Концепция пространственно-временной локализации феноменов культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культурологический и цивилизационный подход.

Деятельность народов многих стран выразилась в развитии не только материального производства и науки, но и в развитии материальной и духовной культуры. Поэтому не случайно появление точки зрения считающей главной движущей силой исторического процесса развитие культуры. Культура развивается благодаря идеям творческих личностей, воплощающим в жизнь свои открытия и изобретения, цели и идеалы в политике и духовной жизни.

Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ идеалист.

Основной труд “Закат Европы”. Выступает как пророк. Влияние Ницше.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) сторонник концепции культурно-исторических типов. «Россия и Европа». (Основатель направления Шпенглер, но наш мыслитель менее известен). Для Данилевского история не есть прогресс Разума или некоторой общей цивилизации, но существует развитие отдельных культурно-исторических типов.

История – это мир уникальных культур, где одна уникальность сменяет другую.

Есть несколько типов культур (античная, западная, индийская, вавилонская, китайская, арабская, египетская, и мексиканская).

Каждая культура живет около 1000 лет. Каждая культура обладает длительностью. Затем культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация есть полная противоположность культуры. Цивилизация обезличена, нет идеалов, массовость, толпа. Цивилизация – это бездушный интеллект и массовое общество. Цивилизация – неизбежная судьба культуры. Это фаза увядания после полнокровного цветения.

Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкну­тая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

С наступлением цивилизации художественное, литературное, философское твор­чество делается ненужным (по мнению Шпенглера). Цивилизация предла­гает отречься от культурных претензий и предаться го­лому техницизму и технократизму.

Технократизм – направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ее носителями являются техники, инженеры и ученые (технократы), к которым от предпринимателей и политиков должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом.

В итоге история это смена одной локальной культуры другой локальной культурой (после гибели предыдущей).

Круговорот локальных культур. Культура – это человеческая деятельность и ее результаты, выраженные в духовных ценностях и идеалах.

Концепция “локальных цивилизаций” – это концепция замкнутых и са­модостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибе­ли. Для этой концепции характерно про­тивопоставление культуры и цивилизации, которая рассматри­вается как последний этап развития данного общества. 

 

 

Арнольд Тойнби (1889-1975) – английский философ и историк. Религиозный мыслитель. «Постижение истории». 12 томов. Тойнби считает, что инициатором исторического процесса является Бог, человек только соавтор. Так как трудно определить, кто или что запускает исторический процесс.

Включение Бога в исторический процесс приводит к религиозному пониманию истории – провиденциализм (от лат. providentia – про­видение). Провиденциализм представляет историю как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения».

Позиция Тойнби созвучна концепции Шпенглера – концепции цивилизационного вырождения. Материально-экономические успехи свидетельствуют о росте общества. Его укреплении. Но это только на первый взгляд.

Доминирование экономических или политических интересов приводит к разбалансировке гармонической культурной целостности. Затухают плодотворные процессы индивидуализации. Социальное целое начинает распадаться.

За этим процессом стоит Бог, который бросает человеку Вызов. Что ставит человека перед гамлетовским вопросом – выбором процесса самореализации. Глубокий план истории, который творит Бог и человек, всегда персоналистичен. (Персонализм – направление признающее личность первичной творческой реальностью, а мир проявлением творческой активности личности). Концепция Тойнби – это своеобразная историческая концепция, в которой уже невозможно представить ментальность 20-го века.

 

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

 шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

 

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение, отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).

 

Развитие всей истории строится по схеме "вызов – ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются, растут, живут и умирают.

 

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.

 

 

Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив).

Гносеология – теория познания.

 

Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.

Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.

Познание – процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека.

Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует чело­века, то есть самого себя – самопознание.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации – книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

- познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

 

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

- сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – "вещей в себе".

Идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

Материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность – созна­ние – изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

1.Основной метод познания диалектика. Принцип диалектики ­– это единство диалектических категорий.

Категории – предельно общие понятия.

Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное. Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.

2. Практика – признавать главным способом познания практи­ку (деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя);

3. Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

4. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания субъекта.

Познающим субъектом является человек – существо, наде­ленное разумом и чувственным познанием и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества. Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).

 

Чувственное и логическое познание

 

Две основные формы познания: чувственное и логическое познание.

Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.

Образы – это ощущения, восприятия и представления.

Чувственное познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.

Восприятием называется целостный чувственный образ предмета, когда одновременно работают несколько органов чувств.

Представлением называется чувственный образ предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета перед органами чувств.

Элементы памяти.

На этапе перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.

 

Логическое познание выступает в форме понятий, суждений и умозаключений.

Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания.

Способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.

 

Суждение.

Например: Сатурн есть планета. Глагол есть часть речи.

Кутузов есть великий полководец.

 

Содержание мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.

