Важнейшие функции морали в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства.

 

Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=t8RsCsFcba0&index=15&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB


 

Вопросы и задания к разделу «Духовная сфера жизни общества»


Задание 1

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред­ставленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Героический эпос,

анонимность произведений,

коллективность творческого процесса,

народная культура,

фольклорный коллектив.

Задание 2

Сопоставьте проявления духовной культуры их главные ценности.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) вера 2) справедливость 3) красота 4) добро 5) истина __ право __ искусство __ религия __ мораль __ наука

 

 



ПРАВО

1. Право в системе социальных норм

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Социальные нормы – правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Социальным нормам присущи следующие признаки:

– Являются общими правилами, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

– Возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей.

– Основным направлением их действия является регулирование общественных отношений.

– Возникают в процессе исторического развития общества.

– Носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и желания людей.

Социальные нормы бывают двух типов:

Писаные – формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством.

Неписаные – неформальные нормы и правила поведения, они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Норма права это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах.

Можно выделить следующие существенные признаки правовой нормы:

– Исходит от государства и является официальным выражением его воли.

– Представляет собой меру свободы поведения человека.

– Издается в конкретной форме.

– Охраняется силой государства.

– Представляет собой правило поведения общеобязательного характера.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

Структура нормы права

Гипотеза структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие (условия).

Диспозиция (основной элемент правовой нормы) – структурный элемент правовой нормы, который содержит правила поведения участников регулируемых отношений (действия).

Санкция структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции (реакция).

Норма права – это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. В общем под правом следует понимать совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Функции права:

Культурно-историческая – право соединяет в себе все духовные ценности и достижения общества, передает их из одного поколения в другое.

Воспитательная – право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов.

Социального контроля – право определяет меру возможного и должного поведения субъектов.

Регулятивная – право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений.

Охранительная – право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=xQYTQRyCo98

 

 

2. Система права. Законодательный процесс

Система праваэто внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй – правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) – отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. 

Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право – совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя;

2) административное право – совокупность правовых норм, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

3) гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

4) семейное право – отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно‑семейных отношений;

5) трудовое право – совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;

6) финансовое право – отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

7) уголовное право – совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;

8) земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) гражданско‑процессуальное право – совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений;

2) уголовно‑процессуальное право – совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.  В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.

Подотрасль праваэто совокупность родственных институтов какой‑либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе – между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву – гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.

Важное значение в системе права играет правотворческий процесс. Под правотворчеством понимают деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм. Основными функциями правотворчества являются:

1) обновление законодательства, издание новых нормативно‑правовых актов;

2) устранение (отмена) устаревших юридических норм;

3) восполнение пробелов в праве.

Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:

1) гласности, подразумевающей, что правотворческая деятельность должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме;

2) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве;

3) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества;

4) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований;

Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и правительство, президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации в Государственную Думу).

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство не менее 2 /3 от общего числа депутатов.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. Е. преодолеть вето.

5. Промульгация закона – опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Gg9V4cAx9Tc

 

3. Источники права

 

Тесная связь государства и права отражена в понятии источники (формы) права. Источники (формы) права это государственно‑официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно‑правовой акт.

Правовые обычаиэто устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам.

Судебный (административный) прецедентэто придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Законы и иные нормативно‑правовые акты регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.

Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.

Нормативные договоры это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).

Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно‑семейных споров.

Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно‑правовой акт (НПА). Нормативно‑правовой акт – это изданный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно‑властным характером и имеющий официально‑документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно‑правовой акт отличается рядом признаков:

1) содержит в себе общеобязательные правила поведения, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;

2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;

3) содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания;

4) издается только компетентными органами;

5) принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;

6) имеет официально‑документальную форму;

7) обладает определенной юридической силой.

В зависимости от юридической силы нормативно‑правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно‑правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. 

Признаками закона являются:

1. Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.

2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно‑правовых актов государства.

3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конституцией государства.

4. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы могут быть основными (конституции федерации и ее субъектов, федеральные конституционные законы в Российской Федерации) и обыкновенными (федеральные законы, уставы субъектов федерации, законы субъектов федерации).

 

 

Особым видом нормативно‑правовых актов являются подзаконные акты –  правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Действие нормативно‑правовых актов во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.

Нормативно‑правовой акт вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.

