ДВУХФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ С ПОВТОРЕНИЯМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Двухфакторный дисперсионный анализ с повторениями применяется для того, чтобы проверить не только возможную зависимость результативного признака от двух факторов - A и B, но и возможное взаимодействие факторов A и B. Тогда a - число градаций фактора A и b - число градаций фактора B, r - число повторений. В статистическом комплексе сумма квадратов остатков разделяется на четыре компоненты:

SS = SSa + SSb + SSab + SSe,

где

- общая сумма квадратов отклонений,

- объяснённая влиянием фактора A сумма квадратов отклонений,

- объяснённая влиянием фактора B сумма квадратов отклонений,

- объяснённая влиянием взаимодействия факторов Aи B сумма квадратов отклонений,

- необъяснённая сумма квадратов отклонений или сумма квадратов отклонений ошибки,

- общее среднее наблюдений,

- среднее наблюдений в каждой градации фактора A,

- среднее число наблюдений в каждой градации фактора B,

- среднее число наблюдений в каждой комбинации градаций факторов A и B,

n = abr - общее число наблюдений.

Дисперсии вычисляются следующим образом:

- дисперсия, объяснённая влиянием фактора A,

- дисперсия, объяснённая влиянием фактора B,

- дисперсия, объяснённая взаимодействием факторов A и B,

- необъяснённая дисперсия или дисперсия ошибки,

где

va = a − 1 - число степеней свободы дисперсии, объяснённой влиянием фактора A,

vb = b − 1 - число степеней свободы дисперсии, объяснённой влиянием фактора B,

vab = (a − 1)(b − 1) - число степеней свободы дисперсии, объяснённой взаимодействием факторов A и B,

ve = ab(r − 1) - число степеней свободы необъяснённой дисперсии или дисперсии ошибки,

v = abr − 1 - общее число степеней свободы.

 

Если факторы не зависят друг от друга, то для определения существенности факторов выдвигаются три нулевые гипотезы и соответствующие альтернативные гипотезы:

для фактора A:

H0: μ1A = μ2A = ... = μaA,

H1: не все μiA равны;

для фактора B:

H0: μ1B = μ2B = ... = μaB,

H1: не все μiB равны;

для взаимодействия факторов A и B:

H0: ABij = 0,

H1: ABij ≠ 0 для всех i и j.

Чтобы определить влияние фактора A, нужно фактическое отношение Фишера сравнить с критическим отношением Фишера .

Чтобы определить влияние фактора B, нужно фактическое отношение Фишера сравнить с критическим отношением Фишера .

Чтобы определить влияние взаимодействия факторов A и B, нужно фактическое отношение Фишера сравнить с критическим отношением Фишера .

Если фактическое отношение Фишера больше критического отношения Фишера, то следует отклонить нулевую гипотезу с уровнем значимости α. Это означает, что фактор существенно влияет на данные: данные зависят от фактора с вероятностью P = 1 − α.

Если фактическое отношение Фишера меньше критического отношения Фишера, то следует принять нулевую гипотезу с уровнем значимости α. Это означает, что фактор не оказывает существенного влияния на данные с вероятностью P = 1 − α.

Пример 4.

Торговое предприятие имеет три магазина - A, B и C. Проводятся две рекламные кампании. Требуется выяснить, зависят ли средние дневные доходы магазинов от двух рекламных кампаний. Для процедуры проверки случайно выбраны по 3 дня каждой рекламной кампании (то есть число повторений r = 3). Результаты обобщены в таблице:

Рекламная кампания Магазин A Магазин B Магазин C

Рекламная кампания 1

12,05 15,17 9,48

14,53

23,94 18,52 6,92
14,63 19,57 10,47

Рекламная кампания 2

25,78 21,40 7,63

15,86

17,52 13,59 11,90
18,45 20,57 5,92
Среднее 18,73 18,14 8,72

Факторы, подлежащие проверке: магазин (A, B и C) и рекламная кампания (1 и 2). Пусть эти факторы не зависят друг от друга.

Вычислим суммы квадратов отклонений:

SS = 592,47

SSa = 8,01,

SSb = 378,38,

SSab = 13,85,

SSe = 192,22.

Числа степеней свободы:

va = a − 1 = 2 − 1 = 1,

vb = b − 1 = 3 − 1 = 2,

vab = (a − 1)(b − 1) = 2,

ve = ab(r − 1) = 12,

v = abr − 1 = 17.

Дисперсии:

,

,

,

.

Фактические отношения Фишера:

для фактора A:

для фактора B:

для взаимодействия факторов A и B: .

Критические значения отношения Фишера:

для фактора A: ,

для фактора B:

для взаимодействия факторов A и B: .

Делаем выводы:

о влиянии фактора A: фактическое отношение Фишера меньше критического значения, следовательно, рекламная кампания существенно не влияет на дневные доходы магазина с вероятностью 95%,

о влиянии фактора B: фактическое отношение Фишера больше критического, следовательно, доходы существенно различаются между магазинами,

о взаимодействии факторов A и B: фактическое отношение Фишера меньше критического, следовательно, взаимодействие рекламной кампании и конкретного магазина не существенно.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.