ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ С ПОВТОРЕНИЯМИ В MS EXCEL
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями можно провести с помощью процедуры MS Excel Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями. Используем его для анализа данных о связи доходов магазина с выбором конкретного магазина и рекламной кампанией из примера 5.

В меню MS Excel выполняем команду Сервис/Анализ данных и выбираем средство анализа Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями.

Заполняем данные также, как и в случае с двухфакторным дисперсионным анализом без повторений, с тем дополнением, что в окне число строк для выборки нужно ввести число повторений.

В результате действия процедуры выводятся две таблицы. Первая таблица состоит из трёх частей: две первые соответствуют каждой из двух рекламных кампаний, третья содержит данные об обеих рекламных кампаниях. В столбцах таблицы содержится информация обо всех классах градации второго фактора - магазина: число наблюдений, суммарное значение, среднее значение и дисперсия.

Во второй таблице - данные о сумме квадратов отклонений (SS), числе степеней свободы (df), дисперсии (MS), фактическом значение отношения Фишера(F), p-уровне (P-value) и критическом значении отношения Фишера (F crit) для различных источниках вариации: двух факторах, которые даны в строках (выборка) и столбцах, взаимодействии факторов, ошибки (внутри) и суммарных показателях (итого).

Дисперсионный анализ

Источник вариации

SS

df

Выборка

8,013339

1

Столбцы

378,3808

2

Взаимодействие

13,8504

2

Внутри

192,2233

12

Итого

592,4681

17
MS F

P-value

F crit

8,013339 0,500252

0,492897

4,747221

189,1904 11,81066

0,001462

3,88529

6,925272 0,432327

0,658717

3,88529

16,01861              

Для фактора A фактическое отношение Фишера меньше критического значения, следовательно, рекламная кампания существенно не влияет на дневные доходы магазина с вероятностью 95%.

Для фактора B фактическое отношение Фишера больше критического, следовательно, с вероятностью 95% доходы существенно различаются между магазинами.

Для взаимодействия факторов A и B фактическое отношение Фишера меньше критического, следовательно, с вероятностью 95% взаимодействие рекламной кампании и конкретного магазина не существенно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Однофакторный ДА

Задание 1.

В педагогическом эксперименте участвовали три группы студентов по 10 человек в каждой. В группах применили различные методы обучения: в первой – традиционный (F1), во второй – основанный на компьютерных технологиях (F2), в третьей – метод, широко использующий задания для самостоятельной работы (F3). Знания оценивались по десятибалльной системе.

Требуется обработать полученные данные об экзаменах и сделать заключение о том, значимо ли влияние метода преподавания, приняв за уровень значимости α=0.05.
Результаты экзаменов заданы таблицей, Fj – уровень фактора xij – оценка i-го учащегося обучающегося по методике Fj.

 

 Формулы для расчета

 

Расчетные данные свести в таблицу

Источник вариации Сумма квадратов SS Степени свободы df Оценка дисперсии MS Расчетное F Критическое F кр
между группами
внутри групп
общая

 

Сделать выводы по проведенным исследованиям.

 


Задание 2.

Сведения о количестве голосов Y, отданных за кандидата в трех однотипных случайно выбранных избирательных округах, в которых использовались разные виды агитации (A(1) — личные встречи кандидата с избирателями, A(2) — раздача листовок с программой кандидата, A(3) — выступление кандидата по телевидению), приведены в таблице.

В однофакторном дисперсионном анализе проверяют гипотезу, состоящую в том, что эффекты влияния зафиксированных уровней фактора  A равны нулю — количество голосов, отданных за кандидата при каждом виде агитации, не зависит от вида агитации.

Задание 3.

Менеджер по продажам в сети супермаркетов хочет знать, влияет ли расположение рекламных щитов на объем продаж товара. Для каждого из трех видов щитов отобрано случайным образом по 6 магазинов, расположенных в соответствующем районе. Объемы продаж за месяц (млн. руб.) приведены в таблице. Решить задачу с использованием надстройки Excel.

Задание 4.

Компания, производящая спортивные товары, желает сравнить расстояние, которое пролетают мячи, изготовленные по 4 разным технологиям. По каждой технологии произведено по 10 мячей. Мячи переданы для испытания в спортивный клуб, где испытаны в течение короткого промежутка времени при одинаковых погодных условиях. Результаты испытаний в м.:

Решить задачу с использованием надстройки Excel.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 346.