В Российской Федерации вступают в силу:

– законы о поправках к Конституции – со дня их опубликования;

– федеральные законы – через 10 дней после их опубликования;

– нормативные акты Президента РФ – по истечении 7 дней после опубликования;

– акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти – через 7 дней после их опубликования;

– иные акты Правительства – со дня их подписания;

– нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – через 10 дней после их опубликования.

Действие нормативно‑правовых актов прекращается:

1) в результате прямого указания государственного органа об отмене НПА (прямая отмена);

2) в связи с изданием нового НПА, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);

3) по истечении срока действия акта (самоотмена).

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=yNiYY3IilH0

 

4. Правоотношения

 

Люди вступают в многообразные общественные отношения (экономические, политические, моральные, духовные и т. д.), многие из которых регулируются нормами права. Правоотношения это отношения между людьми, урегулированные нормами права. Можно сказать, что нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений. Как разновидности общественных отношений правоотношениям присущи следующие признаки:

1. Правоотношение есть отношение общественное. Не может быть правового отношения между человеком и животным, человеком и вещью. Правоотношение может возникнуть только по поводу этих объектов.

2. Правоотношение возникает на основе норм права и регулируется ими.

3. Правоотношение представляет собой связь субъектов права взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают в соответствии с требованиями норм права.

4. Правоотношение имеет сознательно‑волевой характер. С одной стороны, оно возникает на основе норм права, в которых отражается воля государства. С другой стороны, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права.

5. Правоотношение представляет собой средство конкретизации правовых норм применительно к определенным лицам.

6. Правоотношение гарантируется государством и в необходимых случаях подкрепляется его принудительной силой.

Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства называются юридическими фактами. Юридический фактэто конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. С правообразующими юридическими фактами нормы права связывают возникновение правоотношений (трудовой договор о приеме на работу), с правоизменяющими – изменение правоотношений (перевод на другую работу в рамках одного предприятия), а с правопрекращающими – прекращение правоотношений (увольнение работника).

Кроме того, все юридические факты подразделяются на события и действия. Событияэто такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений (достижение какого‑либо возраста, стихийное бедствие). Действиями же называют жизненные обстоятельства, которые являются результатом сознательно‑волевого поведения субъектов правоотношений (заключение договоров). В свою очередь, действия делятся на правомерные, которые соответствуют предписаниям норм права, и неправомерные, которые нарушают требования правовых норм.

Всякое правоотношение имеет структуру (или состав), включающую три элемента: субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица. Физические лица – это отдельные граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Юридические лица – это организации, которые имеют в собственности имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Субъекты правоотношений обладают правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается смертью. Российским законодательством не предусматривается возможность лишения граждан правоспособности. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности.  Содержание и объем дееспособности зависят от возраста, состояния здоровья и законопослушности субъекта. Полная дееспособность физических лиц по российскому гражданскому законодательству наступает с 18 лет. Кроме того, полная гражданская дееспособность возникает и у лиц, вступивших в брак до 18 лет. Несовершеннолетний, достигший 16‑летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным органами опеки и попечительства (с согласия законных представителей подростка) или судом (при отсутствии такого согласия), если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Указанный порядок называется в гражданском законодательстве эмансипацией.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ограничена: они могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных представителей. Без их одобрения несовершеннолетние могут распоряжаться собственным заработком, стипендией и другими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения.

Трудовая дееспособность возникает с 15 лет, однако российское законодательство о труде допускает возможность приема на работу учащихся образовательных учреждений с 14 лет для выполнения легкого труда в свободное от учебы время с согласия одного родителя.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения (получение подарков), самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными их законными представителями.

Деликтоспособность представляет собой способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение (деликт). Фактически деликтоспособность представляет собой дееспособность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Деликтоспособность также зависит от возраста субъекта.

Вторым элементом состава правоотношений является его объект. Объектом правоотношения называют те материальные, духовные и иные социальные блага, и ценности, по поводу которых возникло правоотношение.

Содержание правоотношения образуют субъективные юридические права и юридические обязанности участников правоотношения. Субъективное юридическое право представляет собой меру возможного поведения лица, обеспеченную исполнением юридических обязанностей другими лицами и гарантируемую государством. Под юридической обязанностью понимается мера должного поведения лица, соответствующая нормам права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=rooKBXI7QNY

https://www.youtube.com/watch?v=GKMNGdwjPVw

 

 

5. Правонарушение

Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором – о правонарушении. Правомерное поведениеэто законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правонарушение же представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 358.