3.1 Правила сертификации
В качестве органа по сертификации (ОС) или испытательных лабораторий (ИЛ) допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями сертифицированной ими продукции), при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации.
Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.
Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель в праве провести сертификации в любом из них.
Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном Реестре.
Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС. ИЛ, утверждённых системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, Аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.
Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.
При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Госстандарт России, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.
Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.
3.2 Схемы сертификации продукции
Схема сертификации – определённая совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (таблица 2).
Таблица 2- Схемы сертификации
Номер схемы | Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия | Проверка производства (системы качества) | Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
1 | Испытания типа | - | - |
1а | Испытания типа | Анализ состояния производства | - |
2 | Испытания типа | - | Испытания образцов, взятых у продавца |
2а | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства |
3 | Испытания типа | - | Испытание образцов, взятых у изготовителя |
3а | Испытание типа | Анализ состояния производства | Испытание образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства |
4 | Испытание типа | - | Испытания образцов, взятых у продавца. Испытание образцов, взятых у изготовителя |
4а | Испытание типа | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца. Испытание образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства |
Продолжение таблицы 2
Номер схемы | Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия | Проверка производства (системы качества) | Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
5 | Испытания типа | Сертификация производства или сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов взятых у продавца и (или) у изготовителя |
6 | Рассмотрение декларации соответствии (с прилагаемыми документами) | Сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества |
7 | Испытание партии | - | - |
8 | Испытание каждого образца | - | - |
9 | Рассмотрение декларации о соответствии(с прилагаемыми документами) | - | - |
9а | Рассмотрение декларации о соответствии(с прилагаемыми документами) | Анализ состояния производства | - |
10 | Рассмотрение декларации о соответствии(с прилагаемыми документами) | Испытание образцов, взятых у изготовителя и у продавца |
Продолжение таблицы 2
Номер схемы | Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия | Проверка производства (системы качества) | Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
10а | Рассмотрение декларации о соответствии(с прилагаемыми документами) | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Анализ состояния производства |
Из таблицы видно, что в качестве способов доказывания используют: 1) испытание, 2) проверку производства, 3) инспекционный контроль, 4) рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).
Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определённого номера.
В схемах 1-5 производится испытание типа, т.е. одного или нескольких образцов, являющихся её типовыми представителями. Испытание в схеме 7 - это уже контроль качества партии путём испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии путём испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции. Таким образом, жёсткость испытаний, а значит, надёжность и стоимость испытаний возрастают по направлению 1-7-8.
Второй способ доказательства - проверка производства применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Для оценки производства скоропортящейся продукции этот способ доказательства является главным (схема 6), так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.
Проверка производства проходит также с различным уровнем жёсткости. При проверке в форме «анализ состояния производства» (схемы 1а, 2а, 4а, 9а, 10а) проверяется два элемента качества. Предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001 – 96. В схеме 5, предусматривающей сертификацию производства, проверяются 10 элементов качества. При сертификации системы качества (схемы 5,6) проверяются 20 элементов, причём проверку производства имеют право проводить эксперты, аккредитованные в области проверки систем качества.
Таким образом, жёсткость проверки производства, а значит, надёжность проверки стабильности качества будет наиболее высокой при сертификации системы качества.
Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата. Он может проводится в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства). В последнем случае порядок ИК регламентирован ГОСТ Р 40.005, касающимся сертифицированных систем качества (производства).
Рассмотрение декларации о соответствии (рисунок 1) - это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Этот способ введён недавно и заимствован из практики сертификации в ЕС. Он заключается в том, что руководитель предприятия представляет в ОС заявление-декларацию, прилагая к последнему протоколы испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества продукции.
Схемы 1-6 и 9а-10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7,8,9 – при сертификации выпущенной партии или единичного экземпляра. Схему 1 рекомендуется использовать при ограниченном объёме реализации и выпуска продукции. Как видно, вышеуказанные рекомендации даны, исходя из такого критерия, как объём производства продукции. Другой критерий - требования к качеству. Так, схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять (вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 9 и 10), если у ОС нет информации о возможности изготовителя данной продукции обеспечить стабильность её характеристик, подтверждённых испытаниями. Схема 5 является наиболее жёсткой. Её применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции (потенциально опасные изделия техники, продукция на экспорт).
