Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями можно провести с помощью процедуры MS Excel Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями. Используем его для анализа данных о связи доходов магазина с выбором конкретного магазина и рекламной кампанией из примера 5.
В меню MS Excel выполняем команду Сервис/Анализ данных и выбираем средство анализа Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями.
Заполняем данные также, как и в случае с двухфакторным дисперсионным анализом без повторений, с тем дополнением, что в окне число строк для выборки нужно ввести число повторений.
В результате действия процедуры выводятся две таблицы. Первая таблица состоит из трёх частей: две первые соответствуют каждой из двух рекламных кампаний, третья содержит данные об обеих рекламных кампаниях. В столбцах таблицы содержится информация обо всех классах градации второго фактора - магазина: число наблюдений, суммарное значение, среднее значение и дисперсия.
Во второй таблице - данные о сумме квадратов отклонений (SS), числе степеней свободы (df), дисперсии (MS), фактическом значение отношения Фишера(F), p-уровне (P-value) и критическом значении отношения Фишера (F crit) для различных источниках вариации: двух факторах, которые даны в строках (выборка) и столбцах, взаимодействии факторов, ошибки (внутри) и суммарных показателях (итого).
Дисперсионный анализ | |||||
Источник вариации | SS | df | |||
Выборка | 8,013339 | 1 | |||
Столбцы | 378,3808 | 2 | |||
Взаимодействие | 13,8504 | 2 | |||
Внутри | 192,2233 | 12 | |||
Итого | 592,4681 | 17 | |||
MS | F | P-value | F crit | ||
8,013339 | 0,500252 |
0,492897
4,747221
0,001462
3,88529
0,658717
3,88529
Для фактора A фактическое отношение Фишера меньше критического значения, следовательно, рекламная кампания существенно не влияет на дневные доходы магазина с вероятностью 95%.
Для фактора B фактическое отношение Фишера больше критического, следовательно, с вероятностью 95% доходы существенно различаются между магазинами.
Для взаимодействия факторов A и B фактическое отношение Фишера меньше критического, следовательно, с вероятностью 95% взаимодействие рекламной кампании и конкретного магазина не существенно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Однофакторный ДА
Задание 1.
В педагогическом эксперименте участвовали три группы студентов по 10 человек в каждой. В группах применили различные методы обучения: в первой – традиционный (F1), во второй – основанный на компьютерных технологиях (F2), в третьей – метод, широко использующий задания для самостоятельной работы (F3). Знания оценивались по десятибалльной системе.
Требуется обработать полученные данные об экзаменах и сделать заключение о том, значимо ли влияние метода преподавания, приняв за уровень значимости α=0.05.
Результаты экзаменов заданы таблицей, Fj – уровень фактора xij – оценка i-го учащегося обучающегося по методике Fj.
Формулы для расчета
Расчетные данные свести в таблицу
Источник вариации | Сумма квадратов SS | Степени свободы df | Оценка дисперсии MS | Расчетное F | Критическое F кр |
между группами | |||||
внутри групп | |||||
общая |
Сделать выводы по проведенным исследованиям.
Задание 2.
Сведения о количестве голосов Y, отданных за кандидата в трех однотипных случайно выбранных избирательных округах, в которых использовались разные виды агитации (A(1) — личные встречи кандидата с избирателями, A(2) — раздача листовок с программой кандидата, A(3) — выступление кандидата по телевидению), приведены в таблице.
В однофакторном дисперсионном анализе проверяют гипотезу, состоящую в том, что эффекты влияния зафиксированных уровней фактора A равны нулю — количество голосов, отданных за кандидата при каждом виде агитации, не зависит от вида агитации.
Задание 3.
Менеджер по продажам в сети супермаркетов хочет знать, влияет ли расположение рекламных щитов на объем продаж товара. Для каждого из трех видов щитов отобрано случайным образом по 6 магазинов, расположенных в соответствующем районе. Объемы продаж за месяц (млн. руб.) приведены в таблице. Решить задачу с использованием надстройки Excel.
Задание 4.
Компания, производящая спортивные товары, желает сравнить расстояние, которое пролетают мячи, изготовленные по 4 разным технологиям. По каждой технологии произведено по 10 мячей. Мячи переданы для испытания в спортивный клуб, где испытаны в течение короткого промежутка времени при одинаковых погодных условиях. Результаты испытаний в м.:
Решить задачу с использованием надстройки Excel.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 346.