Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи учебной дисциплины
В соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента по педагогике и выступает как одно из средств формирования компетенций, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов начальной школы.
Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.
Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции, развитию навыков командной работы, лидерских качеств, способность принимать собственные решении, отработке навыков межличностной коммуникации в условиях школы.
Цель практики: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин.
Принципы организации учебной практики:
· соответствие содержания практики требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных ЗУН, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника;
Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию.
Задачи практики:
– психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения;
- формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника.
- формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных.
Содержание учебной практики
Главное содержание педагогической практики составляет профессионально- педагогическая деятельность студентов, которая включает:
в области педагогической, проектной и исследовательской деятельности:
а) изучение личности ребенка младшего школьного возраста; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и учебной деятельности; проектирование его индивидуально-образовательной траектории и индивидуального развития;
б) организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной деятельности детей;
в) формирование и развитие личной, общей педагогической культуры;
г) создание личной методической копилки учителя начальных классов.
б) организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.;
г) организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, малых групп, коллективов класса, кружка, секции и т.д.;
Основное содержание педагогической практики реализуется:
1) в деятельности учителя по изучению особенностей психических процессов младших школьников;
2) в участии в опытно- экспериментальной и методической работе;
3) в работе с родителями, общественностью.
Студенты должны знать:
ОПК-1 | готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенностей младших школьников (особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) | З-72 | изучать психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (исследовать особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) | У-56 |
ОПК-3 | готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | различные диагностические приемы, позволяющие определять особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника и его учебной деятельности | З-122 | составлять психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности; применять различные диагностические приемы, позволяющие определять особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника и его учебной деятельности | У-91 |
ОПК-3 | готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | определять и обосновывать задачи, содержание и методы, и средства обучения, формы организации учебной деятельности на уроке, методы и средства контроля и самоконтроля | У-92 | ||
ОПК-3 | готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | профессионально грамотно вести педагогический дневник, пополнять личный психолого-педагогический, методический фонд в целях самосовершенствования и приобретения навыков научно- исследовательской работы | У-93 |
Виды деятельности студентов во время практики:
1) изучение научно-педагогической литературы по проблеме изучения личности младшего школьника;
2) углубление и закрепление системы знаний об ученике как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;
3) овладение различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности;
4) проведение диагностики универсальных учебных действий младшего школьника (регулятивных, познавательных, комммуникативных) с последующей обработкой, анализом и систематизацией материалов исследования;
5) ознакомление с основами организации учебно-воспитательной работы в начальной школе, структуре уроков разных типов;
6) углубление и закрепление теоретических и практических знаний о сущности, содержании и структуре учебной деятельности и процесса обучения в целом;
7) составление отчета студента по заданию группового руководителя практики с последующим выступлением об итогах исследований на итоговой конференции.
Оценка учебной практики
В итоговой оценке по практике учитываются:
· качество подбора исследовательских методик и степень самостоятельности в этом;
· качество проведения, анализа и интерпретации результатов исследований (количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования в соответствии с программой практики);
· умение анализировать педагогические явления, факты и адекватно отражать их в отчёте;
· отношение студента к практике;
· качество, организованность и своевременная сдача отчетных материалов по практике.
Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется групповым руководителем в аттестационную книжку и сообщается на итоговой конференции, проводимой в институте.
2. Структура и содержание учебной практики
Неделя
1. Проведение групповыми руководителями коллоквиумов по основным теоретическим курсам “Психология”, «Возрастная психология», «Психология младшего школьника» “Теория обучения”, “Формирование учебной деятельности младших школьников” и др.
2. Консультация с групповыми руководителями по разработке планов учебно-исследовательской деятельности на весь период практики (Приложение 1).
3. Самостоятельная работа с научной литературой в библиотеках и кабинетах ИНПО по подбору диагностических методик исследования познавательной сферы учащихся начальной школы (познававтельных универсальных учебных действий). Согласование подобранных методик с научным руководителем.
