Наука и техника: знание в производстве и производство знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прелюдией к становлению общества современного типа является появление в XVI-XVII вв. науки как самостоятельного вида деятельности, обладающего своим методом (экспериментом) и инструментарием. До этого времени наука (если не считать медицины) развивалась в рамках философии, ориентируясь в большей степени на теоретическую деятельность познания причинно-следственных связей мироздания, классификацию тех или иных явлений природы. Её цель не выходила за рамки понимания и объяснения действительности. Человек науки являлся в большей степени созерцателем происходящего (термин «теория» происходит от слова «созерцание»). Наука XVI-XVII вв. порождает новую профессию – ученого-инженера, который соединяет в себе познавательные, теоретические интересы ученого и практические интересы ремесленника, имеющего навыки работать с инструментами и воплощать свои идеи в жизнь. Ученый-инженер одновременно обладает знанием о том, что существует в действительности, почему что-то происходит и как провести тот или иной опыт, как воплотить знание о законах действительности в инструменты, как создать на основе этого знания «рецепты», алгоритмы, которые будут использованы для достижения определенных целей. С этого времени наряду с теоретическим знанием развивается технологическое знание – знание как использовать имеющиеся ресурсы. Технологияприкладное знание, которое в том числе ориентировано на «специалиста-пользователя», который понимает, как добиться желаемого результата, как устранить неполадки в работе того или иного объекта, но вместе с тем, может не понимать природу самого объекта. Так, например, электрик знает, как сделать электропроводку, но знает ли электрик, почему электрический ток действует именно так, а не иначе, знает ли он что-либо о природе света[19]? Если изначально теоретическое знание устремлялось на поиски причин, которые скрываются за вещами и объектами, то технология возвращает знание в сферу вещей, технология – управление объектами на основе знания и соответствующего инструментария.  

До XVIII века производство обходилось, по существу, без науки, с опорой на здравый смысл, практический опыт, передачу (от мастера к подмастерью) секретов ремесла, собирание отдельных рецептов. XVIII век – начало промышленной революции, кардинальных изменений в сфере способов производства. Одно из первых изобретений промышленной революции – паровая машина – результат деятельности людей, не имевших отношения к науке того времени, ориентирующихся на обыденные знания и опыт. Однако системное применение энергии пара связано уже с научными исследованиями. С этого момента открытия в области производственных ресурсов, включая новые искусственные материалы, новые источники энергии (энергия пара, энергия электричества, атомная энергия), новые средства деятельности, заменяющие не только ручной труд, но и совершающие логические операции, целиком и полностью связаны с развитием специализированного научного знания. Технологии в области создания инструментов дополняются в конце XIX века технологиями в области организации труда и профессиональной подготовки работников. Вторая половина XX века открыла еще один этап в развитии технологий, на этот раз в сфере управления информационными процессами. «В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования»[20]. 

В любом обществе существует определенный запас знания, который формирует сознание членов общества, позволяет им понимать друг друга, создавать все необходимые условия существования. Однако в современном обществе знание является не столько необходимым фоном общественной жизни, сколько производственным ресурсом. Если в традиционном обществе знание – устойчивый комплекс значений, не изменяемых или почти не изменяемых со временем, то в современном обществе существует целая индустрия знания, которая ориентируется на постоянное приращение новых идей, их распространение и внедрение в производство. Центральным звеном в этой системе производства знания является наука, чей опыт и возможности исследования расширяются вместе с развитием нового инструментария. Техника становится более интеллектуальной: технические системы и инструменты способны оперировать информацией, поступающей как от человека, так и непосредственно из внешней среды, «принимать решения» в зависимости от изменения параметров среды, быть управляемыми на расстоянии. Примерами являются действия роботов на ядерных станциях или в открытом космосе[21]. Появление компьютеров и компьютерного моделирования также позволяет ускорить процесс получения новых знаний. «Компьютер превратился в универсальный, легко применимый и символически «на все пригодный» инструмент, обеспечивающий чрезвычайную изменчивость и сбережение энергии и денег без всякого физического сопротивления или препятствий, поскольку модели имитируются заранее и без реального риска»[22].

