– прочтение конспекта по лекционному занятию, учебной литературы.
Студенту следует перед каждой последующей лекцией прочитать предыдущую лекцию, чтобы вспомнить пройденный материал.
При правильной организации самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии, становится активным самостоятельным субъектом учебно-профессиональной деятельности и развивает профессиональные компетенции.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Излагаемый материал может показаться студентам сложным, поэтому необходимо добросовестно и упорно работать на лекциях. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует в установленном порядке задать вопрос лектору.
2.3 Методические рекомендации по составлению конспектов учебной и научной литературы
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
2.4 Выполнение индивидуальных заданий (домашние задания)
Выполнение индивидуальных заданий (домашние задания) представляет собой написание, сдача преподавателю и обсуждение на занятиях мотивационного (аналитического) эссе по основным разделам дисциплины.
Мотивационное (аналитическое) эссе (письменное задание) – индивидуальные впечатления и соображения обучающегося по конкретному поводу или предмету. Тезисы этих эссе будут каждым студентом выноситься на занятие и обсуждаться.
Темы домашних заданий
1. Мотивационное (аналитическое) эссе: Место административного права в правовой системе Российской Федерации
2. Мотивационное (аналитическое) эссе: Формирование науки административного права
3. Мотивационное (аналитическое) эссе: Международные договоры как источники административного права.
4. Мотивационное (аналитическое) эссе: Государственное управление: современные тенденции развития, соотношение государственного управления и исполнительной власти.
5. Мотивационное (аналитическое) эссе: Государственная служба как вид социальной деятельности.
6. Мотивационное (аналитическое) эссе: Методология оценки эффективности деятельности органов государственной власти и государственной службы.
7. Мотивационное (аналитическое) эссе: Система государственной службы РФ.
8. Мотивационное (аналитическое) эссе: Должностное лицо в законодательстве и правовой теории.
9. Мотивационное (аналитическое) эссе: Иные виды государственной службы.
10. Мотивационное (аналитическое) эссе: Особенности административно-правового статуса федеральных агентств.
11. Мотивационное (аналитическое) эссе: Органы федерального надзора в системе исполнительной власти РФ.
12. Мотивационное (аналитическое) эссе: Исполнительная власть в субъектах РФ.
13. Мотивационное (аналитическое) эссе: Взаимодействие государственного и муниципального уровней управления.
14. Мотивационное (аналитическое) эссе: Система методов государственного управления на современном этапе.
15. Мотивационное (аналитическое) эссе: Сущность, структура и технологии принятия государственно-управленческих решений.
16. Мотивационное (аналитическое) эссе: Система способов обеспечения законности в государственном управлении.
17. Мотивационное (аналитическое) эссе: Роль и значение государственной кадровой политики как стратегии формирования, профессионального развития и рационального использования трудового потенциала страны (на примерах различных отраслей).
18. Мотивационное (аналитическое) эссе: Административно-правовой статус общественных объединений.
19. Мотивационное (аналитическое) эссе: Институт обращения граждан в органы исполнительной власти.
20. Мотивационное (аналитическое) эссе: Пути и технологии повышения профессионализма и компетентности управленческих кадров государства.
21. Мотивационное (аналитическое) эссе: Административно-правовой статус религиозных объединений.
22. Мотивационное (аналитическое) эссе: Общественная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
23. Мотивационное (аналитическое) эссе: Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России.
24. Мотивационное (аналитическое) эссе: Государственное управление административно- политической сферой.
25. Мотивационное (аналитическое) эссе: Зарубежный опыт организации, функционирования, правового регулирования и ресурсного обеспечения государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы.
2.5 Выступление (доклад) на занятии
Темы докладов:
1. Роль административного права в развитии и укреплении российской государственности
2. Реформа государственной службы РФ и административная реформа.
3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
4. Структура исполнительных органов государственной власти Томской области.
5. Правовое положение МВД РФ и подведомственной ему Федеральной миграционной службы.
6. Административная деятельность органов внутренних дел.
7. Система органов исполнительной власти в сфере борьбы с наркоманией
8. Организационно-правовая форма управления юстицией и ее правовая основа
9. Принципы государственного управления иностранными делами. Приоритетные направления.
10. Правовое положение МИДа РФ как органа, осуществляющего отраслевое управление иностранными делами
11. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой. Роль инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, электронное, приборостроение, станкостроение, радиопромышленность, новые технологии) в современной модернизации промышленности и энергетики.