4. Знакомство с законами и основными направлениями деятельности школы (беседа с завучем, изучение содержания оформления школы).
5. Предварительное знакомство с классом (беседа с классным руководителем, изучение школьной документации, личных дел учащихся, классного журнала).
6. Знакомство с учащимися класса (форма знакомства и время определяются самостоятельно или по рекомендации классного руководителя.) с целью выбора одного ученика для наблюдения и экспериментальных исследований. Оформление в дневнике информации, послужившей основанием для выбора данного ученика.
7. Посещение уроков с целью наблюдения за развитием внимания школьника на уроке на основе деятельности учителя (Приложение 4).
8. Посещение уроков с целью наблюдения за деятельностью ученика с обязательной фиксацией результатов наблюдения за поведением ученика на уроке.
9. Организация экспериментальной работы по изучению свойств внимания и работоспособности младшего школьника (тахископическая методика, таблица Горбова, таблица Шульте – подбор методик осуществляется самостоятельно).
10. Посещение всех уроков с целью наблюдения за работой учителя по развитию памяти у младшего школьника (Приложение 5).
11. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей памяти ученика (подбор методик - самостоятельно).
12. Посещение уроков с целью психологического анализа проявления эмоциональных состояний учителя и учащихся (Приложение 8).
14.Организация экспериментального исследования процесса сравнения в младшем школьном возрасте (методика № 1 – Т.С. Михальчик, Г.Я. Гурьянова).
13. Организация экспериментального исследования особенностей воображения младших школьников (выбор диагностических методик определяется по согласованию с психологом).
2 неделя
4. Посещение уроков с целью анализа реализации воспитательных и развивающих функций урока (Приложение 14).
Шифр | Компетенция | Знания, умения, владение опытом | код | Результат освоения | Вид контроля | Оценочные средства |
ОПК-1 | готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенностей младших школьников (особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) | З - 72
| Знание особенностей протекания познавательных процессов у младшего школьника | Текущий, промежуточный | Коллоквиум по психолого-педагогическим дисциплинам |
изучать психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (исследовать особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) | У-56 | Подбор исследовательских методик для изучения сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий проводение исследования и обработка результатов | Текущий, промежуточный | Отчетная документация (Комплект диагностических методик, материалы наблюдений за учеником, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования). | ||
ОПК-3 | готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса | различные диагностические приемы, позволяющие определять особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника и его учебной деятельности | З-122 | Знание психолого-педагогических особенностей младших школьников и требований ФГОС НОО к метапредметным результатам обучения | Текущий, промежуточный | Коллоквиум, комплект диагностических методик исследования |
У-91 | Уметь проводить методики исследования познавательной сферы младших школьников и использовать их результаты для подготовки психолого-педагогической характеристики познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности | Текущий, промежуточный | Отчетная документация ( психолого-педагогический дневник студента с материалами наблюдений за учеником, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования, психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника)
| |||
составлять психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности на основе применения адекватных диагностических методик исследования | ||||||
определять и обосновывать задачи, содержание и методы, и средства обучения, формы организации учебной деятельности на уроке, методы и средства контроля и самоконтроля | У- 92 | Уметь проводить разные виды анализа уроков учителя в соответствии с программой практики | Текущий, промежуточный | Отчетная документация (разные виды анализов уроков) | ||
профессионально грамотно вести педагогический дневник, пополнять личный психолого-педагогический, методический фонд в целях самосовершенствования и приобретения навыков научно- исследовательской работы | У- 93 | Зафиксированный в психолого-педагогическом дневнике ход практики в соответствии с требованиями программы, подбор диагностического материала, умение проводить разные виды анализов уроков | Текущий, промежуточный | Отчетная документация (психолого-педагогический дневник, комплект диагностических методик) |
Приложения к практике содержатся в методических рекомендациях, помещенных в методико-технологическом элементе на Образовательном портале ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Список рекомендуемой литературы
3.1. Основная литература
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010.
2. Теория обучения: учеб. пособие для вузов / ред.И.П. Андриади. – М.: Академия, 2010.
