892г.- Третьяковской галереи и экспозиций Исторического и Политехнического музеев.

Интересу к туризму способствовало и «Русское горное общество». В его создании (1900г.) приняли участие видные ученые и общественные деятели:

В.А.Гиляровский, В.И.Вернадский, Д.А.Анучин и др. Практическая сторона деятельности общества находила отражение на страницах «Ежегодника Русского горного общества».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 187.