Развитие нового знания во многом связано с формированием на рубеже XIX-XX вв. научных институтов и лабораторий с мощной технической базой, подчиняющихся дисциплинарному принципу организации знания. Каждое из направлений научного знания – естественные науки, социально-гуманитарные и технические – имеет свою внутреннюю дифференциацию, которая отражает сложность и многоаспектность изучаемого предмета (природы, общества и человеческих ценностей, техники), определяется необходимостью выработать адекватный метод познания. Вместе с тем возрастает роль междисциплинарных исследований, использование инструментария, идей из различных областей знания для решения проблем и прогнозирования событий в мире, где биосфера, социосфера и техносфера становятся взаимосвязанными. Производство нового знания в данном случае ориентировано на исследование взаимосвязей между явлениями разного порядка, формирование «объемных моделей» действительности. 

3. Наука, техника, образование: коммуникация знания

Ускорение производства нового знания сопровождается также изменением в сфере трансляции и коммуникации знания. Во времена зарождения науки знание в большей степени распространялось среди немногих ученых и мыслителей, непосредственно общающихся между собой. В Новое время создаются научные сообщества и начинают выходить первые научные журналы. Книга как носитель нового знания позволяет приобщить к знанию ученых, несмотря на пространственно-временные препятствия. И все же лишь с появлением компьютерных технологий и современных систем связи можно говорить о возникновении научного сообщества и глобальном обмене идеями.

Кроме того, под воздействием науки и техники изменяется система образования. Во все времена доминирующая функция образования – в большей степени конституирующая. В процессе образования происходит формирование сознания человека, приобщение его к культуре общества, к знаниям и умениям, необходимым для нормального функционирования и развития общественных отношений. Влияние образования в целом сравнимо с влиянием культуры. Образование, как неотъемлемая часть культуры, «возделывает» мысль человека, придает ей форму, указывает направление. С одной стороны, образование приобщает к традициям, является способом ознакомления, освоения положительного опыта прошлых поколений. С другой стороны, образование не только воспроизводит навыки, знания, умения, выработанные в прошлом, но и создает предпосылки для приращения, трансформации, пересмотра существующих знаний. У «входа» любой образовательной системы стоит человек незнающий, «на выходе» – человек, обладающий знаниями, способный сохранять знания, оперировать ими и в идеале усовершенствовать. Для любого общества система образования – предмет неустанной заботы и внимания, но в традиционном обществе образование – это либо освоение текстов и языков (аристократическое образование), либо практических трудовых навыков, ремесел. И в том и в другом случае образование – освоение социальной роли и знания, необходимого для её исполнения. В современных обществах одной из основных функций образования является подготовка научных кадров, т. е. людей, которые непосредственно занимаются исследованием неизвестного, открытием нового, оценкой и прогнозированием событий.

Кроме того, образование в современном обществе призвано охватить широкие массы населения. Идеал Просвещения существует, начиная с эпохи Нового времени, но только во второй половине ХХ века удалось ввести во всех развитых странах всеобщее среднее образование. Этому способствует как развитая инфраструктура образования (школы, институты, библиотеки, культурные центры, периодические издания), так и новые компьютерные технологии, которые проявляют «дружелюбное» отношение к пользователю, позволяют делать ошибки и исправлять их, выбирать различные уровни сложности обучающих программ, искать электронные тексты в Интернете.

Поскольку современное общество ориентированно на развитие знания, человек, желающий идти в ногу со временем, быть настоящим специалистом должен постоянно дополнять и пересматривать свои знания. Отсюда и основная задача современного образования – не только передавать знания, но и развивать способности к освоению нового. Как пишет Э. Тоффлер, «неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»[23]. Стиль жизни современного общества предполагает, что процесс образования не заканчивается вместе с получением документа об образовании.

Современное общество – общество новых технологий, которые интенсифицируют все процессы коммуникации, позволяют преодолевать пространство (общение по телефону, Интернету) и время (знакомство с культурами прошлого). Это общество парадоксальным образом упрощает и усложняет процесс получения знаний. Упрощает – поскольку для получения информации необходимо знать определенные алгоритмы ее поиска (в библиотечных каталогах, в Интернете). Усложняет, поскольку в процессе поиска информации индивид сталкивается с множеством трактовок одного и того же, с множеством интерпретаций, которые необходимо учесть или в свою очередь проинтерпретировать.

