Общество – система деятельности и жизни людей.
Основными сферами жизни общества являются:
- экономическая – производство, распределение, обмен, потребление;
- политическая – государство – основной элемент системы, партии, общественные организации;
- социальная;
- духовная.
Каждый из этих сфер имеет две стороны:
объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей: условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
Представления о развитии – движение по кругу, прямолинейное и движение по спирали.
Социальная структура общества.
Социальная сфера – это внутреннее устройство общества основанное на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.
Два подхода классовый и стратификационный.
Элементы:
классы (антагонизм классов, классовая борьба - марксизм) и
страты (небольшие социальные группы – профессиональных, демографических, по уровню дохода, образования и т.д.).
Социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Духовная жизнь общества.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Духовная деятельность (создают духовные ценности),
духовные ценности (идеалы, ценности),
духовные потребности людей и
духовное потребление (ценности воспринимаются, усваиваются людьми).
Общественное сознание и его структура.
Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Индивидуальное и общественное сознание.
Два уровня обыденное и теоретическое.
Формы: религиозное, моральное, правовое, политическое, экономическое и др.
Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.
Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.
Всеобщие законы развития.
Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности.
Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития.
Определение развития.
Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.
Под развитием понимают, в том числе, и отрицательные моменты, а не только положительные. Развитие является разноплановым, многоуровневым и многоэтапным.
Развитие есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение в процессе развития основы делает возможным понимание процесса развития как закономерного.
Основные признаки развития:
1.Качественный характер изменений
Качество – философская категория, обозначающая внутреннюю определенность объекта или явления, благодаря которой объект является именно этим, а не иным объектом.
2.Необратимость изменений
Переход из одного качества в другое есть необратимость изменений. Метафизика понимает развитие как вращение по кругу или как прямолинейное. Диалектика по спирали. Повторение ступеней. Но качественно.
3.Направленность развития
Взаимосвязь качественных изменений. Качественные изменения создают новые возможности для объекта.
Развитие связано с такими понятиями как становление и скачок.
Становление – это реализация некоторой внутренней цели. Это характеристика становления с позиций телеологии.
Скачок – это процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры.
Скачок – это процесс перехода.
Законы развития
Три закона.
1.Закон отрицания отрицания. Закон двойного отрицания.
В процессе развития каждый этап (ступень) развития является результатом синтеза предыдущих ступеней развития. На более высокой ступени развития частично воспроизводятся характерные черты предыдущих ступеней развития с добавлением новых характеристик.
Более высокая ступень развития является синтезом всех предыдущих ступеней развития.
Если развивающийся объект способен провести синтез есть развитие.
Любое развитие, по Гегелю (1770-1831), триадично.
Закон отрицания отрицания – это закон диалектического синтеза.
Пример зерна, бабочки. Пример семьи.
2.Закон перехода количественных изменений в качественные.
Количество есть степень развития данного качества.
Понятие меры. Мера выражает взаимосвязь качества и количества.
Определение меры. Это границы количества внутри которого сохраняется данное качество.
Пример воды. Лед (твердое состояние), жидкое, газообразное (пар). Количество – это температура.
Скачок – это момент превращения одного качества в другое. Переход от одного качества в другое.
3.Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон не очень глубоко исследован.
Развитие – это всегда конфликт, активное взаимодействие различных сторон развивающего объекта. Но что понимать под противоположностью?
Маркс, Энгельс понимали пролетариат и капиталистов, рабов и рабовладельцев (рабовладельческое общество).
У Гегеля – это явления в природе. Полюса магнита, отрицательные и положительные заряженные частицы в жидкостях, в металлах, полупроводниках.
Развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление. Преодоление противоречий, их разрешение сопровождается скачком.
Для конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса.
Одна часть объекта прогрессирует, а другая регрессирует.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс – направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему.
Выделяют три группы критериев прогресса:
системные,
энергетические
и информационные.
Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т.д. Чем система более сложная, тем она более прогрессивна, так как является более устойчивой.
Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Объем производимой и потребляемой энергии.
Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.
Для адекватной оценки уровня развития отдельных материальных систем нужно учитывать все эти критерии. Но думается, что особое внимание при этом нужно уделить системным критериям, поскольку другие, так или иначе, зависят от них.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 195.