3.2. Дополнительная литература
3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008.
1. Голиков, Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция: монография / Н.А. Голиков. – М.: Экшен, 2007.
2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. Коротаева, Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования / Е.В. Коротаева, Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных и др. – Новосибирск: ЦРНС, 2010.
4. Несговорова, Н.П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / Н.П. Несговорова. – Курган: Изд-во КГУ, 2013.
5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2007.
3.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов по дисциплине
1. Богачкина, Н. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2009.
2. Капшунова, И.К. Научные основы психологического обеспечения нравственного воспитания личности: монография / Под ред. Б.Ф. Кваши // И.К. Капшунова. – СПб.: МИНПИ, 2009.
3. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008.
4. Репета, Л.М. Модель формирования информационно-исследова-тельской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений: уч.-метод. пособие / Л.М. Ретепа. – Челябинск: Изд-во «ЧГМА», 2012.
5. Руденко, С.Г. Нравственное воспитание личности / Под ред. Б.Ф. Кваши // С.Г. Руденко, М.В. Илюшин. – СПб.: МИНПИ, 2008.
Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи учебной дисциплины
В соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента по педагогике и выступает как одно из средств формирования компетенций, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов начальной школы.
Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.
Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции, развитию навыков командной работы, лидерских качеств, способность принимать собственные решении, отработке навыков межличностной коммуникации в условиях школы.
Цель практики: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин.
Принципы организации учебной практики:
· соответствие содержания практики требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных ЗУН, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника;
Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию.
Задачи практики:
– психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения;
- формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника.
- формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных.
Место учебной практики в структуре ООП
Задачи, содержание и виды деятельности студентов на этой практике определяются теоретическими курсами «Психология», «Педагогическая психология», «Педагогика», «Педагогика начального образования», спецкурсов «Формирование учебной деятельности младшего школьника», «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников», «Психолого-педагогический практикум» и др. Учебная практика выступает как неотъемлемая часть подготовки специалиста для начальной школы, одним из направлений которой является подготовка учителя-исследователя, способного к проведению мониторинга познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности с целью планирования оптимального учебного процесса.
1.4.Виды деятельности студентов во время практики:
1) изучение научно-педагогической литературы по проблеме изучения личности младшего школьника;
2) углубление и закрепление системы знаний об ученике как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;
3) овладение различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности;
4) проведение диагностики универсальных учебных действий младшего школьника (регулятивных, познавательных, комммуникативных) с последующей обработкой, анализом и систематизацией материалов исследования;
5) ознакомление с основами организации учебно-воспитательной работы в начальной школе, структуре уроков разных типов;
6) углубление и закрепление теоретических и практических знаний о сущности, содержании и структуре учебной деятельности и процесса обучения в целом;
7) составление отчета студента по заданию группового руководителя практики с последующим выступлением об итогах исследований на итоговой конференции
В результате прохождения практик у обучающийся должны сформироваться следующие компетенции:
ОПК-1 – готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
ОПК-3 – готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса.
Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: педагогическая, проектная и исследовательская.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональности учителя начальных классов:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;
в области проектной деятельности :
- проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;
- моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области исследовательской деятельности:
- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.
Содержание учебной практики
Главное содержание педагогической практики составляет профессионально- педагогическая деятельность студентов, которая включает:
в области педагогической, проектной и исследовательской деятельности:
а) изучение личности ребенка младшего школьного возраста; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и учебной деятельности; проектирование его индивидуально-образовательной траектории и индивидуального развития;
б) организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной деятельности детей;
в) формирование и развитие личной, общей педагогической культуры;
г) создание личной методической копилки учителя начальных классов.
б) организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.;
г) организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, малых групп, коллективов класса, кружка, секции и т.д.;
Основное содержание педагогической практики реализуется:
1) в деятельности учителя по изучению особенностей психических процессов младших школьников;
2) в участии в опытно- экспериментальной и методической работе;
3) в работе с родителями, общественностью.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.