В конце XVIII в. Цинская империя по сравнению с развитыми капиталистическими странами Европы и США оставалась отсталой аграрной страной. Феодальное цинское общество середины XIX в. получило от прошлого почти нетронутым груз закосневших конфуцианских традиций, средневековых институтов, социальных и экономических отношений. Вся производственная жизнь крестьянской страны покоилась на господстве ручного труда.На средневековом уровне находились организация и оснащение армии и флота.
Цинская империя, созданная маньчжурскими путем завоевательных войн, состояла из Маньчжурии — отчизны и домена завоевателей и покоренных ими земель. В число последних входили собственно Китай (18 провинций) и зависимые территории — Монголия, Синьцзян, Тибет. Господствующее положение занимали маньчжуры и их пособники при покорении других земель— «знаменные» монголы и «знаменные» китайцы.
Ниже стояли остальные монголы, в чьей коннице были зиаинтересонаны маньчжурские правители. Еще ниже — собственно китайцы (ханьцы). В качестве покоренных они считались людьми «второго сорта». На следующей ступени помещались «внутренние варвары», т. е. неханьские народности — уйгуры, казахи, тибетцы, дунгане. В самом низу этой «пирамиды» стояли малые народности Юго-Западного Китая — мяо, и, чжуан, буи и др., считавшиеся «дикими».
Широко применялся принцип «разъединяй и подчиняй». Так, одна часть монголов была включена в состав «знаменных» (включались в военную и административную систему Китая), а другая поставлена под надзор завоевателей.
Императорами столь же широко осуществлялась доктрина «управлять варварами руками варваров». Согласно ей, для удержания неханьских народностей в повиновении китайской бюрократией широко использовались местные эксплуататоры — тусы на Юго-Западе, беки в Синьцзяне, князья в Монголии, калоны в Тибете. Другая доктрина -«превращать варваров в ханьцев».Она вела к ассимиляции неханьских народов китайцами. Все это вело к насильственной ассимиляции других народов.
В XVIII в. китайском государстве начались «опиумные войны» (1840-1842), (1856-1860). Итогом этой борьбы стал Нанкинский торговый договор 1842 Г., по которому Англия на выгодных для себя условиях установила контроль над главными портами Китая, ликвидировала китайскую торговую компанию и стала буквально наживаться на богатствах этого государства. В условиях такого полуколониального положения в стране назревала революционная ситуация. Первое восстание (Тайпинское восстание) началось в 1850 г. под руководством общества «Байманди хуэй», Стремившееся создать «Тайпин тяньго» — «небесное государство всеобщего блага». Захватив столицу Нанкин в 1853 г., революционеры создали «Земельную систему небесной династии», своеобразную декларацию, провозглашающую уничтожение феодальных порядков. Несмотря на то что в 1864 г. революционные формирования были разгромлены войсками китайских феодалов, их борьба стала решающим фактором в формировании буржуазного общества Китая.
Чтобы ответить на "захват" европейских стран, Китай должен был усилиться, поэтому был вязк курс на реформы, которые назывались "политика самоусиления" (1860-1890).
Вэй Юань (реформатор) предлагал реформировать армию, сделать ее современной, принимая во внимание опят западных держав.
Фын гуйфэн (еще один реформатор) пытался модернизировать конфуцианство, подстроить на новый "европейский" лад. Он говорил: "восточное учение - основное, западное - прикладное", т е допускалось заимствование западных современных судов и оружия, но следовало сохранять верность конфуцианскому учению.
Короче, смысл политики усиления - это усиление военного потенциала Китая, но проблема в том, что для того, чтобы усилить армию, необходимо наладить производство оружия (а для этого нужна индустриализация и технологии).
Политика ни к чему не привела по сути, т о недовольство народа только возрастало.
Усиление бедствий вызвало еще одно восстание – боксерское восстание (1899-1901) или восстание ихэтуаней (север Китая). Расшифровать можно как отряды "справедливости и мира". Они были ксенофобами (дороги, пароходы, иностранные товары - все это лишало людей средств - следовательно виноваты европейцы) и отвергали все чужеземное, что пришло в Китай с запада. Их вдохновляло все традиционно китайское и их лозунгом было изгнание всего иностранного. Участники движения изучали ушу, но европейцы думали, что это бокс, поэтому "боксерское" восстание. Сами китайские власти хотели покончить с восстанием, но им помешали европейцы, т к тоже хотели подавить бунтавщиков, которые причиняли вред иностранным предприятиям, и напали на Китай. Императрица Цыси решила использовать бунтовщиков для войны с иностранной интервенцией. Но несмотря на серьезное сопротивление ихэтуаней они ничего не могли сделать против коалиции 8 стран (Англия, Франция, Германия, Россия, австро-Венгрия, Италия, США, Япония). Как результат: закрепление в Заключительном протоколе унизительных и грабительских условий (контрибуции, контроль за Пекином у иностранцев, запрещалось Китаю покупать иностранное оружие, Китай должен способствовать развитию иностранной торговли).
Результатом подавления восстания ихэтуаней стало фактически потеря суверенитета Китая и превращение его в полуколониальную державу. Поэтому император призывает к проведению реформ, "новой политики"(1900). По сути, это аналогичные с "политикой самоусиления" реформы, которые были нацелены на укрепления правящей династии и выхода империи из кризиса. Главной отличительной чертой "новой политики" стало то, что теперь государство официально прекращало преследование и всяческое ущемление предпринимательства; было наоборот поощрение предпринимательской деятельности. Реформы государственных структур были направлены на преобразование верхов по западному образцу. Началось формирование военных учебных заведений, отменялись традиционные методы обучения. Итоги реформ: укрепление предпринимательства, укрепление региональных элит.
С 1906 года начинается новый этап "новой политики", связанный с конституционными маневрами правящей династии. К 1913 было обещано либерально настроенной оппозиции создать конституцию и совершить переход к конституционной монархии.
1905 г - образование "китайского объединенного революционного союза", который выразил "три народных принципа", сформулированные сунь ятсеном: национализм (свержение инородной по своему происхождению правящей династии), демократизм (демократическая республика) и благоденствие (решение аграрного вопроса путем установления единого государственного налога на землю зависимости от ее рыночной цены, что позволит мобилизировать дифференциальную ренту в руках государства, дать землю тем, кто ее обрабатывает, тем самым закрыв дорогу капиталистическому развитию Китая). Этот союз действовал по такому же принципу, что и "союз возрождения Китая", т его держался следущей тактики: достаточно восстать в одном городе, а тебя поддержат в других (просто спровоцировать). Итог: организовали около 8 восстаний и все безрезультатно.
НО всё равно ситуация накаляется и в итоге
Синьхайская революция (1911), результатом которой стало свержение монархии.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 337.