Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | работа с картой, составление таблиц. |
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; | анализ документов. |
Знать: | |
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже (XXи XXI вв.); | сообщения. |
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX- начале XXI вв.; | таблица. |
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; | работа с дополнительной информаций. |
назначение НАТО, ООН, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; | |
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; | составление словаря исторических терминов, диктант по датам |
содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Разделы содержания | Характеристика основных видов деятельности студентов на уровне учебных действий. |
Введение | Активизировать знания из курсов истории России и Всеобщей истории о Концепциях исторического развития. Характеризовать факторы исторического развития; цивилизации и варианты их типологий. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. |
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. | Раскрывать проблему антропогенеза. Показывать на исторической карте районы расселение людей по земному шару. Характеризовать родовую общину. Описывать последствия неолитической революции. Приводить примеры распределение социальных функций между полами. Объяснять смысл понятий: цивилизация, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда. |
Раздел 2. Цивилизации древнего мира. | Раскрывать хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Характеризовать традиционное общество: специфику социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Описывать социальную пирамиду, основные сословия и социальные группы в древних обществах; полисную цивилизацию в Греции. Рассказывать о речных (Египет, Индия, Китай) и приморских (древняя Греция и Рим) цивилизациях. |
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | Раскрывать периодизацию средневековой истории Китая и Индии, хронологические рамки западного Средневековья. Описывать влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Рассказывать о возникновении ислама. Характеризовать особенности государственного и общественного строя арабов. Показывать на исторической карте территории стран Востока в средние века. Рассказывать о западноевропейской средневековой цивилизации, о соперничестве церкви и светской власти. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: феод, вассальные связи, «феодальная лестница», феномен средневекового города. сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои. |
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству.. Раздел 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству. | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, и их занятия. Описывать жизнь, быт и верования славян. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Составлять характеристику Владимира Святославовича, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Ивана III, Ивана Грозного, Бориса Годунова, Василия Шуйского, первых Романовых, патриарха Никона, протопопа Аввакума. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и значения его принятия для Руси. Изучить материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей, шведских феодалов и немецких рыцарей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, причины и значение принятия Иваном Грозным царского титула. Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия политической раздробленности Руси, объединения русских земель вокруг Москвы, становления абсолютизма в России. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVI в.- XVII в. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете(в том числе на материале истории своего края). Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Выполнять тестовые и контрольные задания. Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVII века. Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань, государство, князь, дружина, полюдье, усобицы, боярин, вотчина, холоп, мозаика, фреска, миниатюра, житие, удел, политическая раздробленность, баскак. «выход», ярлык, централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне, заповедные лета, крепостное право, опричнина, смута, самозванец, абсолютная монархия, старообрядцы, церковный раскол, «бунташный век». |
Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веках. | Характеризовать понятие «Новое время», относительность периодизации мировой истории. Сравнивать различные точки зрения в периодизации формационного и цивилизационного подходов, абсолютные монархии в России и Западной Европе, мнения историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII в. Раскрывать причины и предпосылки Великих географических открытий. Описывать основные научные открытия и технические изобретения. Рассказывать о войне за независимость североамериканских колоний и Французской революции XVIII в. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Объяснять смысл понятий: модернизация, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, урбанизация, научная революция секуляризация, общественное сознание, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим. |
