В конце второго тысячелетия Россия объективно стала страной, притягиваю-щей интересы целого ряда государств как сопредельных, так и дальнего зарубежья, стремящихся проводить в отношении ее политику экспансии в различных формах и проявлениях.
В связи с кардинальным изменением расстановки и соотношения сил в мире существенно меняется характер угроз и оборонных задач для России. В этом вопросе
у различных политических и других деятелей существует большой разброс мнений. В принципе вопрос о наличии или отсутствии угроз для того или иного государства за-висит от того, как оно относится к своему суверенитету.
Если государство не имеет значительных природных ресурсов и по своим эконо-мическим и демографическим возможностям неспособно отстаивать свои интересы и легко идет на удовлетворение требований других стран, то угрожать ему никто не будет.
Если государство обладает необходимым экономическим, оборонным и демо-графическим потенциалом и значительными природными ресурсами, то оно способно
125
отстаивать свои интересы, которые могут вступать в противоречие с интересами дру-гих стран и приводить к возникновению военных угроз.
Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, являющихся или способных стать в среднесрочной перспективе мировыми Центрами силы, обладающими ядерным оружием.
В то же время оценка военно-стратегической обстановки в мире показывает, что страны, обладающие стратегическими ядерными вооружениями, стремятся к снижению глобальной военной опасности. Складывающиеся отношения России с США, Китаем, Францией и Великобританией позволяют сделать вывод об уменьше-нии взаимной глобальной военной опасности на данном этапе и минимальной угрозе развязывания ядерной войны.
Однако эти государства обладают преимуществом в обычных средствах пора-жения, а это чревато, в конечном итоге, возможностью втягивания России в войну с применением таких средств.
Анализ современной военно-политической обстановки в мире показывает, что для России по-прежнему будут существовать источники региональной военной опас-ности, вероятность перерастания которых в военную угрозу будет велика. В первую очередь это относится к Европе. НАТО становится господствующей военной силой в этом регионе, на его долю приходится половина всех обычных вооружений на конти-ненте, что позволяет иметь в три раза больше наземных вооружений и в два раза больше самолетов и вертолетов, чем России.
Такая же обстановка складывается и на Дальнем Востоке, где не только сум-марная военная мощь США и Японии становится многократно больше, чем у России, но и индивидуальная военная мощь каждого государства сопоставима с возможно-стями России в регионе.
Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливаю-щиеся территориальные и конфессиональные противоречия.
По отношению к глобальной и региональной локальная военная опасность име-ет более подвижный характер и менее короткий процесс по времени перехода к непо-средственной военной угрозе или вооруженному конфликту. Эта опасность практиче-ски существует по всему периметру границ России. Питательной средой для нее слу-жат существующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты.
Исходя из военных угроз, опасностей, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных военно-политических целей агрессора, военные конфликты начала XXI века будут характе-ризоваться как:
приграничные вооруженные конфликты, где агрессором будут преследоваться цели: прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, террористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам исключитель-ной экономической зоны России. Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы;
126
локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации терри-ториальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепаратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее отдельных регионов, а также вытес-нение российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах. Локальная война может вестись группировками войск (сил), разверну-тыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополни-тельных сил и средств и проведения частичного стратегического развертывания во-оруженных сил. При определенных условиях локальные войны могут перерасти в ре-гиональную или крупномасштабную войну;
региональные войны - это войны более крупного масштаба, которые будут про-водиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на ТВД, захвата значительной части территории, ослабления военно-политического руководства государства и со-действия территориальному распаду РФ, ослабления международных позиций Рос-сии, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных от-ношений. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание во-оруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерно-го оружия.
Крупномасштабная (мировая) война, где государство-агрессор или коалиция государств будут преследовать цели военного и экономического разгрома РФ и/или ее союзников, расчленения и ликвидации России как государства - субъекта между-народных отношений. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся матери-альных ресурсов и духовных сил страны.
Для каждого из этих конфликтов будет присущ свой отличный по времени угрожаемый период, менее продолжительный для вооруженных конфликтов и более - для крупномасштабной войны.
Стратегический характер военных конфликтов будет определяться возможно-стями участвующих в них государств, военно-политическими целями и поставленны-ми стратегическими задачами по их достижению.
В этих условиях становится очевидной необходимость поддержания всех эле-ментов военной организации государства и в том числе гражданской обороны в высо-кой боевой и мобилизационной готовности.
Каковы же последствия воздействия потенциального противника по объектам экономики и инфраструктуры Российской Федерации?
В вооруженных конфликтах и локальных войнах противник, стремясь достичь своих частных целей, будет стремиться не допускать эскалации конфликта и возмож-но ограничиться поражением объектов в районе конфликта или на близлежащих тер-риториях с целью не допустить подход наших резервов.
