Вопрос 11. Китайская геополитическая ниша как фактор складывания китайского этноса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Китай предъявляет себя как претендент на мировое геополитическое лидерство. Теперь уже не только в экономическом отношении (это свершившийся факт), но и военном. Китай находится на втором месте в мире по расходам на оборону (215 млд $).

ВНП Китая на 2013 год = 16 трлн $. В расчетах на душу населения КНР принципиально отстает от стран «золотого миллиарда» и даже России (у Китая ВНП на душу 14107 (он рядом с Алжиром, Македонией)). Среднедушевые доходы китайцев меньше среднедушевых доходов россиян. Но ведь никто не будет считать мощнейшей геоэкономически державой Люксембург, первенствующего по доходам на душу населения. Экономическая мощь государства состоит в том, сколько ресурсов оно может сконцентрировать на стратегических направлениях. И в этом отношении КНР оказывается в статусе сверхдержавы.

Самоназвание страны. Когда мы говорим о Китае, стоит обратить внимание на самоназвание страны. Наиболее устойчивыми из этих самоназваний оказались два. Одно из них — Тянься (Поднебесная) — Тянь – небо, Ся – низ, подножье неба. Китай, таким образом, определяется как Поднебесная страна. Другое самоназвание Китая — Чжунго — «срединное государство». Официальное название государства, именуемого у нас как Китайская Народная республика звучит как «срединная, цветущая народная республика».

Исторически воспроизводилась в Китае следующая модель отношения с миром. Мир делится на две ниши бытия — Поднебесное государство и земли варваров. Китай жестко отделялся от некитайского варварства. И это видение воспроизводилось исторически тысячелетиями.

Земля обозначалась схематически ромбом (квадратом). Небо, трактуемое не просто как небесный свод, а высший закон, обозначалось кругом. Но только Китай – Поднебесная существует под небом. Другие народы пребывают вне неба, то есть вне высшего закона.

Китайская система мироустройства жестко иерархична. В центре нее находится император. Его окружает внутренний круг — чиновничество центра. Есть внешний круг — китайская периферия. Далее от центра находятся окультуренные варвары. Часть некитайского мира, важно зафиксировать, поддается, таким образом, аккультурации. И есть, наконец, варвары, которые не могут быть окультурены: северные, западные, восточные, южные. Северные варвары называются Ди, и русские оказываются в их числе. Другого отношения в Китае к внешнему миру, чем к миру варваров, не было. И архетип этого отношения сохранен.

 

 

Доходило до курьезов. Восемнадцатый век — эпоха экономического прорыва Великобритании. Посланники английского короля Георга III прибывают к китайскому императору. Этот приезд был интерпретирован так: прибыли данники от английского короля. Их похвалили за то, что они хотят

 

приобщиться к благам подлинной великой цивилизации. Иначе система отношений с другими народами и не мыслилась. (+абсолютно аналогичные отношения с кочевниками (варварами), китайцы были готовы платить кочевникам дань, лишь бы те соблюдали правила «ритуала» и видели в китайском императоре Сына Неба).

Существует представление, будто бы Китай принципиально разграничивает исторически дружественную Россию и западные империалистические державы. Важнейшим компонентом в историческом сознании современного Китая является память о национальном унижении девятнадцатого века. Считается, что тогда, воспользовавшись слабостью Поднебесной, ведущие мировые державы навязали ей ряд неравноправных договоров (которые фактически превратили Китай в полуколониальную державу). Пересмотр этих договоров и восстановление справедливости воспринимается как национальная историческая задача. Российская империя находилась, согласно китайской версии, в общем перечне империалистов, наряду с США, Англией, Францией, Германией и Японией. К неравноправным относятся договора, заключенные между Россией и империей Цин-Айгунский (1858 г.) (пересмотр границ на реке Амур: левый берег – территория России), Тяньцзиньский (1858 г.) (упрощение торговли для России в Китае: открытие портов, свободное движение русских товаров), Пекинский (1860 г.) (фактически подтвердил и расширил Айгунский договор). Эти договоры рассматриваются китайцами как неравноправные, так как империалистические державы воспользовались ослабленным опиумными войнами Китаем и навязали ему свои условия. Из признания неравноправия данных договоров следует, что нахождение Приамурья и Приморья в составе Российской Федерации нелегитимно.

