Место учебной практики в структуре ООП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи учебной дисциплины

В соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента по педагогике и выступает как одно из средств формирования компетенций, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов начальной школы.

Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.

Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции, развитию навыков командной работы, лидерских качеств, способность принимать собственные решении, отработке навыков межличностной коммуникации в условиях школы.

 Цель практики: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин.

 Принципы организации учебной практики:

· соответствие содержания практики требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных ЗУН, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника;

  • направленность содержания и организации практики на подготовку студента к репродуктивной профессиональной деятельности;
  • связь содержания педагогической практики с изучаемыми теоретическими курсами, УИРС и НИРС; единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
  • комплексный характер практики, предусматривающий межпредметные связи дисциплин общекультурной, психолого-педагогической подготовок;
  • возможность оперативной мотивированной трансформации содержания и организационных форм практик;
  • единство требований всех организаторов практики к содержанию и оценке деятельности студентов-практикантов.

Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию.

Задачи практики:

 – психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения;

- формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника.

- формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных.

Содержание учебной практики

Главное содержание педагогической практики составляет профессионально- педагогическая деятельность студентов, которая включает:

в области педагогической, проектной и  исследовательской деятельности:

а) изучение личности ребенка младшего школьного возраста; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и учебной деятельности; проектирование его индивидуально-образовательной траектории и индивидуального развития;

б) организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной деятельности детей;

в) формирование и развитие личной, общей педагогической культуры;

г) создание личной методической копилки учителя начальных классов.

б) организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.;

г) организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, малых групп, коллективов класса, кружка, секции и т.д.;

Основное содержание педагогической практики реализуется:

1) в деятельности учителя по изучению особенностей психических процессов младших школьников;

2) в участии в опытно- экспериментальной и методической работе;

3) в работе с родителями, общественностью.

Студенты должны знать:

ОПК-1 готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенностей младших школьников (особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) З-72  изучать психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (исследовать особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) У-56
ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса различные диагностические приемы, позволяющие определять особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника и его учебной деятельности З-122 составлять психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности; применять различные диагностические приемы, позволяющие определять особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника и его учебной деятельности У-91
ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса     определять и обосновывать задачи, содержание и методы, и средства обучения, формы организации учебной деятельности на уроке, методы и средства контроля и самоконтроля У-92
ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса     профессионально грамотно вести педагогический дневник, пополнять личный психолого-педагогический, методический фонд в целях самосовершенствования и приобретения навыков научно- исследовательской работы У-93

Виды  деятельности студентов во время практики:

1) изучение научно-педагогической литературы по проблеме изучения личности младшего школьника;

2) углубление и закрепление системы знаний об ученике как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

3) овладение различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности; 

4) проведение диагностики универсальных учебных действий младшего школьника (регулятивных, познавательных, комммуникативных) с последующей обработкой, анализом и систематизацией материалов исследования;

5) ознакомление с основами организации учебно-воспитательной работы в начальной школе, структуре уроков разных типов;

6) углубление и закрепление теоретических и практических знаний о сущности, содержании и структуре учебной деятельности и процесса обучения в целом;

7) составление отчета студента по заданию группового руководителя практики с последующим выступлением об итогах исследований на итоговой конференции.

Оценка учебной практики

В итоговой оценке по практике учитываются:

· качество подбора исследовательских методик и степень самостоятельности в этом;

· качество проведения, анализа и интерпретации результатов исследований (количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования в соответствии с программой практики);

· умение анализировать педагогические явления, факты и адекватно отражать их в отчёте;

· отношение студента к практике;

· качество, организованность и своевременная сдача отчетных материалов по практике.

Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется групповым руководителем в аттестационную книжку и сообщается на итоговой конференции, проводимой в институте.

2.  Структура и содержание учебной практики

Неделя

1. Проведение групповыми руководителями коллоквиумов по основным теоретическим курсам “Психология”, «Возрастная психология», «Психология младшего школьника» “Теория обучения”, “Формирование учебной деятельности младших школьников” и др.

2. Консультация с групповыми руководителями по разработке планов учебно-исследовательской деятельности на весь период практики (Приложение 1).

3. Самостоятельная работа с научной литературой в библиотеках и кабинетах ИНПО по подбору диагностических методик исследования познавательной сферы учащихся начальной школы (познававтельных универсальных учебных действий). Согласование подобранных методик с научным руководителем.

4. Знакомство с законами и основными направлениями деятельности школы (беседа с завучем, изучение содержания оформления школы).

5. Предварительное знакомство с классом (беседа с классным руководителем, изучение школьной документации, личных дел учащихся, классного журнала).

6. Знакомство с учащимися класса (форма знакомства и время определяются самостоятельно или по рекомендации классного руководителя.) с целью выбора одного ученика для наблюдения и экспериментальных исследований. Оформление в дневнике информации, послужившей основанием для выбора данного ученика.

