Генезис философии. Особенности философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, метод и функции философии.

Философия – это наука о наиболее общих закономерностях развитиях природы, общества и мышления. Эти закономерности и являются предметом философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.

Философия исследует : 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; систему «Человек – мир» в целом и состояние в котором она находится. Если научное знание является точным. однозначным, и поэтому общепринятым для всех людей, то философское знание является полифоничным, плюралистичным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные неодинаковые ответы, которые имеют равнозначное значение. Иначе говоря в философии не существует однозначных и общепринятых положений.

Методы философии.В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата.

Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижение всех наук и культуры в целом. Основными методами с помощью которых осуществляется философское знание, являются:

Диалектика – метод философского исследования, согласно которому мир находится в процессе изменения и развития. Вещи рассматриваются критически. последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития.

Метафизика – метод противоположный диалектике – объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно. В этом методе абсолютизируется постоянство мира, остаются в тени источники его развития.

Функции философии. Основными функциями философии являются:

Мировозренческая функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.

Методологическая функция – абстрактно- теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком.

Гносеологическая функция – регламентирует механизм познания – правильное и достовернон познание окружающей действительности.

– Мыслительно-теоретическая функция – учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность.

Критическая функция – проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип – подвергать все сомнению.

Аксиологическая функция – оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных нравственных, и т.п.)

Социальная функция – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению.

Воспитательно-гуманитарная функция – прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.

Прогностическая функция – основана на способности философских знаний прогнозировать развития, материи, сознания, человека, природы и общества.

Учение о природе и бытии в ранней греческой философии.

Милетская школа.

Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда.

Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха.

Философия элейской школы.

Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Ксенофан (565 - 470 до н.э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли.

Парменид (540 - 470 до н.э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями.

Зенон (490 - 430 до н.э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство достигать истины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в современном смысле: он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т.д. Допускал существование множества вещей. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно.

Философия Аристотеля.

Философия Аристотеля Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида: теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

 практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

 поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

 

 Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

 сущность; отношение; количество; место; положение; время; действие; состояние; страдание; качество.

 

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек

 

 Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

 Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля.

Философ выделял шесть типов государств: тиранию; монархию; аристократию; крайнюю олигархию; охлократию; политию.

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию

Основные идеи схоластики.

Основные идеи схоластика эриугена ансельм универсалии

· Из понятия Бога как совершеннейшего существа следует его существование. Понятие совершеннейшего существа предполагает всевозможные достоинства, включая достоинство существования. Если бы у Совершеннейшего Существа не доставало хотя бы одного из них (например, существования), то оно не было бы совершеннейшим.

· Вочеловечение Бога он доказывает тем, что только при этом условии грешный человек и может быть искуплен. Ведь грехопадение, как проступок против Бога, является бесконечной виной, которая не может быть ни просто прощена, ни наказана: прощение без наказания было бы несправедливо, а заслуженное наказание равнялось бы уничтожению; одно противоречило бы Божественной справедливости, другое лишало бы смысла Божественное творение. Единственный выход состоит в том, чтобы загладить вину. Но эта удовлетворяющая и погашающая нашу бесконечную вину деятельность должна, в свою очередь, быть бесконечной заслугой, а к этому греховное человечество не способно; за него безгрешное существо должно принять на себя страдания, равные греховной вине: сатисфакция возможна только посредством страданий представителя. В этом случае только Бог может представить человечество.

Одна из важнейших проблем схоластики: как существуют понятия и универсалии. Условно или реально? Разные взгляды приводят к формированию двух противоположных направлений: Реализма (доказывает, что понятия существуют реально, а отдельные вещи - лишь их тени). И Номенализма (доказывает, что реальны только единичные вещи, а понятия - это слова).

Оправдание веры разумом – основополагающая идея схоластики.

ранняя схоластика (9 —12 вв.); представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский:

Разрабатывается схоластический метод; разгорается спор об универсалиях, т. е. о том, существует ли общее независимо от человеческого мышления и отдельных вещей (схоластический реализм), или же они существуют только в качестве абстракций в уме и названий (номинализм).

2. зрелая или поздняя схоластика (13—14 вв.); представители: Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Бонавентура, Уильям Оккам.

Философии Аристотеля составляет характерную черту зрелой схоластики. Соединение аристотелизма с традицией христианского богословия – Фома А.

14 век - Время поздней схоластики, кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. 3. Неосхоластика, или "вторая схоластика" — ряд течений католической фи­лософской мысли, ориентированных на возрождение схоластики. представители: Томмазо де Вио Гаэтанский

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский вошел в историю как крупный теологический философ средневековья, а также как систематизатор схоластики и основатель томизма – важного направления католической Церкви. При жизни он был доминиканским монахом. Его идеи используются и в современных философских, а также теологических учениях.

Философия Фомы Аквинского дает возможность понять некоторые сложные теологические вопросы. Его самые известные произведения - «Сумма теологии», а также «Сумма философии».