С понятием «неравноправные договора» тесно сопряжено другое понятие — «утраченные территории». Императив — вернуть утраченные земли по сей день входит в идеологический арсенал Китая. Правда, эта идеологема предназначена, главным образом, для внутреннего пользования. Но при достижении определенного уровня могущества, все может измениться.

Перечень утраченных Китаем территорий впервые был объявлен фактически сразу же после свержения режима императора и провозглашения республики синьхайская революция, 1911). В утраченные территории вошли: Дальний Восток от Камчатки до Сингапура, Бутан, часть Афганистана, Индия и так далее. Шли годы. В 1965 году Мао Цзэдун сделал следующее заявление: «Мы обязательно должны заполучить Юго-Восточную Азию, включая Южный Вьетнам, Таиланд, Бирму, Малайзию, Сингапур. Такой район, как Юго-Восточная Азия, очень богат, там много полезных ископаемых, он вполне заслуживает затрат, чтобы заполучить его. В будущем он будет очень полезен для развития китайской промышленности. Таким образом, можно будет полностью возместить убытки. После того как мы заполучим Юго-Восточную Азию, в этом районе можно будет увеличить наши силы; тогда мы будем иметь противостояние советско-восточному европейскому блоку».

Но претензии не ограничивались азиатским регионом. Речь шла не о именно о мировой гегемонии. Тогда же в 1960-е годы Мао пояснял: «Мы должны покорить земной шар… По-моему, важнее всего для нас — это земной шар, где мы создадим мощную державу».

Могут возразить, что маоистский Китай — это идеологически принципиально иное государство, чем Китай современный. Но обратимся к Конституции КНР. Она была принята в 1982 году, то есть в постмаоистский период. Тем не менее, в ней определенно говорится о верности Китая в будущем идеям Мао Цзедуна и Дэн Сяопина.

 «Утраченные территории» Китая обозначены как китайские земли даже на уровне школьного обучения. В «утраченные территории» зачисляются: Бирма, Лаос, Вьетнам, Непал, Бутан, север Индии, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Корея, острова Рюкю, 300 островов Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей, Киргизия, Южный Казахстан, афганская провинция Бадахшан, Монголия, Забайкалье и юг Дальнего Востока вплоть до Охотска.

Существует особый китайский культурный код, игнорирование которого означало бы попадание в отношении Китая в стратегическую ловушку. Китайская культура выстраивалась без идеи Бога. Идея Неба — это нечто иное. Не с этим ли связан и известный практицизм (имеется ввиду рационализированные отношения небо-человек: возносились по правилам ритуала дары Небу, а за это Небо должно было принести покой и счастье в Поднебесную, т е мы Небу, оно нам, логично), и жестокость в отношении противников и непокорных? О том, каким образом осуществлялось принуждение к покорности уйгуров, или джунгар хорошо известно.

Исторически памятен конфликт на Даманском. Совсем недавно были опубликованы фотографии оскверненных тел советских военнослужащих, которые погибли оказавшись в руках противника. В Музее Народно-освободительной армии Китая выставлен советский трофейный танк «Т-62» доставшийся китайцам во время конфликта на Даманском. Рядом японские танки, захваченные у противника во время Второй мировой войны. После конфликта на Даманском активизировалось строительство БАМа. Это было связано не только с перспективой освоения ресурсов Дальнего Востока, но реальной военной угрозой Китая. Тогда, в период существования СССР, она была реальна. А сегодня? Китай мыслит в категориях большого времени. И в этом смысле, считать, что угроза ушла ввиду нынешнего потепления отношений Москвы и Пекина было бы заблуждением.

Представление о том, что Китай цивилизационно интровертен, а потому никогда не нес и не будет нести в будущем идей внешней экспансии, исторически и методологически не верно (Макаренко так не считает). Ни одна цивилизация не может состояться без наличия планетарного проекта. Если нет этого планетарного проекта, нет и цивилизации.

Сменялись методы экспансии. Они могли быть на определенном этапе преимущественно экономическими. Для него характерна политика усиления наряду с экономической составляющей, также идеологической и военной компонент. И это, по-видимому, становится трендом.

И понятно, какие стратагемы в свете обозначенных вызовов должен принять Китай в отношении России. Китай сегодня обходит США по объемам ВВП. Каждый раз когда предпринимались попытки обойти мирового экономического лидера, случались большие войны или революции. Соответственно, и сегодня США должны сделать все, чтобы не допустить утраты экономического первенства. В Китае это тоже не могут не понимать.