7. Посещение уроков с целью наблюдения за развитием внимания школьника на уроке на основе деятельности учителя (Приложение 4).

8. Посещение уроков с целью наблюдения за деятельностью ученика с обязательной фиксацией результатов наблюдения за поведением ученика на уроке.

9. Организация экспериментальной работы по изучению свойств внимания и работоспособности младшего школьника (тахископическая методика, таблица Горбова, таблица Шульте – подбор методик осуществляется самостоятельно).

10. Посещение всех уроков с целью наблюдения за работой учителя по развитию памяти у младшего школьника (Приложение 5).

11. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей памяти ученика (подбор методик - самостоятельно).

12. Посещение уроков с целью психологического анализа проявления эмоциональных состояний учителя и учащихся (Приложение 8).

14.Организация экспериментального исследования процесса сравнения в младшем школьном возрасте (методика № 1 – Т.С. Михальчик, Г.Я. Гурьянова).

13. Организация экспериментального исследования особенностей воображения младших школьников (выбор диагностических методик определяется по согласованию с психологом).

   

2 неделя

  1. Посещение уроков с целью определения типа и структуры каждого урока  (Приложение 9).
  2. Анализ одного из уроков (по выбору студента) с позиции формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся (Приложение 10).
  3. Посещение уроков с целью анализа основных этапов овладения ЗУНами и формирования универсальных учебных действий разных видов (Приложение 11) .

4. Посещение уроков с целью анализа реализации воспитательных и развивающих функций урока (Приложение 14).

  1. Посещение уроков с целью анализа соблюдения дидактических принципов (Приложение 15).
  2. Посещение семьи наблюдаемого ученика с целью знакомства.
  3. Посещение уроков с целью изучения организации коллективной учебной деятельности и характера взаимоотношений учителя и учащихся на уроке (формирование коммуникативных универсальных учебных действий) (Приложение 16).
  4. Посещение уроков с целью наблюдения за особенностями организации учебного взаимодействия на уроках (формирования коммуникативных универсальных учебных действий) (Приложение 17) .
  5. Организация экспериментального исследования особенностей учебно- познавательных мотивов (методики подбираются самостоятельно), уровня сформированности учебной деятельности учащегося (Приложение 46).
  6.  Проведение экспериментального исследования социометрической структуры ученического коллектива, определение статусного положения наблюдаемого ученика (выбор методики осуществляется самостоятельно).
  7. Посещение родительского собрания с последующим анализом (Приложение 24).
  8. Систематизация и обобщение материалов (наблюдений и экспериментального исследования познавательных процессов и учебной деятельности ученика, формирования познавательных и коммуникативных УУД).
  9. Подготовка характеристики личности учащегося по материалам исследования (степень сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, особенности памяти, внимания и т.п.) (Приложение 25) .
  10. Оформление итоговой документации по практике.

Шифр

Компетенция

Знания, умения, владение опытом

код

Результат освоения Вид контроля Оценочные средства

ОПК-1

готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенностей младших школьников (особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий)

З - 72

 

 

Знание особенностей протекания познавательных процессов у младшего школьника

Текущий, промежуточный

Коллоквиум по психолого-педагогическим дисциплинам

изучать психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (исследовать особенности сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий) У-56 Подбор исследовательских методик для изучения сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий проводение исследования и обработка результатов Текущий, промежуточный Отчетная документация (Комплект диагностических методик, материалы наблюдений за учеником, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования).

ОПК-3

готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса

различные диагностические приемы, позволяющие определять особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника и его учебной деятельности З-122 Знание психолого-педагогических особенностей младших школьников и требований ФГОС НОО к метапредметным результатам обучения Текущий, промежуточный Коллоквиум, комплект диагностических методик исследования
 

У-91

Уметь проводить методики исследования познавательной сферы младших школьников и использовать их результаты для подготовки психолого-педагогической характеристики познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности

Текущий, промежуточный

Отчетная документация ( психолого-педагогический дневник студента с материалами наблюдений за учеником, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования, психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника)

 

составлять психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности на основе применения адекватных диагностических методик исследования
    определять и обосновывать задачи, содержание и методы, и средства обучения, формы организации учебной деятельности на уроке, методы и средства контроля и самоконтроля У- 92 Уметь проводить разные виды анализа уроков учителя в соответствии с программой практики Текущий, промежуточный Отчетная документация (разные виды анализов уроков)
    профессионально грамотно вести педагогический дневник, пополнять личный психолого-педагогический, методический фонд в целях самосовершенствования и приобретения навыков научно- исследовательской работы У- 93 Зафиксированный в психолого-педагогическом дневнике ход практики в соответствии с требованиями программы, подбор диагностического материала, умение проводить разные виды анализов уроков Текущий, промежуточный Отчетная документация (психолого-педагогический дневник, комплект диагностических методик)

Приложения к практике содержатся в методических рекомендациях, помещенных в методико-технологическом элементе на Образовательном портале ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Список рекомендуемой литературы

3.1. Основная литература

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010.

