При проработке темы студент должен изучить круг проблем, связанных с измерением, уяснить потребность в измерениях и роль измерений в теории познания.
Следует ознакомиться с объектами измерений, обратить особое внимание на измеряемые физические величины, на их качественную и количественную характеристики, научиться применять теорию размерностей.
Студент должен знать совокупность единиц измерения основных и производных величин, правила конструирования систем единиц.
Вопросы для самопроверки
1 Приведите определения физической величины.
2 Что является объектами измерений?
3 Назовите основные правила для определения размерностей про-
изводных величин?
4 Дайте обозначение размерностей основных физических величин.
5 Что является количественной характеристикой измеряемой ве-
личины?
6 Какие типы шкал принято различать в теории измерений?
7 Назовите общие правила конструирования систем единиц.
8 Назовите основные единицы Международной системы единиц.
9 Как образуются десятичные кратные и дольные единицы?
Тема 2. Разновидности и средства измерений
По данной теме необходимо ознакомиться с классификацией измерений по способу получения числового значения и по области измерений. Дать характеристику методов и средств измерений и ознакомиться с их метрологической аттестацией. Подробно изучить все вопросы нормирования метрологических характеристик средств измерений. Уметь определять класс точности по типам средств измерения, обеспечивающих правильность показаний.
Следует ознакомиться с метрологической надёжностью, калибровкой и поверкой средств измерений.
Вопросы для самопроверки
1 Что такое измерение?
2 По каким принципам классифицируют измерения?
3 Чем отличаются прямые измерения от косвенных?
4 Какое измерение понимают под «контролем»?
5 Чем отличается активный контроль от пассивного?
6 Для каких целей осуществляется классификация видов изме-
рений по областям измерений?
7 Что является методом измерений?
8 Назовите важнейшие методы измерений.
9 Приведите определение средств измерений.
10 Назовите виды и основные характеристики средств измере-
ний.
11 Приведите определение метрологической характеристики
средств измерений.
12 Приведите классификацию погрешностей средств измерений.
13 Что называется классом точности средств измерений?
14Приведите определение метрологической аттестации, объясни-
те для чего она предназначена?
15Что такое поверка средств измерений, кем она осуществляется?
16 Назовите метрологическую надёжность средств измерений.
Тема 3. Основы теории измерений
Приступая к изучению темы необходимо ознакомиться с основным постулатом метрологии, который легко поддаётся проверке и остаётся справедливым в любых областях и видах измерений и на котором основана вся метрология.
Студент должен знать свойства законов распределения вероятности, являющихся моделями эмпирических законов распределения, получаемых из экспериментальных данных методами математической статистики. Уделить особое внимание на факторы (погрешности) влияющие на результаты измерений и изучить способы их устранения до начала и в процессе измерения. Уметь правильно вносить поправки в показания средств измерений, когда не удаётся исключить или скомпенсировать влияющие факторы.
Следует ознакомиться с однократными и многократными измерениями, с необходимыми условиями и общей последовательностью их проведения. Иметь представления об обработке результатов нескольких серий измерений, неравноточных измерений, осуществить проверку однородности серий.
По данной теме для самоконтроля знаний необходимо ответить на следующие вопросы
1 Назовите основной постулат метрологии.
2 В каком случае можно использовать результаты измерений?
3 Что является погрешностью результата измерения?
4 Приведите классификацию погрешностей результатов измере-
ний?
5 Чем отличается случайная погрешность от систематической?
6 Каким способом можно исключить факторы, влияющие на
результаты измерения?
7 Какие факторы оказывают влияние на результаты измерения?
8 Что такое поправка результатов измерения?
9 В каком случае в показания средств измерений вносится по
правка?
10 Назовите известные вам виды поправок и способы их внесения?
11 Дайте характеристику прямым однократным измерениям.
12 В каких случаях проводятся многократные измерения?
13 Назовите общую последовательность выполнения многократных
измерений.
14 Какие результаты измерений являются неравноточными?
15 Какова общая последовательность обработки результатов
неравноточных измерений?
Тема 4. Обеспечение единства и достоверности измерения
При проработке темы студент должен ознакомиться с обеспечением единства измерений в стране, для этого изучить ГОСТ 8.417 81, где содержится информация об основных единицах СИ и их размерах.
Следует ознакомиться с эталоном – высшим звеном в метрологической цепи передачи размеров единиц измерений и схемой классификации эталонов. Знать способы воспроизведения основных физических величин.
Необходимо изучить систему передачи информации о размерах единиц от эталонов средствам измерений, знать различие и классификацию поверочных схем.
Вопросы для самопроверки
Дата: 2019-02-25, просмотров: 267.