12. Правовое положение Росатома
13. Развитие организационно-правовых форм управления сельским хозяйством. Роль крестьянства в развитии и укреплении российской государственности
14. Государственный контроль и надзор в сельском хозяйстве, рыболовстве, ветеринарии. Правовое положение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
15. Административно-правовые проблемы борьбы с терроризмом
Темы опросов на занятиях
1. Понятие и предмет административного права.
2. Метод административного права.
3. Система административного права.
4. Источники административного права.
5. Принципы административного права.
6. Роль административного права в развитии и укреплении российской государственности.
7. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
8. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
9. Структура административно-правовых норм.
10. Реализация административно-правовых норм.
11. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.
12. Субъекты и объекты административно-правовых отношений.
13. Виды административно-правовых отношений, критерии их классификации.
14. Понятие источника административного права и закономерности, лежащие в основе их становления, развития, отмены. Виды и особенности источников административного права.
15. Систематизация (инкорпорация, кодификация, консолидация) норм административного права.
16. Понятие субъекта административного права. Характерные черты (признаки) субъектов административного права: социальный статус; юридический статус; административно-правовой статус.
17. Виды субъектов административного права. Соотношение понятий и их юридическое и доктринальное толкование: орган государства, орган государственной власти, орган исполнительной власти, орган государственного управления, организация, предприятие и учреждение, общественное объединение, религиозная организация и др.
18. Основы административно-правового статуса гражданина РФ. Реализация прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
19. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
20. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
21. Способы обеспечения прав и свобод: явочный порядок (сообщение); заявительный, разрешительный (лицензии), режим судебного обеспечения.
22. Субъекты защиты прав и свобод: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, Уполномоченный по правам человека, институты гражданского общества, прокуратура, суд, специальные службы органов государственного управления, профессиональная юридическая служба.
23. Понятие и основы правового статуса органов исполнительной власти.
24. Виды органов исполнительной власти и их классификация.
25. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
26. Административная реформа органов исполнительной власти.
27. Правовое положение министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
28. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
29. Государственная служба: понятие, система и виды.
30. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.
31. Законодательные основы государственной службы.
32. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды, соотношение.
33. Общие условия прохождения государственной службы.
34. Основы административно-правового статуса государственных гражданских служащих. Права, обязанности, ограничения, запреты и гарантии.
35. Понятие административного правонарушения и его признаки.
36. Юридический состав административного правонарушения.
37. Виды составов административных правонарушений. Разграничение сходных составов административных проступков и преступлений.
38. Понятие административной ответственности, ее цели и функции.
39. Специфические признаки административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности и положение в системе административного принуждения. Соотношение административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.
40. Основания административной ответственности.
41. Особенности административной ответственности должностных лиц.
42. Особенности административной ответственности военнослужащих.
43. Понятие и специфические признаки административного процесса.
44. Принципы административного процесса: понятие и система.
45. Структура административного процесса.
46. Соотношение административного процесса и других видов процессуальной деятельности.
47. Обеспечение законности в административном процессе.
48. Сущность процедурного производства.
49. Виды процедурных производств (лицензионно-разрешительное; регистрационное; сертификация; квотирование; аккредитация; производство по принятию правовых актов).
50. Принцип, метод, режим законности в государственном управлении.
51. Понятие и система обеспечения законности и дисциплины в управлении.
52. Административное усмотрение в управлении.
53. Система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
54. Современное законодательство РФ об организации управления. Правовые основы организации управления.
55. Распределение компетенции, полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации по управлению.
56. Соотношение территориальных, межотраслевых и отраслевых начал в управлении.
57. Функции, формы и методы управления.
58. Государственные программы: юридическая природа, виды, порядок разработки, утверждения и реализации. Управление, нацеленное на успех, развитие страны.
59. Организация местного самоуправления, его роль в обеспечении эффективности управления, непосредственной связи с населением на местах.
60. Сущность и содержание государственного руководства и управления в области обороны. Административно-военное деление страны. Правовая основа управления Вооруженными Силами.
61. Воинская обязанность, комплектование Вооруженных Сил РФ и прохождение воинской службы.
62. Система государственных органов руководства и управления Вооруженными Силами РФ.
Темы докладов
1. Роль административного права в развитии и укреплении российской государственности
2. Реформа государственной службы РФ и административная реформа.