2. Теория обучения: учеб. пособие для вузов / ред.И.П. Андриади. – М.: Академия, 2010.

3.2. Дополнительная литература

3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008.

1. Голиков, Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция: монография / Н.А. Голиков. – М.: Экшен, 2007.

2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Коротаева, Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования / Е.В. Коротаева, Т.Л. Аракелова, Т.В. Безродных и др. – Новосибирск: ЦРНС, 2010.

4. Несговорова, Н.П. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / Н.П. Несговорова. – Курган: Изд-во КГУ, 2013.

5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

6. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2007.

3.3. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов по дисциплине

1. Богачкина, Н. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Н. А. Богачкина, С. Н. Скворцова, Е. Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2009.

2. Капшунова, И.К. Научные основы психологического обеспечения нравственного воспитания личности: монография / Под ред. Б.Ф. Кваши // И.К. Капшунова. – СПб.: МИНПИ, 2009.

3. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008.

4. Репета, Л.М. Модель формирования информационно-исследова-тельской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений: уч.-метод. пособие / Л.М. Ретепа. – Челябинск: Изд-во «ЧГМА», 2012.

5. Руденко, С.Г. Нравственное воспитание личности / Под ред. Б.Ф. Кваши // С.Г. Руденко, М.В. Илюшин. – СПб.: МИНПИ, 2008.

Пояснительная записка

1.1 Цель и задачи учебной дисциплины

В соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студента по педагогике и выступает как одно из средств формирования компетенций, необходимых для успешной и эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов начальной школы.

Практика — это активная индивидуальная форма обучения студентов, в ходе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания. Она позволяет студенту практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях, что выигрышно отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.

Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции, развитию навыков командной работы, лидерских качеств, способность принимать собственные решении, отработке навыков межличностной коммуникации в условиях школы.

 Цель практики: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин.

 Принципы организации учебной практики:

· соответствие содержания практики требованиям ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных ЗУН, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника;

  • направленность содержания и организации практики на подготовку студента к репродуктивной профессиональной деятельности;
  • связь содержания педагогической практики с изучаемыми теоретическими курсами, УИРС и НИРС; единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
  • комплексный характер практики, предусматривающий межпредметные связи дисциплин общекультурной, психолого-педагогической подготовок;
  • возможность оперативной мотивированной трансформации содержания и организационных форм практик;
  • единство требований всех организаторов практики к содержанию и оценке деятельности студентов-практикантов.

Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию.

Задачи практики:

 – психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения;

- формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника.

- формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных.

Место учебной практики в структуре ООП

Задачи, содержание и виды деятельности студентов на этой практике определяются теоретическими курсами «Психология», «Педагогическая психология», «Педагогика», «Педагогика начального образования», спецкурсов «Формирование учебной деятельности младшего школьника», «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников», «Психолого-педагогический практикум» и др. Учебная практика выступает как неотъемлемая часть подготовки специалиста для начальной школы, одним из направлений которой является подготовка учителя-исследователя, способного к проведению мониторинга познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности с целью планирования оптимального учебного процесса.

1.4.Виды  деятельности студентов во время практики:

1) изучение научно-педагогической литературы по проблеме изучения личности младшего школьника;

2) углубление и закрепление системы знаний об ученике как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

3) овладение различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности; 

4) проведение диагностики универсальных учебных действий младшего школьника (регулятивных, познавательных, комммуникативных) с последующей обработкой, анализом и систематизацией материалов исследования;

5) ознакомление с основами организации учебно-воспитательной работы в начальной школе, структуре уроков разных типов;

6) углубление и закрепление теоретических и практических знаний о сущности, содержании и структуре учебной деятельности и процесса обучения в целом;

7) составление отчета студента по заданию группового руководителя практики с последующим выступлением об итогах исследований на итоговой конференции

В результате прохождения практик у обучающийся должны сформироваться следующие компетенции:

ОПК-1 – готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК-3 – готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса.

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: педагогическая, проектная и исследовательская.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональ­ности учителя начальных классов:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования;

в области проектной деятельности :

- проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы;

- моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области исследовательской деятельности:

- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;

- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Содержание учебной практики

Главное содержание педагогической практики составляет профессионально- педагогическая деятельность студентов, которая включает:

в области педагогической, проектной и  исследовательской деятельности:

а) изучение личности ребенка младшего школьного возраста; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и учебной деятельности; проектирование его индивидуально-образовательной траектории и индивидуального развития;

б) организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной деятельности детей;

в) формирование и развитие личной, общей педагогической культуры;

г) создание личной методической копилки учителя начальных классов.

б) организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.;

г) организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, малых групп, коллективов класса, кружка, секции и т.д.;

Основное содержание педагогической практики реализуется:

1) в деятельности учителя по изучению особенностей психических процессов младших школьников;

2) в участии в опытно- экспериментальной и методической работе;

3) в работе с родителями, общественностью.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 174.