Раздел 4. Возрастная и педагогическая психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 4.11. Учёт гендерных особенностей в обучении и воспитании детей

Основные понятия и термины по теме: гендерное воспитание, понятие «гендер», гендерная компетентность,

План изучения темы

1.Понятие гендерного подхода в педагогической науке

2. Анатомо – физиологических особенностей людей.

3. Гендерная компетентность

4. Значение гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

5. Особенности воспитания девочек и мальчиков.

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Гендерный подход [англ. gender — род, пол] . В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности. Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер» Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми. Гендер — социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии людей. Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т.е. ее поведение напоминает мужское — курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол — мужской. Гендерная компетентность:

- информированность педагога о гендерных особенностях девочек и мальчиков в воспитании и обучении детей («мужественность» - форма поведения типичная для мужчин, «женственность» - форма поведения типичная для женщин);

- овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).

2. Значение гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. В программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик - девочка, дядя - тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки - мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени. В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое «детским романтизмом» - склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство - она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д. Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается «любовная карта» человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте «переделать» уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.

 Особенности воспитания девочек и мальчиков. Природа «бережёт» женский пол не так как мужской. На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врождённых признаков у мужского пола значительно больше. Женщины более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций. Так, например, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, алалией, дислексией и др. речевыми дефектами, с ЗПР и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы д.с. и др. группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Мальчики на 2 -3 мес. позже начинают ходить, на 4-6 мес. – говорить; при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивали мальчиков. На 100 зачатий девочек приходится 120 – 180 зачатий мальчиков. По статистике среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети чаще мальчики. Мальчиков чаще ругают, реже берут на руки. Речь взрослых по отношению к ним содержит лишь прямые указания («отойди», «принеси», «сделай»), а в разговоре с девочками упоминают о чувственных состояниях («нравиться», «люблю», «грустный», «весёлый»). Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.  Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой кукол и др. предметы, ограничиваясь небольшим пространством. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и др., используя при этом всё предоставленное им пространство.  Кроме того, для полноценного психического развития мальчикам требуется большее пространство и если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они начинают осваивать вертикальную (лестницы, шкаф). Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии. Особого внимания со стороны педагогов требует организация предметно-пространственной среды. Бывает, что в некоторых группах наполнение предметной среды происходит в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя. Таким образом, при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность. В заключении хочется сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы:

- Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

- Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.

- Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения: проработка лекционного материала

Форма контроля самостоятельной работы: проверка рабочих тетрадей, лекций

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Дайте определение понятию гендерного подхода в педагогической науке

2. Охарактеризуйте анатомо – физиологические особенности людей.

3. Что такое гендерная компетентность?

4. Значение гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.