Истощение недр
Загрязнение земли
Уничтожение растительного и животного мира (вырубка лесов)
Применение атомной энергии: возможность техногенной катастрофы – Чернобыль и угроза ядерной войны (терроризм).
Урбанизация – изменение культуры человека. 10-25 млн. чел. – города.
Мощное влияние техники – нужно экологическое сознание. Социальная экология – оградить человека от влияния общества и научно-технического прогресса.
Проблема народонаселения: 1)рождаемость: высокая в экономически слаборазвитых странах и низкая в развитых странах (отрицательная динамика в развитых странах). 2)Рост населения, сл-но, рост потребностей, сл-но, увеличение нагрузки на природу, сл-но, социальные противоречия.
Рост населения идет в геометрической прогрессии, а НТР в арифметической.
Р.Хр. – 230 млн.
1000 – 300 млн.
1850 – 1 млрд.
1930 – 2 млрд.
1976 – 4 млрд.
1987 – 5 млрд.
2000 – 6 млрд.
2025 – 8 млрд.
Земля может прокормить – 60 млрд. чел.
Футурология – прогнозирование будущего.
1968г. «Римский клуб» - прогнозирование уровня развития общества.
Философия техники.
Техника – опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника – это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс).
Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание. Происходит это следующим образом: богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивается кризис человека и его науки, и его техники. Есть ли выход из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для этого и наука, и техника должны сотворяться как полноценные знаки жизненного мира человека. Техника – это обычно бедный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью. Для этого нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая философия.
Человек не должен в технике забывать самого себя. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.
Техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении. Моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности.
Техника является средством для достижения добра (может быть и зла).
А природа добра определяется в процессе интерпретации.
Социальное и биологическое в человеке.
Человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Философия личности
Значение слова «личность»
Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии).
В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, а в юридическом смысле со циальную роль и человека как некое целостное существо.
Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.
В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В русском языке слово «человек» по смыслу связано с лицом, т.е. имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть лица, где сосредоточено сознание человека.
Выражение «потерять лицо» означает разочарование в человеке, разочарование в его духовных качествах. Утрату доверия. След., л ицо символизирует душу человека.
Сохране ние своего «лица», т.е. личности – это категорический им ператив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой.
В XX веке это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей.
Индивидуализм и индивид
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого.
Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телес но) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле все объекты во Вселенной индивидуальности.
В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма пони мается как противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность, что логически ведет к субъек тивизму и солипсизму.
Индивидуализм делает человека, а не общество самоцелью развития.
В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма.
Индивидуальность
Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его качеств и свойств.
Индивидуальность – не просто «атомарность» человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.
Индивидуальность занята сама собой: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений.
Личность
В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь (индивид), потом как индивидуальность и затем как личность.
Становление в полноценного человека происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией.
Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.
Социальные роли имеют выраженный культурный контекст – прививают поведение, принципы, правила, ценностные установки и нормы морали.
Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.
Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Человек вбирает в себя всё многообразие социальных связей и отношений.
Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на всё окружающее.
Исходным для материалистического представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность всех общественных отношений.
Стало быть, для личности характерно ут верждение: «я есть», а для индивидуальности – «я такова».
Свойства личности не сводятся к ее индивиду альным особенностям.
Прежде всего, возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «лич ность» не приложим,
Выделяют несколько крупных социальных типов лично сти, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип – «деятели» – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.
Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и раз мышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.
Так, однажды, проходя мимо поля, на котором пахал некий брахман, мудрец остановился и, опустив глаза, молча протянул ему чашу для подаяния. Это привело пахаря в негодование; он стал укорять бхикшу* в том, что тот бездельник и живет за счет честных людей. Почему он, здоровый мужчина, не хочет стать за плуг, а предпочитает попрошайничать? На эти обвинения мудрец со свойственным ему спокойствием ответил, что он не бездельник, что он также трудиться, но труд его иной и более высокий. Вера – это его семя, покаяние – дождь, размышления – плуг. “Вспахав эту пашню – ты избавишься от страданий”. На это нечего было возразить, ибо люди хорошо понимали, что работа учителя, странствующего проповедника действительно тяжелый труд и что он стоит своей цели – просвещения народа.
*бхикша – нищенствующий монах.
Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Практически каждый человек испытал влияние на себе силы искусства: восхищение и восторг и др. глубокие чувства по причине прочитанного или увиденного произведения искусства.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание.
Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии.
Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер (сер 20-го века. Огрганиз. больницу в Габоне. Благоговение перед жизнью и выработка космической этики) и Федор Петр. Гааз (главн. врач московских тюрем нач.-сер 19 века), А. Дюнан (Ноб. премия 1901 года – создатель Красного Креста) и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро!»,— этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.
Главный отличительный признак лич ности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.
В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».
Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпаративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время.
3. Контрольная работа по предмету «Основы философии» выполняется в форме написания и защиты реферата. В некоторых случаях - в виде теста. При написании реферата нужно учесть следующие основные требования: объем работы – 15 – 25 страниц формата А4 14 шрифтом. Работа должна содержать:Титульный лист (содержащий название темы, фамилию автора, индекс учебной группы, степень (звание) и фамилию научного руководителя и год написания;), Содержание (с указанием страниц), Введение, основную часть (разбивается на главы), Заключение, Список литературы, иллюстрации, карты и т.п. помещаются в Приложении в конце работы. Листы должны быть пронумерованы, работа прошита с левой стороны. Допускается написание реферата от руки, аккуратным и понятным почерком.
В начале написания реферата рекомендуется ознакомиться с учебной литературой по данной теме, поработать со справочниками и энциклопедиями. Это даст возможность лучше сориентироваться, определиться с основными вопросами, и т.п. Как правило, в энциклопедических статьях дается и определенный список литературы по теме.
Реферирование предполагает чтение и использование при написании различной литературы, однако должно использоваться не менее трех источников. Конспектирование только одной книги, или простое «скачивание» рефератов из сети Интернет не допускается.
При выполнении контрольной работы в виде теста она должна состоять из трех частей: Титульного листа, варианта тестового задания и, на отдельном листе, ответов на тест в цифровом варианте.
Контрольная работа представляет собой учебную и, вместе с тем, проверочную работу, выполненную студентом путём углублённой проработки и обобщения специальной (дополнительной) литературы.
Темы контрольных работ
1. В чем смысл и предназначение философии?
2. Факторы формирования философии. Материализм и идеализм.
3. Философия как наука – предмет, задачи, основные направления.
4. Что говорят о сущности философии русские философы?
5. Человек как главная философская проблема.
6. Мировоззрение и его роль в обществе. Исторические типы мировоззрения
7. Основные функции философии.
8. Основной вопрос философии.
9. Периодизация истории мировой философии.
10. Связь философии с жизнью.
11. Методологическая функция философии.
12. Мировоззренческая функция философии.
13. Основные отрасли философии.
14. Основные философские проблемы и принципы.
15. Предпосылки возникновения античной философии.
16. Миф, религия, философия и их соотношения.
17. Особенности мифологического сознания.
18. Что такое миф и каковы его функции?
19. Специфика религиозного сознания.
20. Основные мировые религии.
21. Мировые религии: христианство.
22. Мировые религии: ислам.
23. Мировые религии: буддизм.
24. Специфика философского сознания.
25. Философия и современность.
26. Философия и природа. Философский анализ природы.
27. Философия и культура.
28. Философия и искусство.
29. Философское осмысление истории.
30. Виды мировоззрений.
31. Догматизм и скептицизм – два полюса мировоззрения.
32. Идеалисты и материалисты – две школы в философии.
33. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи.
34. Диалектика Гегеля.
35. Единичное и особенное.
36. Явление и сущность.
37. Диалектические закономерности.
38. Принцип целостности. Часть и целое.
39. Форма и содержание.
40. Случайность и необходимость.
41. Возможность и действительность.
42. Качество и свойства.
43. Качество и количество.
44. Мера. Переход в новое качество.
45. Диалектические противоположности.
46. Закон единства и борьбы противоположности.
47. Диалектическое противоречие.
48. Закон перехода количества в качество.
49. Закон «Отрицания отрицания».
50. Проблема сознания. Вопрос о первичности материи и сознания.
51. Сознание и его структура. Опыт. Две сферы опыта.
52. Структура и формы самосознания.
53. Гносеология.
54. Познание в философии. Истина. Критерии истины.
55. Мышление. Вопрос о познаваемости мира.
56. Сущность понятийного мышления. Понятие, как основная форма рационального познания.
57. Самопознание. Развитие человека.
58. Творчество и интуиция.
59. Абсолютная и относительная истина.
60. Понятие движения. Основные типы движения.
61. Понятие пространства и времени.
62. Смысл и цель жизни. Категория счастья.