S – предмет утверждения, Р – что утверждается о предмете.

Символы S и Р. S есть P – суждение.

 

Суждение состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.

Логическая связка м.б. утвердительной или отрицательной.

Есть, не есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.

Суждение – это строгая форма отличная от предложения или вопроса.

Сложные суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических союзов.

Конъюнкция – логический союз И.

Дизъюнкция – либо…, либо…. Или

Импликация – если А, то В.

Эквивалентность. Тогда и только тогда, когда…

 

Умозаключение.

Выведение суждения из других суждений называется умозаключением.

Горизонтальная черта означает следовательно.

1. а = в                        1. Сократ человек

2. в = с                        2. Люди смертны

_______                     _________________

3. а = с                        3. Сократ смертен

 

Отношение двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а третье – заключение. Черта – следовательно.

 

Умозаключение бывает индуктивным и дедуктивным.

Дедукция. От общего к частному.

Индукция. От частного к общему. Полная и неполная.

 

А1 есть В

А2 есть В

Аn есть В

Известно, что А1-n исчерпывает все предметы класса В.

 

Железо – твердое тело

Медь – твердое тело

Золото – твердое тело

Платина – твердое тело

_________________

След., все металлы – твердые тела.

 

Неполная индукция носит вероятностный характер.

Необходима полная индукция. Т.е. наиболее полная характеристика класса исследуемых предметов.

Взаимосвязь индукции и дедукции.

 

Понятие есть непосредственное единство общих существенных признаков предметов.

N=abcd

Содержание понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в какой-либо области знаний.

Процесс логического познания:

Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)

 

Определение формальной логики: формальная логика изучает логические формы.

Формальная логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.

Основатель формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.

 

Формально-логические законы не зависят от воли людей.

Закон тождества.

Объем и содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения.

А=А

 

Закон противоречия.

Нельзя одновременно отрицать и утверждать одно и то же.

Петров знает английский язык. Петров не знает английский язык.

Антиномии Канта.

 

 

Закон исключенного третьего.

Закон исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того суждения к которому мы пришли, или его отрицания.

Истинно либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.

Закон не применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.

Все законы применяются одновременно.

 

Закон достаточного основания.

Доказательственность.

Истинными (достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены достаточные основания. Т.е. их истинность не вызывает сомнения.

Новые положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.

 

 

Общенаучные методы и формы познания.

 

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности;

включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

Наука также обозначение отдельных отраслей научного знания.

 

Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 – 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, методов познания, а также форм ее организации;

для науки характерно сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

 

Научное знание как и сама наука может быть охарактеризована с некоторых позиций (критерии научности):

1.Системность (структурность: возможность переходить от простого к сложному и обратно, взаимосвязь частей и целого);

2.Возможность логического доказательства (фундамент доказательства – законы формальной логики);

3.Возможность экспериментальной проверки;

4.Отчетливое языковое выражение мысли. Нет противоречий в определении одного и того же понятия. Закон тождества.

 

Общенаучные методы (приемы образования понятий):

Анализ – мысленное расчленение содержания предмета

Синтез – мысленное соединение признаков предметов

Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами

Абстрагирование – выделение единства признаков

Обобщение – более богатая совокупность признаков

Например, человек, природа, общество.

Результат обобщения – общие понятия “животное”, “организм”.

Аналогия. Вывод основанный на сходстве свойств предметов.

 

А имеет признаки авсд

В имеет признаки авс

________________

Вероятно, что В имеет признак д.

 

Аналогия начальный процесс познания.

Аналогия берет примеры относящиеся к заведомо разным случаям.

Аналогия не пригодна для доказательства и опровержения суждений.

 

Я на прошлой лекции называл методы и приемы образования понятий:

Анализ, Синтез, Сравнение, Абстрагирование, Обобщение, Отвлечение (абстрагирование). Это так же и методы научного познания.

Для эмпирического познания характерными являются две формынаблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное чувственное познание изучаемого объекта.

Познание осуществляется с помощью человеческих органов. Приборы лишь усиливают человеческие органы.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент исключает какие-либо случайные факторы.

Третья форма научного познания (метод научного познания?) – Моделирование – использование для изучения копию (модель) изучаемого объекта.

Модель – конструкция построенная по формально-логическим законам.

 

Непосредственным источником научного знания являются научные факты.

Научный факт –> проблема –> гипотеза –> теория.

Под фактом понимается фиксирование реальной ситуации и отличие ее от вымышленной. Факт – это событие, результат.

Научный факт – это особого ро­да предложения (суждения, умозаключения), фиксирующие эмпирическое знание; Индукция.

Переход от эмпирического факта к теоретическому положению – посылке.

НЛО, снежный человек и т.д. – это не научные факты.

Как форма эмпирического знания научный факт противопоставляется теории или гипотезе.

