ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Культура и духовная жизнь общества

 

Культура в широком смысле – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.

Культура в узком смыслепроцесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

 

 

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

 

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право. Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=tcBA_k6CrlE

https://www.youtube.com/watch?v=Aee9OsmS2lc&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB&index=10

 

 

2. Формы и разновидности культуры.

 

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

 

 


Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. Sub – под) и контркультуру (от лат. Contra – против).

 

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=Aee9OsmS2lc&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB&index=10

3. Искусство, его формы и основные направления.

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Форма бытия искусства художественное произведение.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов , каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой : является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта. Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций.

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=bD4LKHHpakQ&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB&index=14

 

 

4. Наука

 

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

 

 

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

 

 

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

 

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=aei3rdgopgo&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB&index=11

 

 

5. Образование

 

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

 

 

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

 

 

Уровни образования

 

 

Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=l2w1nCqvfmA&index=12&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB

6. Религия

 

Религия – это вера в сверхъестественное (в Бога). Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога).

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Культ – это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.

 

 

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

 

 

В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

 

 

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение. Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире, эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитичность, носят меж– и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

 

 

Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=WOjEymIKr2o&index=13&list=PL1vJNklcCwX0pDWugLMYMkT9VIeE5wcmB

 

 

7. Мораль

 

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 480.