Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями применяется для того, чтобы проверить не только возможную зависимость результативного признака от двух факторов - A и B, но и возможное взаимодействие факторов A и B. Тогда a - число градаций фактора A и b - число градаций фактора B, r - число повторений. В статистическом комплексе сумма квадратов остатков разделяется на четыре компоненты:
SS = SSa + SSb + SSab + SSe,
где
- общая сумма квадратов отклонений,
- объяснённая влиянием фактора A сумма квадратов отклонений,
- объяснённая влиянием фактора B сумма квадратов отклонений,
- объяснённая влиянием взаимодействия факторов Aи B сумма квадратов отклонений,
- необъяснённая сумма квадратов отклонений или сумма квадратов отклонений ошибки,
- общее среднее наблюдений,
- среднее наблюдений в каждой градации фактора A,
- среднее число наблюдений в каждой градации фактора B,
- среднее число наблюдений в каждой комбинации градаций факторов A и B,
n = abr - общее число наблюдений.
Дисперсии вычисляются следующим образом:
- дисперсия, объяснённая влиянием фактора A,
- дисперсия, объяснённая влиянием фактора B,
- дисперсия, объяснённая взаимодействием факторов A и B,
- необъяснённая дисперсия или дисперсия ошибки,
где
va = a − 1 - число степеней свободы дисперсии, объяснённой влиянием фактора A,
vb = b − 1 - число степеней свободы дисперсии, объяснённой влиянием фактора B,
vab = (a − 1)(b − 1) - число степеней свободы дисперсии, объяснённой взаимодействием факторов A и B,
ve = ab(r − 1) - число степеней свободы необъяснённой дисперсии или дисперсии ошибки,
v = abr − 1 - общее число степеней свободы.
Если факторы не зависят друг от друга, то для определения существенности факторов выдвигаются три нулевые гипотезы и соответствующие альтернативные гипотезы:
для фактора A:
H0: μ1A = μ2A = ... = μaA,
H1: не все μiA равны;
для фактора B:
H0: μ1B = μ2B = ... = μaB,
H1: не все μiB равны;
для взаимодействия факторов A и B:
H0: ABij = 0,
H1: ABij ≠ 0 для всех i и j.
Чтобы определить влияние фактора A, нужно фактическое отношение Фишера сравнить с критическим отношением Фишера .
Чтобы определить влияние фактора B, нужно фактическое отношение Фишера сравнить с критическим отношением Фишера .
Чтобы определить влияние взаимодействия факторов A и B, нужно фактическое отношение Фишера сравнить с критическим отношением Фишера .
Если фактическое отношение Фишера больше критического отношения Фишера, то следует отклонить нулевую гипотезу с уровнем значимости α. Это означает, что фактор существенно влияет на данные: данные зависят от фактора с вероятностью P = 1 − α.
Если фактическое отношение Фишера меньше критического отношения Фишера, то следует принять нулевую гипотезу с уровнем значимости α. Это означает, что фактор не оказывает существенного влияния на данные с вероятностью P = 1 − α.
Пример 4.
Торговое предприятие имеет три магазина - A, B и C. Проводятся две рекламные кампании. Требуется выяснить, зависят ли средние дневные доходы магазинов от двух рекламных кампаний. Для процедуры проверки случайно выбраны по 3 дня каждой рекламной кампании (то есть число повторений r = 3). Результаты обобщены в таблице:
Рекламная кампания | Магазин A | Магазин B | Магазин C | |
Рекламная кампания 1 | 12,05 | 15,17 | 9,48 | 14,53 |
23,94 | 18,52 | 6,92 | ||
14,63 | 19,57 | 10,47 | ||
Рекламная кампания 2 | 25,78 | 21,40 | 7,63 | 15,86 |
17,52 | 13,59 | 11,90 | ||
18,45 | 20,57 | 5,92 | ||
Среднее | 18,73 | 18,14 | 8,72 |
Факторы, подлежащие проверке: магазин (A, B и C) и рекламная кампания (1 и 2). Пусть эти факторы не зависят друг от друга.
Вычислим суммы квадратов отклонений:
SS = 592,47
SSa = 8,01,
SSb = 378,38,
SSab = 13,85,
SSe = 192,22.
Числа степеней свободы:
va = a − 1 = 2 − 1 = 1,
vb = b − 1 = 3 − 1 = 2,
vab = (a − 1)(b − 1) = 2,
ve = ab(r − 1) = 12,
v = abr − 1 = 17.
Дисперсии:
,
,
,
.
Фактические отношения Фишера:
для фактора A:
для фактора B:
для взаимодействия факторов A и B: .
Критические значения отношения Фишера:
для фактора A: ,
для фактора B:
для взаимодействия факторов A и B: .
Делаем выводы:
о влиянии фактора A: фактическое отношение Фишера меньше критического значения, следовательно, рекламная кампания существенно не влияет на дневные доходы магазина с вероятностью 95%,
о влиянии фактора B: фактическое отношение Фишера больше критического, следовательно, доходы существенно различаются между магазинами,
о взаимодействии факторов A и B: фактическое отношение Фишера меньше критического, следовательно, взаимодействие рекламной кампании и конкретного магазина не существенно.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 281.