Что эти факты означают?

Возникает проблема. Проблема – научный вопрос. Чтобы решить проблему, необходимы средства познания: система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение и т.д.

 

Предположительное решение проблемы называется гипотезой.

Если гипотеза оказывается правильной, т.е. нет противоречий логических и с эмпирическим опытом, то гипотеза становится теорией.

Истина и ее критерии

 

Вопрос об истине основной вопрос гносеологии.

Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины.

 

Существует несколько концепций понимания истины:

1.Принцип “экономии мышления” у эмпириокритиков. Истинно то, что экономно мыслиться – минимум теоретических постулатов.

Эмпириокритицизм – критика опыта. Критика того опыта, в который проникают философские представления. Это защита опыта от проникновения туда философских идей.

Природой мышле­ния как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при на­именьшей мере силы»). Исключение из куль­турной сферы излишних фрагментов: спиритуализм, мистицизм, философию.

Идеалом является научное мышление, из которого устранено всё лишнее: философские категории и религиозные представления.

Эрнст Мах (1838-1916). Махизм.

 

2.Принцип конвенционализма. Истинно то, что соответствует условному произвольному соглашению (конвенция). Идеалистическая трактовка.

Язык, например.

Истолкование науки, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целе­сообразности, принципом «экономии мышления» и т.п.

Основоположник Пуанкаре (1854-1912).

Развитие неев­клидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, что геометрия не имеет опытного происхож­дения и ничего не говорит о реальном мире.

В основу каждой естественнонаучной теории можно поло­жить любую систему аксиом и правил синтаксиса.

С фор­мально-логической точки зрения для мира объектов воз­можны отличные системы классификаций. Истинно то, что не противоречит персональным гипотезам (положениям, аксиомам), которые есть результат соглашения между учеными.

Истина происходит не из научной практики (не из опыта), а из мышления, которое устанавливает истину для самого себя (удобство и др.).

Напр., если вывод противоречит Закону сохранения энергии, то это не истина.

Это два понимания истины с т.зр. науки.

 

Понимание истины с позиции социальной практики.

3.Принцип полезности у представителей школы прагматизма. Истинная такая теория, которая полезна, выгодна.

Прагматизм. Конец 19 века. США. Пирс, Джемс, Дьюи.

Религия истинна, если приносит кому-то пользу, например, успокоение. Прагматизм отрицает принци­пиальное различие между наукой и религией - каждая по-своему приносит людям пользу.

Выдвигая критерий пользы на первый план, прагматизм тем самым санкционирует любой аморальный поступок, лишь бы этот поступок не повлек за собой вредных последствий для совершающего его человека.

Прагматистский практицизм выраба­тывает антипатию к интеллектуальному осмыслению действи­тельности.

Бихевиоризм (от англ. поведение) – изучать поведение, а не сознание. Психология.

Эволюционные идеи дарвинизма. Приспособление к внешней среде.

Истина – это биологическое (психологическое) приспособление к внешней среде.

Для человека приспособление к социальным условиям жизни. Социодарвинизм.

 

4.Принцип общезначимости. Истинно то, что соответствует мнению большинства.

 

 

Много обстоятельств, с которыми связана истина.

Например, сравните сознание взрослого человека и ребенка, солдата и генерала, рядового гражданина и главы государства, студента и преподавателя и т.д.

 

Истина связана с уровнем познания. На каком уровне находиться сознание?

Есть три уровня познания.

Чувственное познание.

Рассудок. Логическое познание.

Разум.

На каждом уровне своя истина.

 

Для чувственного познания истинно то, что ощущается.

Для рассудка (логического познания) истина – это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности. S есть P.

Для разума – это единство понятия и бытия. Разум стремится не воспринять мир таким, каким он есть, а стремится сделать мир таким, каким он должен быть.

Тк. об., истина несет в себе объективное содержание (информацию об объекте) и ценностную ориентацию субъекта познания, включающую моменты должного, нравственные, волю.

 

Истина – философская категория для обозначения меры познания объекта познающим субъектом.

Гносеологическая предпосылка существования истины – это совпадение мышления и бытия.

Реальное воплощение единства бытия и мышления – это истина. Мир движется к единству.

Идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей.

 

Заблуждение – знания субъекта, не соответствующие содержанию объекта, но принимаемое самым искренним образом за истину.

Заблуждение результат слабости мышления, отсутствия полной информации об объекте.

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

Ложь – сознательное искажение знаний (информации) об объекте.

Ложь нравственно-правовой феномен.

Много нравственных проблем. Ложь ради истины?

 

Правда – соответствие высказываний субъекта и того, что он думает на самом деле и как он поступает. Соответствуют ли его поступки тому, что он говорил?

Истина субъективно и объективно обусловлена.

 

Свойства истины.

Истина – достижение единства (предметов и явлений) действительности и познающего субъекта.