Более подробно рассмотрим характер воздействия противника в самой опасной для нас крупномасштабной войне.
Последствия воздействия по объектам экономики и инфраструктуры Россий-ской Федерации будут определяться средствами поражения потенциального против-ника. А он обладает мощным арсеналом самых современных высокоэффективных средств поражения, многие из которых могут поражать объекты на территории Рос-сийской Федерации не только в тактической, но и в оперативной, и даже стратегиче-ской глубине на удалении до нескольких тысяч километров от районов ведения бое-
127
вых действий войсками. Хотя необходимо признать, что на сегодняшний день вся территория России фактически «простреливается» на всю глубину с севера на юг и с запада на восток.
Такими средствами поражения являются ракеты всех типов (баллистические, крылатые) наземного, морского и воздушного базирования и авиабомбы, доставляе-мые в районы их пуска (сброса) различными носителями (стратегические бомбарди-ровщики, тактическая авиация, корабли и подводные лодки).
Данные средства способны с высокой эффективностью поражать самые раз-личные объекты (цели) военного и гражданского характера.
По расчетам на Европейской части Российской Федерации ударам высокоточ-ным оружием может быть подвержено значительное количество многоэлементных объектов, в том числе атомной промышленности и энергетики, узлы транспортных коммуникаций, крупные административно-политические центры, предприятия и ком-плексы ведущих отраслей промышленности.
Только в течение первой воздушно-наступательной операции продолжительно-стью до 7 суток стратегические бомбардировщики могут нанести в Европейской зоне порядка 5 тыс. ударов высокоточным оружием.
Значительным ударным потенциалом обладают и крылатые ракеты воздушного и морского базирования для ударов по площадным хорошо защищенным средствами ПВО целям. Тактическая (истребители-бомбардировщики, штурмовики) и авианосная (палубная) авиация становятся одним из эффективных средств нападения. В боевом составе ВВС и ВМС США и их союзников в мирное время насчитывается около 7 тыс. ударных самолетов, размещенных на всех важных театрах военных действий и способных в одном вылете донести к целям свыше 80 тыс. управляемых авиационных бомб и ракет.
По опыту применения авиации НАТО против Югославии удары по объектам гражданской инфраструктуры могут быть нанесены уже в первые двое суток воздуш-но-наступательной операции.
Вывод из строя важных объектов экономики будет осуществляться, наиболее вероятно, не сплошным поражением их по площади, а уничтожением (сильным раз-рушением) наиболее важных (критических) элементов, размеры которых в десятки и сотни раз меньше площади самих предприятий.
При этом будут широко применяться диверсионно-десантные (разведыватель-ные) группы и отряды. Многие из объектов экономики являются потенциально опас-ными с точки зрения воздействия вторичных факторов поражения — это взрыво-, пожаро-, радиационно-, ядерно-, химически опасные объекты, а также различные гидросооружения с водохранилищами, которые в результате разрушения являются дополнительным источником поражения всего окружающего, причем порой в боль-ших масштабах, чем от прямого воздействия средств поражения (особенно на людей).
Исходя из боевых возможностей авиации вероятного противника, возможной продолжительности воздушно-наступательной операции (воздушной кампании), до-пустимого боевого напряжения, а также важнейших ТТХ боеприпасов, доставляемых к объектам поражения, потенциальных возможностей нашей системы ПВО, можно спрогнозировать боевые возможности вероятного противника по поражению объек-тов экономики и инфраструктуры России на начальном этапе (в ходе первой страте-гической наступательной операции противника) обычной войны, суть которых может заключаться в следующем:
128
1. Для нанесения ударов по важнейшим административно-политическим цен-трам и объектам экономики в ходе первой воздушной наступательной операции про-тивник может спланировать несколько тысяч ударов, что приведет:
к поражению различной степени нескольких тысяч объектов экономики и ин-фраструктуры;
к значительным разрушениям городов на территории всех регионов.
2. Вероятнее всего по малоразмерным (одиночным) объектам, независимо от их
защищенности, противник будет применять управляемые авиационные ракеты типа AGM-65 «Maverick» различных модификаций и управляемые авиационные бомбы типа «Walleye» Мк.2 и GBU различных модификаций.
По площадным, в основном малозащищенным объектам (практически все цеха на различных предприятиях, взлетно-посадочные полосы аэродромов, технологиче-ские установки на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах, реакторные отделения АЭС и др.) противник, вероятнее всего, будет применять отдельные типы
бомб, управляемые авиационные ракеты, неуправляемые боеприпасы фугасного и осколочно-фугасного (иногда бетонобойного, полубетонобойного. кумулятивного) действия и авиационные кассеты (типа LAD, AGM-130B), поражающие элементы ко-торых могут поразить объекты на площади от 1300 до 2800 м2 (с радиусами пораже-
ния 20 - 30 м).