Схемы 3а, 4а, и 5 используют также при проведении работ по добровольной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов.
Схемы 9-10а введены недавно. С введением подобных схем российская система сертификации ещё больше приблизилась к европейской системе качества. Если полученные вне сертификации документы прямо или косвенно подтверждают соответствие продукции установленным требованиям, то ОС может выдать поставщику сертификат соответствия на основании этих документов и декларации о соответствии.
Безусловно, важным критерием выбора схемы является специфика продукции.
Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции. Конкретную схему определяет ОС или заявитель.
При наличии у изготовителя сертификата на систему качества ему достаточно представить на конкретную продукцию декларацию о соответствии (рисунок 1).
3.3 Порядок проведения сертификации продукции
Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- отбор, идентификация образцов и их испытания;
- проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);
- анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
- выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.
Рассмотрим содержание каждого этапа.
1.Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий ОС. При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.
ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСВИИ
____________________________________________________________
наименование организации-изготовителя, продавца (далее заявителя)
____________________________________________________________
код ОКПО или номер регистрационного документа индивидуального предпринимателя
____________________________________________________________
Юридический адрес__________________________________________
____________________________________________________________
Телефон_____________ Факс_____________ Телекс_______________
в лице______________________________________________________
фамилия, имя, отчество организации (продавца)
____________________________________________________________
заявляет, что продукция_______________________________________
____________________________________________________________
тип, марка, КОД ОК 005 (ОКП) и (или) ТИ ВЭД СНГ
выпускаемая по______________________________________________
наименование и обозначение
____________________________________________________________
документация изготовителя (стандарт, ТУ, КД, образец-эталон)
____________________________________________________________
серийный выпуск, или партия определённого размера, или единица продукции
соответствует требованиям____________________________________
наименование и обозначение
____________________________________________________________
нормативного документа, номера пунктов
Дополнительные сведения_____________________________________
документа подтверждающие соответствие продукции
____________________________________________________________
требованиям нормативных документов
Руководитель организации_____________ ______________________
подпись инициалы фамилия
М. П, Дата
Рисунок 1 – Форма декларации о соответствии (как способа доказа-
тельства соответствия в отдельных схемах сертификации).
Напомним, что заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представляющее продукцию на сертификацию, признающие правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на её проведение.
При обязательной сертификации по схеме с использованием декларации о соответствии заявитель подаёт в ОС вместе с заявкой и декларацию о соответствии.
2.ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам её предложил); перечень необходимых документов, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель.
В соответствии с «Положением о системе сертификации ГОСТ Р» к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ (по товарам – в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»).
3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации.
Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.
Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС. Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течении срока действия сертификата.
4.В зависимости от схемы сертификации могут производится анализ состояния производства (схемы 2а, 4а, 9а, 10а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6).
5.ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдаётся, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.
Поскольку проверка подлинности и правильности заполнения сертификата является одной из форм входного контроля качества продукции, поступающей в организации сферы услуг (магазины, предприятия общепита и пр.), то коммерческие работники должны знать требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения (рисунок 2).
При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции ОС должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ и услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).
Срок действия сертификата устанавливает ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок не более срока годности продукции.
Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при её поставке, продаже в течение срока службы.
В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (Руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и др.), а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведённой сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р ГОССТАНДАРТ РОССИИ |
СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСВИЯ (1) № (2) Срок действия с по |
(3) ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ (4) ПРОДУКЦИЯ (6) СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ (5) НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (8) ИЗГОТОВИТЕЛЬ (7) (9) СЕРТИФИКАТ ВЫДАН (10) НА ОСНОВАНИИ (11) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Руководитель органа _______________ ________________ подпись инициалы, фамилия М.П. _______________ ________________ Эксперт подпись инициалы, фамилия |
код ОК 005(ОКП): |
код ТН ВЭД СНГ: |
Рисунок 2 – Форма сертификата соответствия при обязательной сертификации продукции |
Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиатуру названия стандарта – Р [оссийский] СТ [андарт] . Он указывает на национальную принадлежность знака соответствия.