Современная трактовка истины в рамках теории корреспонден ции, (истина – это соответствие знаний действительности) которой придерживаются многие отечественные и зарубежные философы, состоит в следующем.

1)Во-первых, понимание истины предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности. Любая истина есть результат деятельности субъекта.

Объективность – истина воспроизводит в сознании человека существующий вне этого сознания и независимо от него объект. В этом смысле, истина не связана ни со специфическими особенностями личности, ни с методами познания – она безлична, общезначима.

2)Во-вторых, истина всегда имеет конкретный характер. Ее содержание обусловлено различными обстоятельствами: местом и временем, при которых дается оценка результатам познания и т.п.

Конкретность – истина всегда определяется специфическими обстоятельствами. Распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод – в заблуждение.

Объективная истина конкретна - она есть истина при тех же самых условиях, по отношению к одной и той же ситуации.

3)В-третьих. Истина относительна и абсолютна.

Относительность – неверность истинны с других позиций. Истина, которая не является истинной с других позиций, есть истина относительная.

Относительная истина – это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Относительная истина приводит к релятивизму, который ставит под сомнение либо достоверность результатов процесса познания (скептицизм), либо саму возможность получения объективно истинного знания (агностицизм).

Абсолютной истины нет. Абсолютная истина – полное, безусловное, исчерпывающее совпадение образа с объектом. Неопровержимое знание – абсолютная истина.

Абсолютная истина – это 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем.

Истина – и относительна и абсолютна одновременно, но в разных контекстах. Познание истины идет от знания относительных истин к их синтезу, т.е. к познанию абсолютной истины.

Примеры: 2x2 = 4 (арифметика), j­2=(-1) (Мнимая единица, комплексные числа), двоичная система счисления, способ записи чисел, при котором используются две цифры 0 и 1. И др. примеры. Геометрия Евклидова, Лобачевского и Римана.

4)В-четвертых, истина является бесконечным процессом, в котором происходит переход от незнания к знанию, от менее полного, к более полному знанию.

 

Критерии истины.

Универсальных критериев нет. Истина является критерием (мерилом) самой себя и лжи.

Трудно определить критерии критериев истины.

Часто говорят, что критерий истины – практика.

Практика – целенаправленная деятельность по освоению природных и социальных объектов.

Практика – накопленный опыт человечества в его историческом развитии.

Проблема индивидуальной и общественной практики.

Индивидуальная практика ограничена личным опытом, а общественная конкретными социально-историческими условиями.

Не все объекты доступны практическому освоению.

Каковы критерии практики?

 

 

В основе истины лежит ценность. Истинная – это не только логический феноме, но и нравственный.

В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология – это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», живот­ные и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетво­рения его потребностей.

В этой связи человек оценива­ет факты своей жизни по их значимости, реализует цен­ностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него опре­деленную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совер­шенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Ценность – это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ.

 Цен­ность — это интерпретация, в которой субъект вы­ражает свои предпочтения. Отметим еще раз, харак­тер самой интерпретации определяется той мировоззренческой позицией или философией, которую использует субъект.

 

Поясним изложенное выше примерами.

Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим, некто увлекается собирани­ем почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы).

Слушая юмо­риста, один от хохота сползает со стула, другой возму­щается, третий спокойно засыпает (именно для по­следнего выступление юмориста лишено ценности).

Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, оста­лись равнодушны к его юмореске о трех- и пятирубле­вых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

Как измеряют ценности?

Несмотря на то, что не существует прибора, кото­рый измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характерис­тикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глу­бокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следо­вательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он то­же умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удов­летворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.

 

Часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте­но — не зачтено, пре­красное – безобразное, плохое — хорошее, доб­рое — злое.

Но самое главное в деле оценки ценностей – это сам про­цесс интерпретации.

В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между чело­веком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценно­сти и ее оценка? Часть ценностей человек приобрета­ет по наследству от тех традиций, в которые он чудес­ным образом попал в результате своего рождения.

Сознание позволяет человеку вырабатывать новые цен­ности.

При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сде­лать так, будет следующее), свою чувственность (это вы­зывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интер­претация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.

В человеке все едино, невозможно абсолютно раз­вести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку че­ловек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая во­лосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут­верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного ми­ра человека являются знаками его, человека, ценнос­тей. Это не противоречит тому, что некоторые ценно­сти могут вытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде.

 

 

Общество

Природа и общество.

Природа старше общества. Жизнь уникальна.

500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных из них 160 тыс. – морские растения и животные.

- Антропосфера – жизнь биологическая

- Социосфера – общество

- Техносфера – влияние техники.

Антропогенное влияние – влияние человека.

Сырьевой источник для удовлетворения потребностей.

НТР – увеличение влияния.

Проблема – безграничные потребности человека.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.