3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
4. Структура исполнительных органов государственной власти Томской области.
5. Правовое положение МВД РФ и подведомственной ему Федеральной миграционной службы.
6. Административная деятельность органов внутренних дел.
7. Система органов исполнительной власти в сфере борьбы с наркоманией
8. Организационно-правовая форма управления юстицией и ее правовая основа
9. Принципы государственного управления иностранными делами. Приоритетные направления.
10. Правовое положение МИДа РФ как органа, осуществляющего отраслевое управление иностранными делами
11. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой. Роль инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, электронное, приборостроение, станкостроение, радиопромышленность, новые технологии) в современной модернизации промышленности и энергетики.
12. Правовое положение Росатома
13. Развитие организационно-правовых форм управления сельским хозяйством. Роль крестьянства в развитии и укреплении российской государственности
14. Государственный контроль и надзор в сельском хозяйстве, рыболовстве, ветеринарии. Правовое положение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
15. Административно-правовые проблемы борьбы с терроризмом
2.8 Вопросы на самоподготовку
1. Производство по делам об административных правонарушениях
2. Управление промышленностью и энергетикой
3. Управление в сфере здравоохранения и социального развития
4. Управление в области туризма, физической культуры и спорта
5. Управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства
6. Формы реализации исполнительной власти
Подготовка к экзаменам и зачетам
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом. Между экзаменами интервал 3-4 дня. Не следует думать, что 3-4 дня достаточно для успешной подготовки к экзаменам.
В эти 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Во-первых, очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 2-3 часа до сна. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить (переписать ее на кафедре), обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Правила подготовки к зачетам и экзаменам:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Вопросы для подготовки к зачёту
1. Понятие, предмет и метод административного права РФ.
2. Принципы, функции и система административного права РФ.
3. Формирование и развитие науки административного права России.
4. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
5. Юридическое содержание и юридический характер предписаний как основание классификации административно- правовых норм.
6. Реализация норм административного права.
7. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
8. Источники административного права: понятие, виды и особенности.
9. Административный договор как источник административного права.
10. Общая характеристика основных источников административного права (Конституция РФ, КоАП РФ, КАС РФ, ФЗ «О системе государственной службы в РФ» и т.д.).
11. Систематизация источников административного права (инкорпорация, кодификация и консолидация).
12. Понятие и виды административно-правовых отношений
13. Особенности административно-правовых отношений, их структура
14. Юридические факты - основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
15. Управление как социальная функция. Многоаспектность государственного управления.
16. Сущность и содержание государственного управления. Принципы и функции государственного управления.
17. Теория и практика государственного управления в зарубежных странах (выбор государства на усмотрение студента).
18. Законность (принцип, метод, режим) в государственном управлении. Административное усмотрение.
19. Понятие и виды субъектов административного права. Административная право- и дееспособность, административная правосубъектность.
20. Гражданин как субъект административного права. Единство прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
21. Административно-правовые гарантии прав гражданина.
22. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
23. Сущность исполнительной власти (признаки, элементы, функции).
24. Правовое положение органов исполнительной власти, компетенция, содержание государственно-властных полномочий.
25. Внутренняя структура органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление.
26. Система и структура органов исполнительной власти в современный период.
27. Соотношение понятий «орган государственной власти», «орган исполнительной власти», «орган государственного управления».
28. Полномочия Президента России в области государственного управления.
29. Правовое положение Правительства РФ. Состав, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ.
30. Правовое положение федеральных министерств.
31. Правовое положение федеральных служб.
32. Правовое положение федеральных агентств.
33. Система государственной служба РФ: понятие, виды, принципы, регулирование.
34. Понятие, виды и правовое положение государственных служащих (обязанности, права и ответственность, запреты и ограничения).
35. Государственная гражданская служба РФ: понятие, принципы, регулирование.
36. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы
37. Особенности прохождения иных видов государственной службы.
38. Ответственность государственных служащих.
39. Борьба с коррупцией в системе государственной службы.
40. Правовое положение общественных организаций как субъектов административного права.
41. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.
42. Сущность свободы совести и ее правовое закрепление. Религиозные организации как субъекты административного права .
43. Формы государственного управления.
44. Акты государственного управления: понятие, виды и требования.
45. Неправомерные акты управления. Опротестование, обжалование и отмена актов управления. Презумпция законности актов управления.