Раздел 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи. | Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей XVIII в., географическое и экономическое положение России. Давать характеристику деятельности русских государственных деятелей XVIII в. Рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны. Систематизировать материал о важнейших политических и социальных преобразованиях Петра I (в форме таблицы «Петровские преобразования») Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах) для характеристики политики власти. Сравнивать народные движения XVIII в. и аналогичные движения XVII в. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I и Екатерины II. Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещённого абсолютизма» в России. Сопоставить социальную политику при Петре I и Екатерине II. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачёва; территории, вошедшие в состав Российской империи в конце XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в конце XVIII в. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете (в том числе на материале истории своего края). Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, ассамблея, кондиции, фаворит, «просвещённый абсолютизм», секуляризация |
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации | Характеризовать модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Раскрывать значение промышленного переворота. Рассказывать об объединительных процессах в Европе и Америке, объединение Германии и Италии. Объяснять причины, основные события и итоги Гражданской войны в США. Описывать этапы становление гражданского общества в XIX веке, формирование партий и формы партийной деятельности. Сравнивать идейно-политические течения (консерватизм, либерализм, социализм). Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль. |
Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации. Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. | Раскрыть варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Рассказывать о создании колониальных империй, формах их организации. Описывать процесс «освоения» Африки и Индии, модернизацию в Османской империи Характеризовать «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Раскрывать проблему Суэцкого канала. Сравнить развитие Японии и Китая, их взаимоотношения со странами Запада. Объяснять смысл понятий: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог, политика самоизоляции. |
Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке. | Называть характерные, существенные черты внутренней политики государственных деятелей XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в., социально-экономическое развитие России. Приводить и обосновывать оценку роли России в начале XIX в., оценку деятельности М.М. Сперанского, либеральных реформ Александра I и Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях Отечественной войны 1812 г. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать их программные документы. Излагать оценки движения декабристов, определять своё отношение. Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления во второй половине XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях – войнах с Ираном и Турцией, Кавказской, Крымской войне. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, консерваторов и либералов, выявлять различия и общие черты. Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г, высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов. Описывать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие. Сравнивать внутреннюю и внешнюю политику Александра II и Александра III. Систематизировать и обобщать исторический материал по данному периоду. Составлять исторический портрет Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы, Государственный совет, либеральные проекты, кодификация законов, жандармерия, западники, славянофилы, теория официальной народности, мюридизм, имамат, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд, адвокатура, контрреформы. |
Раздел 11 От Новой истории к Новейшей | Описывать колониальные империи Великобритании и Франции. Объяснять причины возвышение Германии и США. Рассказывать о складывании двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. Давать характеристику геополитического положения России в начале XX века, используя информацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX века (в том числе на материале истории своего края). Давать характеристику Николая II, П.А. Столыпина, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и др. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX века; в чём заключалась необходимость политических реформ в России. Описывать основные направления внешней политики Николая II. Раскрывать причины и характер российской революции 1905-1907 гг. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Раскрывать причины участия России в Первой мировой войне, обстоятельства и последствия заключения Брестского мира. Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте, используя историческую карту. Объяснять причины и сущность событий Февраля и Октября 1917 г., причины и последствия кризисов Временного правительства. Анализировать различные версии и оценки событий Октября 1917 г, высказывать и аргументировать свою оценку. Раскрывать характер и значение решений II съезда Советов, используя тексты декретов. Раскрывать причины Гражданской войны. Рассказывать, используя карту, о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны. Характеризовать особенности политики «военного коммунизма». Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы, революция, хутор, отруб, национализация, рабочий контроль, двоевластие, Сепаратный мирный договор, Учредительное собрание, «военный коммунизм». |