63. Мораль. Уровни становления морали. Этика ненасилия.
64. Проблема смерти и бессмертия в философии.
65. Свобода человека и его ответственность.
66. Философское понимание труда.
67. Философский анализ общества. Общество как система. Различные сферы жизни общества.
68. Философский анализ бытия.
69. Аксиология. Личность и ценности.
70. Античная философия. Общая характеристика.
71. Общая характеристика китайской философии.
72. Общая характеристика индийской философии.
73. Неортодоксальные школы индийской философии. Философия буддизма.
74. Основные идеи конфуцианства.
75. Даосизм. Диалектика в «Дао дэ цзин».
76. Понятие «архэ». Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
77. Элейская школа. Апории Зенона Элейского.
78. Стихийная диалектика Гераклита.
79. Субъективизм и релятивизм софистов.
80. Сократ о добродетели. Понятие этического рационализма.
81. Диалектический метод Сократа (ирония и майевтика).
82. Смысл идеализма Платона. Идеи и вещи.
83. Платон о Едином и Благе.
84. Идеальное государство Платона.
85. Понятие метафизики: учение Аристотеля о «первой философии».
86. Логика Аристотеля. Учение о категориях и доказательстве.
87. Аристотель о человеке и добродетели. Принцип «золотой середины».
88. Августин о Боге, человеке и времени.
89. Христианская история человечества Августина Аврелия.
90. «Пять путей к Богу» Фомы Аквинского.
91. Философия Платона. Объективный идеализм.
92. Философское учение Аристотеля.
93. Христианская апологетика. Августин Блаженный – вершина средневековой патристики.
94. Расцвет Средневековой философии Европы. Теория "двойственной истины". Фома Аквинский.
95. Реализм и номинализм в средневековой схоластике и современной жизни.
96. Философия Нового времени. Общая характеристика.
97. Гуманизм эпохи Возрождения
98. Философия эпохи Просвещения.
99. Идеи протестантской этики.
100. Немецкая классическая философия: общая характеристика. Иммануил Кант.
101. Программа «Великого восстановления наук» Ф. Бэкона.
102. Р.Декарт о принципе универсального сомнения: проблема достоверности знания.
103. Р.Декарт: правила научного метода.
104. Сущность «коперниканского» переворота И.Канта.
105. И.Кант о «вещи в себе» и способностях человеческого познания.
106. И. Кант о сущности нравственности. Категорический императив.
107. Система объективного идеализма Георга Гегеля.
108. Принцип развития в философии Г. Гегеля. Диалектический метод.
109. Диалектический метод познания.
110. Философское мировоззрение Гете.
111. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
112. Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
113. Провиденциализм в России. Славянофилы и западники.
114. Русская идеалистическая философия ХIX – начала XX вв.
115. Проблема смысла жизни у Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
116. Общая характеристика иррациональной философии. Философия Ф.Ницше.
117. Н. Бердяев: персонализм и внутренняя свобода.
118. «Философия Свободы» Р. Штайнера.
119. Экзистенциализм.
120. Ж.-П. Сартр о существовании, сущности человека и его «проекте».
121. Цивилизация и культура. Культурологический анализ Шпенглера.
122. Соотношение науки и техники. Философские проблемы.
123. В. Франкл: человек в поисках смысла.
124. Общая характеристика философской антропологии.
125. Философия и глобальные проблемы современности.
4. Тестовые задания по философии
I вариант
1. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:
1) методологическая;
2) мировоззренческая;
3) прогностическая;
4) критическая.
2. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:
1) брахман;
2) атман;
3) дхарма;
4) карма.
3. Первая философская школа Древней Греции:
1) элейская;
2) пифагорейская;
3) милетская;
4) платоновская.
4. Первоначалом сущего считал воду:
1) Гераклит;
2) Анаксимен;
3) Анаксимандр;
4) Фалес.
5. Автор высказывания «Одно и то же есть мысль и бытие …»:
1) Сенека;
2) Парменид;
3) Гераклит;
4) Анаксагор.
6. Представители средневековой философии:
1) Аврелий Августин;
2) Фома Аквинский;
3) Диоген Лаэртский;
4) Гераклит Эфесский.
7. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …:
1) природы;
2) человека;
3) бога;
4) космоса.
8. Высшая человеческая способность по Аврелию Августину …:
1) чувство юмора;
2) возможность познания;
3) чувство прекрасного;
Вера в Бога.
9. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась …:
1) происхождением;
2) личными заслугами;
3) социальной принадлежностью;
4) соответствием общественным нормам.
10.Термин «возрождение» означает восстановление интереса к …:
1) античности;
2) первобытности;
3) средневековью;
4) христианству.
11.Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:
1) Кампанелла;
2) Фичино;
3) Петрарка;
4) Макиавелли.
12.Эпоха Нового времени в философии начинается с … в.:
1) XVIII;
2) XV;
3) XVI;
4) XVII.
13.Способ познания у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:
1) индукция;
2) интуиция;
3) анализ;
4) синтез.
14.Основные неотчуждаемые, естественные права человека по Дж. Локку:
1) жизнь;
2) свобода;
3) собственность;
4) равенство.
15.Представители немецкой классической философии:
1) О. Шпенглер;
2) Ф. Шеллинг;
3) Г.В.Ф. Гегель;
4) Н. Макиавелли.
16.Последователь марксистской философии:
1) К. Леонтьев;
2) Ф. Ницше;
3) В. Дильтей;
4) Г. Плеханов.
17.Критический рационализм как направление оформилось в …:
1) структурализме;
2) постпозитивизме;
3) экзистенциализме;
4) неотомизме.
18.Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка:
1) Витгенштейн;
2) Хайдеггер;
3) Ницше;
4) Лакатос.
19.Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления, способную обеспечить целостность и устойчивость России:
1) либерализм;
2) космизм;
3) консерватизм;
4) западничество.
20.Атрибут материи:
1) хаотичность
2) время;
3) сознание;
4) движение.
21.Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию:
1) Платон;
2) Сократ;
3) Аристотель;
4) Пифагор.
22.Форма чувственного познания:
1) восприятие;
2) понятие;
3) суждение;
4) умозаключение.
23.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:
1) аналогия;
2) абстрагирование;
3) анализ;
4) индукция;
5) дедукция.
24.Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:
1) антропологическая;
2) онтологическая;
3) гносеологическая;
4) аксиологическая;
5) социологическая.
25.Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:
1) средневековье;
2) античность;
3) Возрождение;
4) Просвещение;
5) Новое время.
26.Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:
1) анархия;
2) монархия;
3) олигархия;
4) тирания;
5) демократия.
27.Особенность морали, заключающаяся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни:
1) рациональность;
2) воспитательный характер;
Всеобъемлющий характер.
28.Вера в существование сверхъестественной связи группы людей с каким-то видом животных:
1) религия;
2) фетишизм;
3) анимизм;
4) тотемизм.
29.Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер:
1) Аристотель;
2) Платон;
3) Диоген;
4) Гераклит.
30.Мыслитель, видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества:
1) Тойнби;
2) Шпенглер;
3) Поппер;
4) Вебер.
II вариант
1. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:
1) аксиологическая;
2) мировоззренческая;
3) методологическая;
4) прогностическая;
5) критическая.
2. Закон воздаяния в индийской религиозной философии, определяющий характер нового рождения, перевоплощения:
1) мокша;
2) карма;
3) сансара;
4) дхарма.
3. Первоначалом сущего считал огонь:
1) Анаксимандр;
2) Анаксимен;
3) Фалес;
4) Гераклит;
5) Пифагор.
4. Пифагор утверждал, что …:
1) бытие есть единая неделимая сущность;
2) все состоит из атомов;
3) мир есть гармония чисел;
4) все понятия заключены в самом человеке.
5. Философ – софист:
1) Протагор;
2) Сократ;
3) Платон;
4) Аристотель;
5) Фалес.
6.Представители средневековой философии:
1) Диоген Лаэртский;
2) Уильям Оккам;
3) Иоанн Росцеллин;
4) Гераклит Эфесский;
Марк Аврелий.
7. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …:
1) утверждения гуманистических идеалов;
2) развития частных наук;
3) построения основ общества;
4) обоснования догматов веры;
5) постижения сущности прекрасного.
8. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» …:
1) Пьер Абеляр;
2) Фома Аквинский;
3) Августин Блаженный;
4) Иоанн Росцеллин.
9. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
1) гуманизм;
2) природоцентризм;
3) теоцентризм;
4) идеализм.
10.Характерная черта Ренессанса:
1) теоцентризм;
2) антропоцентризм;
3) космоцентризм;
4) природоцентризм;
5) наукоцентризм.
11.Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилась в …:
1) утверждении авторитета церкви;
2) принятии философии средневековья;
3) развитии атеистических воззрений;
Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.