Экзаменационные вопросы
1. Понятие, предмет и метод административного права РФ.
2. Принципы, функции и система административного права РФ
3. Формирование и развитие науки административного права России.
4. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм
5. Юридическое содержание и юридический характер предписаний как основание классификации административно- правовых норм.
6. Реализация норм административного права.
7. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
8. Источники административного права: понятие, виды и особенности.
9. Административный договор как источник административного права.
10. Общая характеристика основных источников административного права (Конституция РФ, КоАП РФ, КАС РФ, ФЗ «О системе государственной службы в РФ» и т.д.).
11. Систематизация источников административного права (инкорпорация, кодификация и консолидация).
12. Понятие и виды административно-правовых отношений.
13. Особенности административно-правовых отношений, их структура.
14. Юридические факты - основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
15. Управление как социальная функция. Многоаспектность государственного управления.
16. Сущность и содержание государственного управления. Принципы и функции государственного управления.
17. Теория и практика государственного управления в зарубежных странах (выбор государства на усмотрение студента).
18. Законность (принцип, метод, режим) в государственном управлении. Административное усмотрение.
19. Понятие и виды субъектов административного права. Административная право- и дееспособность, административная правосубъектность.
20. Гражданин как субъект административного права. Единство прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления
21. Административно-правовые гарантии прав гражданина.
22. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
23. Сущность исполнительной власти (признаки, элементы, функции).
24. Правовое положение органов исполнительной власти, компетенция, содержание государственно-властных полномочий.
25. Внутренняя структура органов государственного управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление.
26. Система и структура органов исполнительной власти в современный период
27. Соотношение понятий «орган государственной власти», «орган исполнительной власти», «орган государственного управления».
28. Полномочия Президента России в области государственного управления.
29. Правовое положение Правительства РФ. Состав, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ.
30. Правовое положение федеральных министерств.
31. Правовое положение федеральных служб
32. Правовое положение федеральных агентств.
33. Система государственной служба РФ: понятие, виды, принципы, регулирование.
34. Понятие, виды и правовое положение государственных служащих (обязанности, права и ответственность, запреты и ограничения).
35. Государственная гражданская служба РФ: понятие, принципы, регулирование.
36. Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы.
37. Особенности прохождения иных видов государственной службы.
38. Ответственность государственных служащих.
39. Борьба с коррупцией в системе государственной службы.
40. Правовое положение общественных организаций как субъектов административного права.
41. Органы местного самоуправления как субъекты административного права
42. Сущность свободы совести и ее правовое закрепление. Религиозные организации как субъекты административного права
43. Формы государственного управления.
44. Акты государственного управления: понятие, виды и требования.
45. Неправомерные акты управления. Опротестование, обжалование и отмена актов управления. Презумпция законности актов управления.
46. Методы государственного управления.
47. Административное принуждение. Административная преюдиция.
48. Административно-предупредительные меры.
49. Меры административного пресечения.
50. Юридическая природа доставления, привода и административного задержания
51. Понятие, признаки и основные черты административной ответственности.
52. Административное правонарушение как основание административной ответственности,его отграничение от преступления и дисциплинарного проступка.
53. Юридический состав административного правонарушения
54. Система административных наказаний по КоАП РФ.
55. Общие правила назначения административных наказаний.
56. Особенности административной ответственности юридических лиц.
57. Особенности привлечения к административной ответственности специальных субъектов.
58. Причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений.Основы административной деликтологии.
59. Презумпция невиновности. Обеспечение законности при назначении мер административного наказания.
60. Сущность и основные черты административного процесса в РФ.
61. Черты, принципы административно-юрисдикционного процесса в РФ.
62. Производство по делам об административных правонарушениях (содержание, стадии).
63. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
64. Дисциплинарные проступки и производство по дисциплинарным правонарушениям.
65. Производство по обращениям граждан.
66. Сущность и содержание, виды административно - правовых режимов.
67. Правовой режим чрезвычайного положения.
68. Формы и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Борьба с коррупцией.
69. Государственный контроль и административный надзор как способы обеспечения законности в государственном управлении
70. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении законности в государственном управлении.
71. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды как субъекты контроля в государственном управлении.
72. Жалобы граждан в суд на неправомерные действия, решения и незаконные акты органов государственного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих.
73. Юридические и иные формы реагирования прокурора на нарушение законности в государственном управлении.
74. Развитие организационно-правовых форм управления в области обороны РФ.