Философия Фомы Аквинского: кратко Данный философ онтологическое существование Бога считал недостаточным. Им было составлено пять доказательств существования высшего разума:

Данный философ онтологическое существование Бога считал недостаточным. Им было составлено пять доказательств существования высшего разума:

- движение. Все движимое кем-то двигается, а значит, есть какой-то первичный двигатель. Этот двигатель и называется Богом;

 - причина. Все существующее вокруг имеет свою причину. Первопричиной является Бог;

- случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первоначальной причиной является Бог;

- степень качества. Все существующее имеет различные степени качества. Бог является высшим совершенством;

- цель. Какую-либо цель имеет все вокруг. Цель имеет смысл, который ей придает Бог. Без Бога постановка целей была бы совершенно невозможной. Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога

 

Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога, а также всего сущего. В частности философ:

 

 - проводит границу между сущностью и существованием. Данное разделение входит в ключевые идеи католичества;

- в качестве сущности философ представляет «чистую идею» явления или вещи, совокупность признаков, черт существующих в божественном разуме;

- сам факт бытия вещи он называет доказательством существования вещи;

- все, что мы видим вокруг, существует лишь по той причине, что это существование было одобрено Богом;

 - Бог может дать сущности существование, а может ее этого существования и лишить;

 - Бог вечен и необратим. Философия Фомы Аквинского содержит идеи того, что:

 - все состоит из идеи (формы), а также материи;

 - единство материи и формы – суть любой вещи;

 - идея – это определяющее начало, материя – вместилище;

- любая идея является троичной – то есть она существует в разуме Бога, в самой этой вещи, а также в сознании человека.

 Философия Фомы Аквинского содержит следующие идеи:

 - разум и откровение не являются одним и тем же;

 - разум и вера всегда участвуют в процессе познания;

 - разум и вера дают истинное знание

; - неистинное знание может появиться по той причине, что разум противоречит вере;

 - все вкруг делится на то, что познать можно, и на то, что познать нельзя;

- разум способен познать только сам факт существования Бога;

- существование Бога, сотворение мира, бессмертие души, а также прочие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение; - теология и философия – это совсем не одно и то же; - философия объясняет только познаваемое разумом; - божественное познает теология.

Гносеология И.Канта.

Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др

И. Кант (1724 - 1804) - немецкий философ. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический. В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, этики. Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Классифицирует само знание на апостериорное — то знание, которое получает человек в результате опыта, априорное то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. «Вещь в себе» внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Наряду с «чистым разумом» Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность. Это признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

Этика И.Канта.

Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума, область воли. Ввиду того, что мы должныбыть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

Высшим идеалом человечества является соединение добродетели и счастья, но опять-таки не счастье должно быть целью и мотивом поведения, а добродетель. Однако Кант полагает, что этого разумного соотношения между блаженством и этикой можно ожидать только в потусторонней жизни, когда всесильное Божество сделает счастье неизменным спутником исполненного долга. Вера в осуществление этого идеала вызывает и веру в бытие Бога, и теология, таким образом, возможна только на моральной, но не на умозрительной почве. Вообще, основанием религии является мораль, и заповеди Бога – это законы нравственности, и наоборот. Религия отлична от морали лишь постольку, поскольку к понятию этического долга она присоединяет идею Бога, как морального законодателя. Если же исследовать те элементы религиозных верований, которые служат придатками к моральному ядру естественной и чистой веры, то надо будет прийти к заключению, что понимание религии вообще и христианства в частности должно быть строго-рационалистическим, что истинное служение Богу проявляется только в нравственном настроении и в таких же поступках.

Генезис философии. Особенности философского знания.

1) Генезис философии.

Философия уходит своими корнями в глубокую древность, и историки философии расходятся во мнении о причинах и условиях генезиса философского знания. Одни из них хронологически связывают происхождение философии с появлением первых письменных памятников человечества, написанных на санскрите; другие – с возникновением классов и государства; третьи – с наблюдавшимся в VI в. до н.э. подъемом духа, который К. Ясперс назвал «осевым временем». Переход от бронзового века к железному, от варварства к цивилизации, от матриархата к патриархату, разложение родовой общины, появление письменности, зарождение товарно-денежных отношений, возрастание оппозиции к традиционной религии, усиление критического духа, неудовлетворенность мифологическим объяснением мироустройства, рост научного знания – вот лишь некоторые условия, в которых создавались первые философские концепции.

Анализируя мнения современных историков философии, можно выделить три подхода к решению проблемы генезиса философии:

а) мифогенный, с позиций которого философия рождается из мифов;

б) гносеогенный, в соответствии с которым философия является продуктом развития первоначальных знаний о мире;

в) синтетический, согласно которому философия возникает из нерасчлененного целого мифологических, религиозных, научных представлений, получившего название «предфилософии».

Примерами предфилософии могут служить тексты Вед – древнейшего в мире письменного памятника, созданного в Древней Индии, а также древнегреческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру, поэмы Гесиода «Труды и дни» и «Теогония».