3. Самое мощное воздействие следует ожидать по регионам Европейской части Российской Федерации (Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому
и Уральскому).
В целом для регионов, попадающих в зону военных действий, обстановка будет достаточно сложной и будет характеризоваться следующими негативными послед-ствиями:
нарушением управления с использованием общегосударственных средств связи; нарушением железнодорожной сети на отдельных участках и частичными по-
терями подвижного состава; изоляцией региона от поставщиков газа и нефти;
затруднением движения по крупным автомагистралям; дезорганизацией пере-возок водным транспортом; нарушением движения на воздушном транспорте;
потерями производства объектов электроэнергетики в регионе; дезорганизацией межсистемных связей энергосистем регионов и прекращением снабжения потребителей.
Для возможных сценариев вооруженных конфликтов и войн имеются как об-щие, так и специфические характерные черты, и особенности.
Отметим, что с каждым новым конфликтом расширяется круг задач, возлагае-мых, например, на КР воздушного и морского базирования. Интенсивность их ис-пользования постоянно возрастала по мере того, как выявлялись их преимущества пе-ред другими видами оружия. В ходе первых четырех дней операции «Буря в пустыне» на КР пришлось только 16 % ударов. Но уже через два месяца - 55 %. В период про-ведения операции «Лис пустыни» (1998) КР было нанесено около 72 % всех ударов (более 370 КР). И если в ходе «Бури в пустыне» за 43 дня воздушной кампании по противнику выпустили 282 КР «BGM-109 Tomahawk», то в операции «Свобода Ира-ка» - уже около 700 в течение 15 суток.
Кроме того, в ходе военных конфликтов будут применяться ранее не известные формы и способы ведения операций и боевых действий, а сама вооруженная борьба
129
будет вестись во всех сферах - на суше, в воздухе-космосе и на море при возрастаю-щей роли средств воздушно-космического нападения.
При этом особое внимание ВС США уделяется поражению объектов экономи-ки и инфраструктуры. Наличие высокоэффективных боеприпасов на средствах воз-душного нападения противника при условии 10-30 % выделения ресурса средств по-ражения для нанесения ударов по важнейшим административно-политическим цен-трам и объектам экономики в ходе первой воздушной наступательной операции поз-волит противнику спланировать по ним от 17 до 24 тыс. ударов.
Такое интенсивное (и по количеству, и по времени) воздействие современных средств поражения по большинству важнейших объектов экономики вызовет не толь-ко их массовое разрушение и нарушение функционирования, но и сильное воздей-ствие не только первичных, но и особенно вторичных факторов поражения, вызван-ных нарушением состояния опасных объектов (химических, радиационных, ядерных и др.), гидросооружений (плотин ГЭС и водохранилищ), что приведет к массовому поражению людей и животных на больших территориях и многим другим негатив-ным последствиям, если своевременно не будут предприняты меры защиты.
Таким образом, человечество переходит к войнам и вооруженным конфликтам функционально-структурного, избирательного воздействия.
Главное в таких войнах и конфликтах - создание в противоборствующей стране (как правило, до начала военных действий) внутриполитического и экономического хаоса («слом национальной воли») мерами информационно-психологического и ино-го воздействия, а также вывод из строя в самом начале военного конфликта систем и объектов, определяющих возможность государства и его силовых структур нормаль-но функционировать (систем государственного и военного управления, важнейших объектов энергетики, финансов, жизнеобеспечения, стратегических и др.). Тем самым можно будет в самом начале военных действий поставить противника на грань неот-вратимого военного поражения.
Разгрому систем государственного и военного управления, а также мерам ин-формационно-психологического, информационно-технического и силового воздей-ствия на государство в целом, проводимым в рамках информационного противобор-ства, отводится решающая роль.
После дезинтеграции СССР военные конфликты, угрожающие безопасности России, имеют место и возможны в дальнейшем преимущественно на южных направ-лениях вследствие нестабильности процесса государственного строительства во вновь образованных странах, неразрешенных территориальных, национально-этнических, конфессиональных и других противоречий между ними и внутри них, перераспреде-ления сфер влияния между традиционными и вновь образующимися центрами силы.
Не устранена полностью и опасность эскалации таких конфликтов с вовлечени-ем в них России и государств-членов НАТО. При худшем варианте развития сценария - на разных полюсах конфликта. Конечно, эта ситуация относится к разряду гипоте-тических, но исключать ее полностью было бы ошибочным, что подтверждается во-енно-политическими событиями на протяжении всей истории России.
