Теория общественного договора и основные ее идеологи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отдельные элементы этой теории появились еще в древнем мире (древний Китай – Ла У Иззы – даосизм. Древняя Греция – Платон и Аристотель, патриархальная, теория общественного договора. Древний Рим – Эпикур).

Родоначальник рационалистической концепции: Гуго Гроций (1583 – 1645) – основатель в 1625г. – «о праве войны и мира». Г. Гроций считал, что государство возникает благодаря естественным для человека качествам:

- речь

- стремление к общению

А инициатива основанием государства принадлежит слабейшим членам общества, которые объединились, чтобы противостоять члену сильнейших.

Т. Гоббс (Самуэль Пуфендор)

Дж. Локк (Б. Спиноза)

Ж. – Ж. Руссо ( Вольтер Гольбах)

Принципы данной теории:

1) Теория общественного договора является составной частью и дальнейшему развитию более широкой теории естественного права. Она предполагает, что до появления государства общество находилось в неком естественном состоянии, причем сущность этого состояния принималось учеными по разному, но все были согласны с ним, что существуют естественные законы, которые по своему статусу выше государственных и не могут быть нарушены даже правителем.

Т. Гоббс считал, что государство и его возникновение – это вынужденная мера, к которой человечеству пришлось прибегнуть для того, чтобы избежать войны всех против всех. Главная его работа «Левиафан» - громадный морской змей, которого общество было обречено на самоуничтожение, если государственная власть самым суровым образом не пересекало проявление человеческих инстинктов.

Дж. Локк. «Два трактата о правлении». Локк возражает Гоббсу, считает, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь. Главной задачей государства Локк считает обеспечивание условий для нормального развития общества.

Ж. – Ж. Руссо выступал с точки зрения так называемой концепции «Золотого века», т.е. считал, что в глубокой древности до возникновения государства, человечество жило гораздо счастливее и благополучнее, чем сейчас. Прежде всего это было связано с отсутствием частной собственности.

Яндекс.ДиректАнглийский в Волгограде - 750 р./мес!Гарантии William Reilly: нет результата - учим бесплатно! Последние места в группах!volgograd.wr-school.ru Скрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

2) государство по теории общественного договора являлось продуктом сознательного творчества людей, а не внешнего вмешательства.

3) государство возникает в результате добровольного согласия между населением и формирующейся властью – это соглашение получило название «общественный договор».

4) условия общественного договора заключались в том, что люди отказались от части своих свобод в обмен на гарантии безопасности (внутр. и внеш.), которое им должно обеспечить государство в лице правителя и его приближенных (договор – общественное соглашение).

5) при несоблюдении правителем своих обязательств перед населением они могут быть лишены своих полномочий в некоторых случаях.

Этот тезис сделал теорию общественного договора идеологической основой революции эпохи нового времени.

Гносеология И.Канта.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др

И. Кант (1724 - 1804) - немецкий философ. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический. В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, этики. Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Классифицирует само знание на апостериорное — то знание, которое получает человек в результате опыта, априорное то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе» внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Наряду с «чистым разумом» Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность. Это признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

Этика И.Канта.

Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должныбыть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

Высшим идеалом человечества является соединение добродетели и счастья, но опять-таки не счастье должно быть целью и мотивом поведения, а добродетель. Однако Кант полагает, что этого разумного соотношения между блаженством и этикой можно ожидать только в потусторонней жизни, когда всесильное Божество сделает счастье неизменным спутником исполненного долга. Вера в осуществление этого идеала вызывает и веру в бытие Бога, и теология, таким образом, возможна только на моральной, но не на умозрительной почве. Вообще, основанием религии является мораль, и заповеди Бога – это законы нравственности, и наоборот. Религия отлична от морали лишь постольку, поскольку к понятию этического долга она присоединяет идею Бога, как морального законодателя. Если же исследовать те элементы религиозных верований, которые служат придатками к моральному ядру естественной и чистой веры, то надо будет прийти к заключению, что понимание религии вообще и христианства в частности должно быть строго-рационалистическим, что истинное служение Богу проявляется только в нравственном настроении и в таких же поступках.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 221.