В любом случае появление философии связано со значительным переломом в жизни общества, когда смысл человеческой жизни, ее привычный ход и порядок оказываются под угрозой, когда старые мировоззренческие ориентиры и установки перестают функционировать, когда мораль кровнородственных отношений вступает в конфликт с частными интересами отдельной личности. Философия формируется в тот период, когда социально-политический и нравственный кризис ставят человека в неоднозначную ситуацию, вытесняя его мышление в плоскость смысложизненных проблем, относительно которых невозможно использовать привычную канву мифологического миропонимания.

Таким образом, с распадом родовых отношений происходит разложение мифологического мировоззрения на религиозную, философскую и художественно-поэтическую составляющие. Можно сказать, что философия с ее стремлением дать рациональное объяснение реальности постепенно приходит на смену мифологической картине мира.

2) Особенности философского знания

Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

3. Основной вопрос философии и варианты его решения.

Основной вопрос философии как трансформация объектно-субъектных отношений и как ее основополагающая проблема. Роль основного вопроса и его сторон (подвопросов) в формировании конкретных философских направлений и в решении отдельных общенаучных проблем.

Основной вопрос философии это проблема соотношения материи и сознания.

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и отражается его органами чувств.

Сознание это философская категория для обозначения человеческой способности идеального воспроизведения действительности; сознание выступает в двух формах: индивидуальное(сознание одного человека, личности) и общественное (сознание всего общества в целом).

Материя и сознание, будучи понятиями, противоположными по значению, тем не менее являются взаимодополняющими и не могут существовать одно без другого. Но при этом материя все же является субстратом (основой) сознания, так как человек, общество – это части материального мира, которые воспроизводят его в своем сознании.

Рассматривая проблемы, вопросы из самых различных наук, можно заметить, что основа, суть любой проблемы познания является одной из сторон “взаимоотношения” материи и сознания, то есть система “материя - сознание” представляет собой как бы “исходную клетку” любого исследования. Именно поэтому, то есть вследствие своей всеобщности, вопрос о соотношении материи и сознания и является основным вопросом (проблемой) философии.

Содержание этого вопроса раскрывается в его подвопросах, или сторонах, то есть более частных, но в то же время более конкретных соотношениях, которые обнаруживают основные типы взаимосвязей и взаимоотношений материи и сознания.

Первая сторона – это вопрос о первичности: что чему предшествовало во времени – сознание материи или материя сознанию? Первая сторона основного вопроса и варианты ответа на него формируют то или иное мировоззрение, то есть всеобщий взгляд на мир в целом, мировидение.

Существуют три варианта решения первой стороны основного вопроса:

1. Материя существовала вечно, до возникновения сознания; сознание явилось итогом последовательного и поступательного развития истории от простого к сложному, от низшего уровня к высшему, когда само возникновение сознания стало возможным. Учение, обосновывающее данное решение, называется материализмом, а соответствующее мировоззрение –материалистическим.

2. Сознание существовало до возникновения материи; материя появилась в результате творческого акта сознания, как результат его деятельности. Но это решение сразу же ставит вопрос – что именно представляет собой то идеальное начало, на которое идеализм ссылается. Здесь возможны два варианта:

А) это начало является объективным по отношению к человеку и не зависимым от него, которое своей деятельностью создало не только мир, но и самого человека. Учение, обосновывающее данное решение, называется объективным идеализмом, а соответствующее мировоззрение – субъективно – идеалистическим.

Б) этим началом является само сознанье человека. Учение, обосновывающее данное решение, называется субъективным идеализмом, а соответствующее мировоззрение – объективно – идеалистическим.

Вторая сторона – это вопрос о познаваемости: познаваем объективный мир человеком или не познаваем? Здесь также существует три варианта решения (причем тот или иной вариант не обязательно зависит от решения по первой стороне):

1. Мир полностью непознаваем (догматический агностицизм);

2. Мир познаваем, но лишь частично (релятивный агностицизм);

3. Мир полностью познаваем (нет определённого названия).

Третья сторона – это вопрос об активности: изменяется ли мир человеком в процессе познания? Здесь также возможны три варианта решения (причем также относительно независимы от решений по первой и второй сторонам):

1. Мир совершенно не изменяется в процессе познания (созерцательность);

2. Мир частично изменяется человеком в процессе познания (относительная активность);

3. Мир тотально определяется человеческим сознанием (абсолютная активность).

Необходимо отметить, что, в то время как первая сторона основного вопроса ориентирована на анализ того, что собой представляет действительность, вторая и третья стороны ориентированы на анализ того, как человек должен действовать, чтобы познать – и тем более – изменить окружающую его действительность. Ответ на вопрос “как” призван определить способы, приемы, действия в процессе материальной и духовной деятельности человека. Эти общие способы действия называются методами, а учение о методах – методологией; последняя всегда соотносима с тем или иным мировоззрением. Ни одно познание, тем более философское, ни одно осознанное действие человека не может не опираться на соответствующий метод. Причем, чем более теоретически развита наука и чем более общий характер она носит, тем больший удельный вес в её формировании принадлежит методологии и тем методам, на которые она непосредственно опирается.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 277.