Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями можно провести с помощью процедуры MS Excel Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями. Используем его для анализа данных о связи доходов магазина с выбором конкретного магазина и рекламной кампанией из примера 5.
В меню MS Excel выполняем команду Сервис/Анализ данных и выбираем средство анализа Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями.
Заполняем данные также, как и в случае с двухфакторным дисперсионным анализом без повторений, с тем дополнением, что в окне число строк для выборки нужно ввести число повторений.

В результате действия процедуры выводятся две таблицы. Первая таблица состоит из трёх частей: две первые соответствуют каждой из двух рекламных кампаний, третья содержит данные об обеих рекламных кампаниях. В столбцах таблицы содержится информация обо всех классах градации второго фактора - магазина: число наблюдений, суммарное значение, среднее значение и дисперсия.

Во второй таблице - данные о сумме квадратов отклонений (SS), числе степеней свободы (df), дисперсии (MS), фактическом значение отношения Фишера(F), p-уровне (P-value) и критическом значении отношения Фишера (F crit) для различных источниках вариации: двух факторах, которые даны в строках (выборка) и столбцах, взаимодействии факторов, ошибки (внутри) и суммарных показателях (итого).
|   Дисперсионный анализ  |  |||||
|   Источник вариации  |    SS  |  df | |||
|   Выборка  |    8,013339  |  1 | |||
|   Столбцы  |    378,3808  |  2 | |||
|   Взаимодействие  |    13,8504  |  2 | |||
|   Внутри  |    192,2233  |  12 | |||
|   Итого  |    592,4681  |  17 | |||
| MS | F |   P-value  |    F crit  |  ||
| 8,013339 | 0,500252 | ||||
0,492897
4,747221
0,001462
3,88529
0,658717
3,88529
Для фактора A фактическое отношение Фишера меньше критического значения, следовательно, рекламная кампания существенно не влияет на дневные доходы магазина с вероятностью 95%.
Для фактора B фактическое отношение Фишера больше критического, следовательно, с вероятностью 95% доходы существенно различаются между магазинами.
Для взаимодействия факторов A и B фактическое отношение Фишера меньше критического, следовательно, с вероятностью 95% взаимодействие рекламной кампании и конкретного магазина не существенно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Однофакторный ДА
Задание 1.
В педагогическом эксперименте участвовали три группы студентов по 10 человек в каждой. В группах применили различные методы обучения: в первой – традиционный (F1), во второй – основанный на компьютерных технологиях (F2), в третьей – метод, широко использующий задания для самостоятельной работы (F3). Знания оценивались по десятибалльной системе.
Требуется обработать полученные данные об экзаменах и сделать заключение о том, значимо ли влияние метода преподавания, приняв за уровень значимости α=0.05. 
 Результаты экзаменов заданы таблицей, Fj – уровень фактора xij – оценка i-го учащегося обучающегося по методике Fj.

Формулы для расчета
 
 
 
 
Расчетные данные свести в таблицу
| Источник вариации | Сумма квадратов SS | Степени свободы df | Оценка дисперсии MS | Расчетное F | Критическое F кр | 
| между группами | |||||
| внутри групп | |||||
| общая | 
Сделать выводы по проведенным исследованиям.
Задание 2.
Сведения о количестве голосов Y, отданных за кандидата в трех однотипных случайно выбранных избирательных округах, в которых использовались разные виды агитации (A(1) — личные встречи кандидата с избирателями, A(2) — раздача листовок с программой кандидата, A(3) — выступление кандидата по телевидению), приведены в таблице.
 
 
В однофакторном дисперсионном анализе проверяют гипотезу, состоящую в том, что эффекты влияния зафиксированных уровней фактора A равны нулю — количество голосов, отданных за кандидата при каждом виде агитации, не зависит от вида агитации.
Задание 3.
Менеджер по продажам в сети супермаркетов хочет знать, влияет ли расположение рекламных щитов на объем продаж товара. Для каждого из трех видов щитов отобрано случайным образом по 6 магазинов, расположенных в соответствующем районе. Объемы продаж за месяц (млн. руб.) приведены в таблице. Решить задачу с использованием надстройки Excel.
 
 
Задание 4.
Компания, производящая спортивные товары, желает сравнить расстояние, которое пролетают мячи, изготовленные по 4 разным технологиям. По каждой технологии произведено по 10 мячей. Мячи переданы для испытания в спортивный клуб, где испытаны в течение короткого промежутка времени при одинаковых погодных условиях. Результаты испытаний в м.:
 
 
Решить задачу с использованием надстройки Excel.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 441.