4. Идеалы образования в информационном обществе

Долгое время идеалом образования был «послушный ученик», т. е. ученик, студент, способный повторить слова учителя. В этом смысле образовательной моделью является модель субъект-объектных отношений, при которой учитель говорит, ученики – слушают, учитель знает, ученики – не знают, учеников должно быть видно, но не слышно. В данном случае образование предполагало некую авторитарность учителя. Инициатива учеников рассматривалась как провинность. Ситуация начала изменяться в современную информационную эпоху, эпоху, требующую, чтобы сам человек принимал решения, причем в максимально сжатые сроки. Принцип повторения здесь не всегда срабатывает, поскольку современный человек сталкивается с «неповторимыми», непредвиденными ситуациями, новизна которых не позволяет сослаться на готовый рецепт. В соответствии с этим постепенно меняется и модель образования, в которой на первый план выходит способность учеников самостоятельно мыслить, что означает – задавать вопросы, а не только слушать, оценивать знание с точки зрения важного и второстепенного, а не заучивать наизусть. Ученик – не только объект образовательного процесса, но и его субъект. Роль учителя заключается не только в передачи знаний, но и в поощрении развития критического мышления и воображения, т. е. тех мыслительных способностей, которые позволяют человеку выходить за границы существующего запаса знаний.

Идеалом открытого образования становится критическое мышление. Критическое мышлениемышление, отличающее существенное от несущественного, это мышление не безразличное, производящее отбор, фильтрацию информации. Критическое мышление – мышление, способное оценить данную конкретную ситуацию, идею адекватно, сообразуясь с нормами рациональности, логики, знания фактов. Критическое мышление – мышление, не принимающее на веру ту или иную информацию, а это становится незаменимой способностью в обществе, в котором информации – много, в котором один информационный блок перекрывает и противоречит другому. Критическое мышление позволяет не столько следовать потоку информации, сколько оперировать с ним, использовать в своих целях, создавать новые комбинации элементов, переводить абстрактные знания в плоскость решения проблем, а это становится ценным качеством в обществе, ориентированном на постоянные инновации, на новизну и оригинальность. Идеал критического мышления предполагает также способность разбираться в разнородной информации, привлекать данные из различных наук для принятия решений: «сочетать между собою данные до того не сочетавшиеся», способность «сочленять поля, которые традиционная организация знаний ревностно изолировала друг от друга»[24].    

Цель современного образования – подготовить рационального субъекта, умеющего формулировать цели и искать эффективные средства их достижения, научить индивида всем нюансам работы с информационными ресурсами, с поисковыми программами. С другой стороны, в современном обществе индивиду приходится не только «общаться» с машинами, базами данных, но и с людьми разных ценностных ориентаций, культур и субкультур. В этом смысле необходимо развивать не только инструментальную рациональность – мышление, способное находить средства для достижения определенной цели, результативное мышление, способное оперировать знанием о фактах, но и коммуникативную рациональность (Ю. Хабермас) – мышление, ориентированное на понимание другого человека, на достижение точек согласия. В рамках инструментальной рациональности индивид рассматривает знание с точки зрения его применимости, способности отвечать поставленным целям, служить средством для организации, преобразования тех или иных явлений, управления природными, социальными или техническими процессами. Человек с преобладанием инструментальной рациональности подходит к любой идее как пользователь, выбирающий наиболее оптимальный план действия, и отфильтровывающий практические идеи от абстрактных и далеких от жизни. В рамках коммуникативной рациональности знание не может рассматриваться вне его носителя, вне социально-культурного контекста. Коммуникативная рациональность – ориентация на обсуждение определенных идей с другими, предполагает гипотетическую установку сознания (желание обсуждать те или иные идеи, нормы, стандарты в качестве вероятных) и коммуникативное воображение (желание встать на точку зрения другого человека).

Современное образование не может не учитывать потребность общества как в инструментальной, так и в коммуникативной рациональности. Однако необходимость в инструментальной рациональности более очевидна. Инструментальность есть своего рода синоним функциональности и профессионализма, востребованного обществом и вознаграждаемого экономически. «Явно или неявно, но вопрос, задаваемый студентом, проходящим профессиональную подготовку, государством или учреждением высшего образования, это уже не вопрос «Верно ли это?», но «Чему это служит?». В контексте меркантилизации знания чаще всего этот последний вопрос означает «Можно ли это продать?». А в контексте повышения производительности – «Эффективно ли это?»[25]. Коммуникативная рациональность в свою очередь не столько влияет на профессиональную подготовку человека, сколько на стиль его поведения с другими, обсуждение спорных вопросов. Обучение коммуникативной рациональности – обучение не какой-то специальной дисциплине, но обучение в процессе обучения, обучение культуре научного дискурса: умению слушать другого, находить позитивное в высказываниях другого, говорить на понятном для других языке, проясняя при необходимости туманные формулировки.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.