Управление земельными ресурсами в городах принципиально отличается от управления территориями сельских муниципальных образований. Это связано с большой концентрацией в городах населения и промышленности, повышенными требованиями к социальным, экологическим и транспортным условиям.
Предметом управления земельными ресурсами в городах являются процессы использования земли для различных сфер жизнедеятельности (социальная, жилая, промышленная, рекреационная, культурная и т. д.), учитывающие следующие особенности:
- пространственную ограниченность территории населенных пунктов;
- территориальное совмещение производственных объектов со средой постоянного обитания населения;
- высокую плотность размещения искусственных объектов недвижимости;
- разнообразие строений - от крупных уникальных зданий и больших промышленных комплексов до гаражей и трансформаторных подстанций;
- наличие культурно-исторических и архитектурных объектов недвижимости, накладывающее ограничения на их использование.
Исходя из этих особенностей, важнейшими направлениями государственной земельной политики в городах являются:
- разработка критериев эффективности землепользования и землевладения;
- разработка стратегии земельных правоотношений, с учетом различных видов разрешенного использования;
- упрощение и удешевление системы учета и регистрации прав на землю и иное недвижимое имущество;
- обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием использования земель;
- регулирование арендных отношений;
- установление ставок земельного налога;
- мониторинг рынка недвижимости и его информационное обеспечение;
- обеспечение органов власти и управления кадастровой информацией.
Объектами управления в городах являются земельные участки, на которых осуществляются обособленные процессы использования их хозяйствующими субъектами. При формировании целей управления важное значение имеют взаимоотношения между объектами и субъектами. При наличии одного объекта (территории города) существуют, как правило, многочисленные субъекты управления.
На застроенных территориях объектами управления могут быть части земельных участков, используемые различными хозяйствующими субъектами, отличающиеся по направлениям использования, правовому статусу, а также земли общего назначения. Земли городов и других населенных пунктов имеют, согласно классификации, сложную структуру и состоят из нескольких территориальных зон:
жилой и общественной застройки, занятых и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, религиозными и иными строениями и сооружениями;
общего пользования, используемых для обеспечения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.), размещения путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные и др.), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель;
транспорта, связи, занятых инженерными коммуникациями, сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта;
промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки;
природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко- культурного назначения;
водных объектов, занятых естественными и искусствен-ными водоемами и акваториями, реками, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;
сельскохозяйственного использования , занятых сельско-хозяйственными угодьями, а также зданиями и сооружениями, обслуживающими нужды сельскохозяйственного производства;
резервных (запаса), используемых для территориаль-ного развития городов и других поселений;
военных объектов, режимных зон и иных земель.
Использование земель в пределах городов обеспечивает многообразие потребностей жителей и поэтому классифицируется по целевому назначению (рис. 6.9.1).
Общего пользования |
Коммерческого использования |
Промышленности, транспорта, связи |
Историко-культурные |
Природоохранные |
Жилой застройки |
Административные здания |
Инженерной инфраструктуры и коммуникаций |
Сельскохозяйствен-ного использования |
Рекреационного назначения |
Оздоровительного назначения |
Резервные (запаса) |
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ ГОРОДОВ И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ |
Лесного и водного фонда |
Рисунок 6.9.1 - Классификация земель городов и других населенных пунктов по целевому назначению
Наличие большого числа объектов (земельных участков) и различных территориальных зон в городах и иных населенных пунктов, повышает значимость управления земельными ресурсами.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.