Значение философии Г. Гегеля (1770-1831) состоит, прежде всего, в том, что она положила конец старому метафизическому представлению о каком-либо окончательном характере результатов человеческого познания и практики. Истина познания в понимании Гегеля не есть сумма готовых догматических положений, к которым пришли неизвестно как и почему, истина есть процесс, окончательное завершение которого невозможно. Этот процесс состоит в историческом расширении и развитии знаний, поднимающихся с низших ступеней на все более высокие ступени постижения,развертывания и обоснования мышлением человека определенной логической идеи.
Философское учение Гегеля представляет собой систему. Она включает в себя следующие основные разделы:
Гегель исходит из того, что Абсолютное есть некая предвечная Абсолютная идея, безличный мировой разум, который порождает всю действительность. Свою сущность Абсолютная идея раскрывает в виде трех ступеней реального исторического процесса. Отсюда и вся система Гегеля разделяется на три части:
1. Учение о мышлении, или об Абсолютной идее в самой себе, где она аспектирована на отдельные свои моменты и развивается в виде чистых определений мышления (логика).
2. Учение о природе, где Абсолютная идея выступает в своем инобытии («инобытие духа») (философия природы).
3. Учение об Абсолютном Духе, где Абсолютная идея выступает в различных формах конкретного духа (искусство, религия, философия) (философия духа). При этом в искусстве Абсолютная идея познает самое себя в форме чувственного созерцания, в религии она выступает в форме религиозногопредставления, а в философии реализует себя в форме понятия. Таким образом, ясно, что содержание искусства, религии и философии как форм самораскрытия Абсолютной идеи тождественны.
Основополагающими принципами гегелевской системы являются:
1) Принцип тождества мышления и бытия. При этом мышление полагается первичным. Мышление есть субстанция всего существующего (всякого бытия, всякой жизни, всякого познания и практики). Логические законы (т.е. законы мышления) суть также и законы бытия. Следовательно, философия Гегеля есть система объективного идеализма.
2) Принцип развития на основе тождества мышления и бытия. Развитие мышления происходит по определенной диалектической схеме: тезис – антитезис – синтез, или утверждение (полагание) – отрицание утверждения – отрицание отрицания (единство утверждения и его отрицания, тезиса и антитезиса, т.е. единство противоположностей). Однако, согласно, например, оценке диалектики Гегеля классиками марксизма, именно на последней ступени у Гегеля (особенно в его учении о государстве и праве получалось примирение противоположностей).
В целом развитие понимается Гегелем как движение путем противоположностей с известными циклами отрицания отрицания. Ядром диалектики Гегеля является учение о противоречии как источнике и движущей силе развития. Противоречие – источник всякой диалектики. Такова истина гегелевской философии.
Диалектический метод Особенности гегелевской диалектики:
1) Диалектика Гегеля носит умозрительный характер. Развитие понимается как саморазвитие понятия (идеи, мышления), имеющее поэтому логическую природу. Диалектика понятий определяет диалектику реальной действительности. В силу чего природа сама по себе не развивается во времени, а лишь развертывает в пространстве те или иные моменты логической идеи. При этом противоположности не обращаются в ничто, но порождают нечто третье, в котором достигается синтез противоположностей. Именно в этом Гегель видел достоинство своего метода и называл изобретенную на этой основе диалектику спекулятивной.
2) Философия Гегеля заключает в себе противоречие между методом и системой: метод – диалектический, в силу чего развитие понимается какбесконечный процесс восхождения от низшего к высшему, а система – метафизическая, исключающее дальнейшее развитие.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.