Раздел 12. Между мировыми войнами. | Описывать послевоенный кризис Запада. Раскрывать социальные теории. Объяснять причины возникновение фашизма и появления тоталитарных режимов. Сравнивать различные пути преодоления мирового экономического кризиса и Великой депрессии. Рассказывать о крушении Веймарской республики и зарождении германского национал-социализма. Описывать антиколониальную борьбу народов Азии и Африки. Сопоставлять варианты развития Латинской Америки на путях модернизации ( каудильизм или демократия). Характеризовать кризис Версальско-Вашингтонской системы и роль СССР в мировой политике. Сравнивать задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и НЭПа. Давать характеристику основным направлениям и важнейшим событиям внешней политики Советского государства в 20-е годы Объяснять причины и варианты образования СССР. Составлять исторический портрет И.В. Сталина. Объяснять причины, характер и итоги индустриализации и коллективизации. Раскрывать сущность и последствия политических процессов 1930-х гг. Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930 гг. в Конституции 1936 г. и в учебнике. Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики СССР в 1930 гг. Приводить и сравнивать излагаемые в учебнике и научно-популярной литературе оценки Мюнхенского соглашения, советско-англо-французских переговоров и советско-германского пакта о ненападении, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Характеризовать особенности духовной жизни в 1920-1930 гг. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в межвоенный период. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: «Великая депрессия», кейнсианство, тоталитаризм, фашизм, индустриализация, коллективизация, кулаки, пятилетний план, пакт. |
Раздел 13 Вторая мировая война 1939-1945 г.г. | Объяснять причины развязывания Второй мировой войны, причины поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Рассказывать о крупнейших событиях Второй мировой и Великой Отечественной войны, используя карту. Использовать в работе воспоминания ветеранов войны, опубликованный в Интернете или полученные, в результате собственной поисковой работе. Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников. Представлять биографические справки о тружениках тыла. Объяснять причины успеха советского контрнаступления. Высказывать суждения о коллаборационизме (пособничестве оккупантам) и аргументировать свою точку зрения. Объяснять причины победы СССР над фашистской Германией и Японией. Характеризовать решения Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны. Высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: блицкриг, блокада, коренной перелом, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм , оккупанты, денационализация. |
Раздел 14. Мир во второй половине ХХ— начале ХХI века | Описывать «холодную войну» как противостояние двух политических систем: капитализма во главе с США и социализма во главе с СССР. Объяснять причины и характер Европейской интеграции. Характеризовать роль политических партий. Рассказывать о массовых движениях ( экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное). Объяснять причины появления мира потребителей, нового взгляда на права человека. Описывать достижения НТР второй половины ХХ века (транспортная революция, ядерная энергетика, изучение космоса, развитие средств связи, компьютеризация и т.д). п Характеризовать положение страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения. |
Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы | Объяснять причины сравнительно успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в сельском хозяйстве в первые послевоенные годы. Характеризовать идеологическую кампанию конца 1940-начала 1950 гг. Приводить конкретные примеры усиления административного и идеологического контроля, гонений на учёных, деятелей литературы и искусства. Давать характеристику национальной политики сталинского руководства в 1945-1953 гг. Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы, оказавшихся в советской сфере влияния. Характеризовать причины, ход, итоги борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Н.С. Хрущёва. Составлять исторический портрет Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачёва. Объяснять, в чём заключались новые подходы к решению хозяйственных социальных проблем в данный период. Характеризовать культуру, науку и спорт данного периода времени. Давать характеристику Конституции СССР 1977 г, сравнивать её с предыдущими советскими Конституциями. Объяснять, в чём выражалась разрядка международной напряжённости в 1970 гг. Участвовать в обсуждении вопроса о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Объяснять причины перехода к политике перестройки. Характеризовать сущность и значение преобразования политической системы. Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в СССР и его распаду. Систематизировать материал по теме « СССР во второй половине XX в.» Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: военно-промышленный комплекс, репарации, репарации, «железный занавес», перестройка, гласность, политический плюрализм, демократия, консенсус. |
Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков | Характеризовать пути становления новой российской государственно-правовой системы. Объяснять причины политического кризиса осени 1993 г. Сравнивать Конституцию РФ с советскими Конституциями. Составлять исторический портрет Б.Н. Ельцина. Объяснять, в чём заключались трудности перехода к рыночной экономике. Излагать основные положения экономической реформы начала 1990-х гг, давать оценку её результатов и значения. Объяснять причины, особенности и последствия финансового кризиса 1998 г. Систематизировать материал учебника о национальных отношениях в 1990-х гг.(задачи национальной политики, причины противоречий между Центром и регионами, межнациональные конфликты). Характеризовать ключевые события политической истории России в ХХI в. Описать место России в международных отношениях. Анализировать и обобщать информацию различных источников об экономическом и социальном развитии России в ХХI в. Давать характеристику и оценку явлений современной российской и мировой культуры, науки, спорта. Собирать информацию и готовить сообщения, презентации. Готовить проект по вопросам истории данного периода. Выполнять тестовые и контрольные задания. Объяснять смысл понятий: постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм. |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 258.