Первое протогосударственное образование на территории Китая, а именно в среднем течении Хуанхэ, возникло на рубеже III-II тыс. до н. э. Это был союз племен Ся. Через несколько веков, уже в начале II тыс., племя Инь добивается гегемонии. Иньская династия правила первым китайским государством до конца II тысячелетия, пока иньский ван (правитель) не был свергнут предводителем племени Чжоу У-ваном.
Чжоуский Китай пережил период централизации (до VIII в. до н. э.), когда местные правители (чжухоу) беспрекословно подчинялись правящей династии, и период децентрализации (VIII-VII вв. до н. э.), когда власть вана стала номинальной, а чжухоу постоянно вели междоусобные войны. Это время вошло в историю Китая как 'Борьба царств' ('Чжаньго').
В VII в. до н. э. империя Чжоу испытывала сильное давление кочевых племен ди, имевших, по-видимому, скифское происхождение. Борьба с кочевниками способствовала не только самоидентификации этнической общности древних китайцев - хуася, но и упадку, а затем и падению империи Чжоу. В то же время именно тогда в науке и массовом сознании постепенно консолидирующегося древнекитайского общества оформляется 'китаецентристская', точнее чжоуцентристская, геополитическая картина мира (тогда еще не было представления о Китае в его современных границах), в соответствии с которой в центре обитаемой Вселенной (Поднебесной, или, по-китайски, 'Тянься') находится облагодетельствованная богом чжоуская Срединная империя. Отсюда, кстати, и происходит само название Китая - Чжунго (чжун - 'середина', го - 'государство'). Эта империя, используя свое выгодное географическое положение и покровительство богов - чжоуский ван носил титул 'Сын неба', - по развитию техники, культуры и военной мощи далеко обошла все страны Поднебесной - отсюда геополитические представления о богоизбранности китайских императоров, мессианской роли империи в обитаемом мире, ее самодостаточности и оправдание автаркии.
Царство Чжоу занимало лишь среднее течение Хуанхэ, но постепенно, по мере расширения пределов Срединного царства, представление о Поднебесной как обо всем обитаемом мире перенеслись на него. Таким образом, понятия 'Срединная империя' и 'Поднебесная' стали синонимами. Тогда же, в середине I тыс. до н. э., возникают первые представления о военной мощи государства. Так как основу боевого порядка составляли колесницы, то и военная мощь государства измерялась их количеством. Идеальным, непревзойденным государством в Поднебесной признавалась держава, имеющая 10 000 боевых колесниц ('ван чэн го').
Эпоха Борьбы царств, начавшаяся в V в. до н. э., завершилась в III в. до н. э., когда к власти пришла династия Цинь (221 г. до н. э.), а затем - Хань (206 г. до н. э.). Она тоже пережила период централизации царств и консолидации общества (III в. до н. э. - III в. н. э.) и период децентрализации (III-VII вв.). Ханьская империя расширила свои владения далеко за пределы чжоуского мира, при этом свою экспансию она также вела с позиции ханьского этноцентризма и 'срединности' Поднебесной империи. Именно циньцами, или ханьцами, по названию самой мощной империи в истории Древнего Китая называют себя современные китайцы.
Геополитические проблемы: противостояние кочевникам, борьба разных цивилизаций, внутренняя борьба царств за гегемонию, становление, расцвет, закат и падение империй.
Учение Мэн-цзы содержит геополитический аспект. В частности, власть 'в пределах четырех морей', т. е. на все четыре стороны света, или по любому из четырех геостратегических направлений, можно распространять, руководствуясь идеями Конфуция о почитании старших, заботе о народе, о милосердии. При осуществлении определенной геополитики ('когда ван поднимает войска') следует сначала подумать о ее последствиях ('взвешивают и тогда узнают вес') и об опасностях для людей и государства.
'Великое желание Сюань-вана' (под которым можно понимать правителя вообще) Мэн-цзы отгадывает без труда: 'Желаете расширить свою территорию, принудить царства Чу и Цинь покориться, управлять всей Срединной империей и умиротворить варваров'. Это желание, очевидно, потому и считается великим, что решает основные геополитические проблемы правителя любого царства Древнего Китая.
Но осуществимо ли оно для правителя Ци - одного из девяти царств Китая, если ему противостоят восемь других царств? Мэн-цзы в своем высказывании делает геополитическое обобщение: 'Малое, безусловно, не в состоянии противостоять большому, одинокое, конечно, не в состоянии противостоять многим, слабый не в состоянии противостоять сильному'1.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 499.