75. Правовое положение органов внутренних дел.
76. Административно-правовые вопросы борьбы с терроризмом.
77. Правовое положение полиции и виды ее административной деятельности по ФЗ «О полиции».
78. Правовое положение ГИБДД МВД РФ. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ).
79. Управление в области государственной безопасности, система и правовое положение органов ФСБ и задачи СВР.
80. Правовое положение Росгвардии.
81. Государственное руководство и управление в области обороны
82. Управление внутренними делами
83. Правовое положение Министерства юстиции, ФССП, ФСИН.
84. Управление в сфере информационных технологий и связи
85. Управление высшим образованием и наукой.
86. Правовое положение студентов ВУЗа. Аккредитация, контроль в сфере образования.
87. Руководство физической культурой, спортом и туризмом
88. Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды
89. Управление в сфере здравоохранения и социального развития
90. Управление в области иностранных дел. Административно- правовой статус дипломатического корпуса
Глоссарий
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ – принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – применение в установленном КоАП РФ порядке уполномоченными должностными лицами и судами административных наказаний, закрепленных в санкциях КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за виновное неисполнение лицом своих юридических обязанностей либо нарушение им правовых запретов, содержащее государственное и общественное осуждение поведения лица и порицание личности правонарушителя, выражающееся в неблагоприятных для него последствиях личного, имущественного или организационного характера, заключающихся в ущемлении (умалении) прав и интересов правонарушителя, либо возложении на него новых дополнительных обязанностей (обременений), в целях наказания правонарушителей, предупреждения совершения новых правонарушений, воспитания граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения требований законодательства.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ – общественно вредное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического либо юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в кратной величине.
ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
ВОЕННАЯ СЛУЖБА – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и государственные должности субъектов Российской Федерации – должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
ДЕПОРТАЦИЯ - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ – лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО (в соответствии с КоАП РФ) – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
ЖАЛОБА - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
ЗАЯВЛЕНИЕ – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
КОНФИСКАЦИЕЙ орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ – устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ – это аварийно- спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница- приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
МИГРАЦИОННАЯ КАРТА – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
НЕВМЕНЯЕМОСТЬ – не способность физического лица осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
НЕОСТОРОЖНАЯ ФОРМА ВИНЫ – совершение административного правонарушения лицом, которое предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
ПОЛИЦИЯ – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ – руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ – мера административного наказания, выраженная в официальном письменном порицании физического или юридического лица.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
ПРОВЕРКА – совокупность проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
ПРОКУРАТУРА Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
ПРОПАГАНДА идей терроризма – распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ТЕРРОРИЗМ – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; б) подстрекательство к террористическому акту; в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
УМЫШЛЕННАЯ ФОРМА ВИНЫ – совершение административного правонарушения лицом, которое сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЭКСПЕРТЫ – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Список литературы
1. Основная литература
1. Конин, Н. М. Административное право [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство Юрайт, 2018. — 425 с. — (Серия Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06095-9. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/1D41382F-BCFF-4110-BA59-5457DBACE6F6/administrativnoe-pravo (дата обращения: 29.07.2018).
2. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00643-8 - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/78256D87-19D4-49BB-8A74-536369B31975/administrativnoe-pravo-rossiyskoy-federacii (дата обращения: 29.07.2018).
2. Дополнительная литература
1. Агапов, А. Б. Субъекты административного права [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Б. Агапов. — М. Издательство Юрайт, 2018. — 268 с. — (Серия Бакалавр и магистр. Модуль.). — ISBN 978-5-9916-9725-5. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/6874E200-6950-4E56-8349-BB8C8B53C22A/subekty-administrativnogo-prava (дата обращения: 29.07.2018).
2. Бутусова, Н. В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью [Электронный ресурс]: монография / Н. В. Бутусова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Серия Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-06931-0. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/BEE9452F-5F94-4426-B67D-17D61BFF6866/gosudarstvenno-pravovye-otnosheniya-mezhdu-gosudarstvom-i-lichnostyu (дата обращения: 29.07.2018).
3. Осинцев, Д. В. Административная ответственность [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. В. Осинцев. — М. Издательство Юрайт, 2018. — 325 с. — (Серия Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04545-1. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/418F8576-861B-419A-85F9-C2CE737FF47B/administrativnaya-otvetstvennost (дата обращения: 29.07.2018).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 195.