Что лучше всего в этой ситуации для Китая? Найти взамен себя поединщика и подтолкнуть его к борьбе с геополитическим противником. Собственно, Китай это и делает. Поединщик был найден — Россия. Кто выиграл прежде всего от конфликта России и Запада? Конечно, Китай. Бенефициар очевиден.

Есть у Китая, безусловно, и точки уязвимости. Их достаточно много.

1) высокая степень зависимости от внешней торговли. В КНР этот показатель (экспорт плюс импорт к ВВП) выше даже чем в России. По данным за 2013 год в Российской Федерации он составлял 42 %, в КНР 47 %, тогда как в США — только 25 %. (Пример Макаренко про санкции, если на Китай наложить санкции, то он действительно может пострадать)

2) Китай имеет самую большую в мире бумажную массу золотовалютного резерва. Но золота в ЗВР КНР только 1%. Все остальное — бумага — главным образом, доллары. Есть такая точка зрения, что Китай — это вообще американский проект, созданный для сбыта избыточной долларовой массы. Об американском проекте «большого Китая» прямо писал, в частности, Збигнев Бжезинский. Зависимость от доллара в любом случае создает для КНР точка уязвимости.

3) Сепаратизм китайских регионов.

4) Фактор этнических противоречий, +классовых противоречий. То, что 92% населения КНР объявляются ханьцами не значит, что все они действительно таковые. Запись большинства населения в ханьчжен была проведена Мао Цзэдуном. Но по сей день сохраняется де-факто иная этническая идентичность многих номинальных хань. Сегодня, несмотря на то, что во главе Китая стоит Коммунистическая партия, он занимает второе место в списках долларовых миллиардеров в мире. Первыми идут США, вторым Китай, третьей — Россия. В Японии, говорят: да, конечно, большинство китайцев живет хуже японцев, но 200 миллионов лучше, чем японское население. Двести миллионов — это больше совокупного населения Японии. Все более возрастает ненависть одних социальных групп к другим. Особенно остро это проявилось в конфликте в Гонконге. Фактор социальных диспаритетов, как известно, везде и всегда использовался как детонатор революций.

(Очень спорная мысль) Не исключен вариант, что США и Китай попытаются договориться и поделить мир. Пакт Молотова — Риббентропа в современной модификации может выглядеть как пакт Обамы — Си Цзиньпина. Менее всего хотелось бы в этой ситуации, чтобы Россия оказалась расходным материалом в данной конфронтации. Пока складывается впечатление, что ей эта роль расходного материала и уготавливается большими геополитическими проектировщиками.

 

Истории формирования идентичности Китая в мировой политике.

 

1)Первый период, 221г. до н.э. (образовано централизованное государство) – 1840г. (первая «опиумная» война). Здесь мы видим проявление ролевой идентичности превосходства «Я» — идентичность империи. Характерные особенности этой идентичности:

- доминирование над другими странами в экономической, культурной и военной сферах;

-«международный порядок, основанный на однополярной системе», построенной на родоплеменных, династийных и даннических отношениях, правила в которой устанавливал только Китай;

- замкнутость политической системы Китая, обусловленная географическим рельефом и эгоцентризмом власти;

- общность конфуцианских морально-этических норм;

- преобладание геостратегии с опорой на силу Суши.

Древние геостратегии Китая этого периода («китаецентризм» (недооценка противника) и «были ошибочны и привели великую страну к упадку. Речь идет о «китаецентризме» и «преувеличении роли Суши и недооценке роли Моря».)

2) Второй период, 1840г.-1978г., ролевая идентичность ущемленного, униженного «Я» — это идентичность полуколонии, зависимой или играющей второстепенные роли страны. Главные особенности:

- упадок государственной системы;

- военная неспособность отстаивать суверенитет страны;

- изолированность, провал всех попыток играть самостоятельную роль в существующей системе международных отношений;

- отсутствие геостратегии.

3) Третий период, 1978 г. – наст. время. Переходный период, возрождение идентичности великой державы. Впервые в истории Китая проявляется коллективная идентичность, включенность во все институты мировой системы. Характерные признаки:

- стремительное формирование среднего класса – носителе смыслов новой либеральной идентичности

- амбиции на лидерство (про это смотреть в первой части билета);

- попытка формирования собственного геополитического (ШОС, БРИКС) и геоэкономического (зоны свободной торговли КНР с другими странами) пространства;

- упор на морскую геостратегию «на Юг, через Моря, в глобальный Мир».

 

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 311.