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Изготовителю (продавцу) право маркирования знаком соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой ОС. В лицензии устанавливается обязательство изготовителя (продавца) обеспечить соответствие всей продукции, маркированной знаком соответствия, стандартам и испытанному образцу.
Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару при невозможности нанесения его непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ).
Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля, как это уже указывалось выше, - подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям.
Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также надзорных органов.
Результаты ИК оформляют актом. По результатам ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям НД. ИК осуществляют, как правило, ОС, проводящие сертификацию данной продукции.
4 Особенности сертификации работ и услуг
4.1 Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и порядок их
сертификации
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 1997 г. № 1013 в Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены следующие группы бытовых услуг:
- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной
аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- химическая чистка и крашение;
-транспортные услуги (услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом);
-жилищно-коммунальные услуги (услуги гостиниц и прочих мест
проживания);
- туристские и экскурсионные услуги;
- услуги парикмахерских;
- услуги торговли и общественного питания.
В Номенклатуру продукции и услуг, введённую с 1 октября 1998г., вошли те виды услуг (в рамках перечисленных выше групп услуг), по которым имеются утверждённые системы сертификации.
По состоянию на 1 июля 1999г., в стадии разработки находились системы сертификации услуг розничной торговли и услуг парикмахерских.
Вне сферы обязанностей сертификации остаются из-за отсутствия её нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.
Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утверждённых преимущественно постановлениями Правительства РФ, например: Правила оказания услуг общественного питания, основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Правила продажи отдельных видов товаров.
Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие решения по заявке;
- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
- принятие решения о возможности выдачи сертификата;
- выдача сертификата и лицензии на применение знака
соответствия;
- инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.
4.2 Схема сертификации работ и услуг
При сертификации работ и услуг используют семь схем (таблица3), тогда как по продукции – 10 основных и 6 дополнительных схем.
Таблица 3 – Схемы сертификации работ и услуг
Номер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
1 | Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 | Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 | Анализ состояния производства | Проверка результатов работ и услуг | Контроль состояния производства |
4 | Оценка организации (предприятия) | Проверка результатов работ и услуг | Контроль соответствия установленным требованиям |
5 | Оценка системы качества | Проверка результатов работ и услуг | Контроль системы качества |
6 | - | Рассмотрение декларации о соответствии | Контроль качества выполнения работ, оказания |
7 | Оценка системы качества | Рассмотрение декларации о соответствии | Контроль системы качества |
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, экскурсовода, педагога, парикмахера, массажистки и т.д.). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу - требования к обслуживающему персоналу.
По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:
- полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);
- метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;
- безопасность и стабильность процесса;
- профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;
- безопасность реализуемых товаров.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс выполнения работ оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определённой категории (звездность гостиницы, разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид стандарта на услугу - классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.
Схемы 6 и 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающие соответствие работ и услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схеме 9и 10, руководитель предприятия (или индивидуальный предприниматель) заявляет, что объект обязательной сертификации соответствует установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
При добровольной сертификации применяют схемы 1-5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают декларацию о соответствии, при добровольной сертификации не применяют.
Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идёт о результатах социологических обследований, экспертных оценках, протоколах испытаний продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.
При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы. Например, для оценки качества обслуживания в магазине, предприятии общественного питания проводится опрос посетителей. В ремонтных предприятиях с помощью книг заказов, содержащих фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания. Экспертные методы необходимы в тех случаях, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг не возможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий в предприятиях общепита; оценка качества причёсок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования.
Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата) широко используются инструментальные методы.
Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг – в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (допустим услуг розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.
В существующих стандартах на услуги отсутствует универсальный подход к группировке требований к услугам. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием стандартизованной номенклатуры показателей качества услуг (в целом), с другой – неоднородностью услуг по содержанию.
Разработан и утверждён ГОСТ Р 50764 – 95 «Услуги общественного питания. Общие требования», который устанавливает классификацию услуг общественного питания, общие требование к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.