Следует полагать, что в данной гипотетической конфликтной ситуации поли-тические цели со стороны США и НАТО в отношении России будут ограниченными, учитывая фактор российского ядерного потенциала и прекрасную историческую па-мять западных политиков. Содержание и направленность политических целей будут определяться национальными интересами государства-лидера и других стран воз-
130
главляемой им коалиции. Как известно, сущность последних состоит в том, чтобы, во-первых, на пространстве бывшего СССР вновь не возникла структура, способная соперничать с США и другими государствами НАТО, во-вторых, чтобы на этом про-странстве поддерживалась относительная стабильность и, в-третьих, чтобы гаранти-ровалась неприкосновенность собственности западных инвесторов и обеспечивалась возможность беспрепятственного доступа к дешевым природным ресурсам России. Вероятность выдвижения подобных целей подтверждается и анализом доктриналь-ных установок этих государств.
Открыто целевые установки могут декларироваться как направленные на под-держание мира на территории «бывшего СССР», или в защиту «прав человека», или развитие демократии и, по формальным правовым основаниям, могут быть поддер-жаны мировым сообществом, за небольшим исключением.
Главное содержание стратегических целей противоборствующей с Россией стороны в подобной «миротворческой операции» может заключаться в подрыве воен-но-экономического потенциала России и в ограничении ее геополитического про-странства и сферы влияния.
Способы реализации названных выше политических и стратегических целей со стороны западных стран могут быть различными. В условиях политической конфрон-тации они могут достигаться путем поддержания, в том числе через третьи страны, имеющихся и провоцирования новых военных конфликтов по периметру границ Рос-сийской Федерации и союзных ей государств СНГ. Это проверенный длительной практикой межгосударственных отношений и оправдавший себя способ. Но пока еще рано окончательно исключать прямое вооруженное вмешательство, в первую очередь, с использованием военно-воздушных и военно-морских сил. Очевидно, обеспечение именно таких возможностей и преследуется путем создания соответствующего плацдарма в процессе расширения НАТО на Восток.
С учетом геополитического положения России, вооруженной борьбе в том или ином регионе (стратегическом районе) могут быть присущи не только приведенные выше общие черты вооруженной борьбы с «высокотехнологичными армиями», но и свои особенности, обусловленные составом и состоянием противостоящего против-ника, развитием инфраструктуры, физико-географическими и климатическими усло-виями, а также рядом других факторов.
В сложившихся неблагоприятных условиях Россия не может игнорировать по-давляющего превосходства потенциального противника (даже совместно с ее союз-никами по СНГ) по всем параметрам военного потенциала. Поэтому вынудить более сильного противника к прекращению агрессии на приемлемых для нее условиях представляется возможным лишь за счет понижения порога применения ядерного оружия. Такова логика сдерживания.
Альтернативой этому может быть и другой способ ведения войны: растягива-ние вооруженной борьбы в пространстве и во времени и максимальное использование этого фактора для нанесения военного поражения или больших потерь агрессору ак-тивными маневренными действиями войск и сил. Одновременно в тыловых районах противника, на его территории может быть развернута «партизанско-диверсионная война» специально подготовленными для этих целей мобильными силами «специаль-ных операций».
Подобная стратегия, в сочетании с умелым использованием политико-дипломатических, международно-правовых, информационно-психологических, эко-
131
номических и других средств, фактора ядерного сдерживания, наконец, может выну-дить избегающего затяжного военного конфликта, чувствительного к людским и ма-териальным потерям и мнению мирового сообщества противника пойти на перегово-ры и заключить мир на взаимоприемлемых условиях.
В отличие от локальных и региональных войн, характерными отличительными чертами внутренних и приграничных вооруженных конфликтов, равно как контртер-рористических операций и операций по принуждению к миру, могут быть: ограни-ченность поставленных целей, участие в вооруженной борьбе как регулярных войск, так и иррегулярных формирований, тактический или оперативный масштаб военных действий, избирательное поражение военных объектов при ограниченном примене-нии сухопутных войск, но при самом широком применении сил специального назна-чения (специальных операций) во взаимодействии с пограничными, внутренними войсками и милицией (полицейскими силами). В подобных конфликтах не исключена угроза применения террористами в ограниченном количестве оружия массового по-ражения, в первую очередь химического, биологического и радиоактивных веществ.
Целью применения Вооруженных сил и других войск в подобных конфликтах может быть локализация района боевых действий, лишение противоборствующей стороны возможности продолжать организованную борьбу и принуждение ее к мир-ному разрешению конфликта.
Чрезвычайно возросшая мощь оружия в войнах последнего столетия стала со-провождаться огромными потерями населения и экономики, а появление ОМП вооб-ще поставило под сомнение возможность воспользоваться плодами победы в силу негативных экологических и иных последствий.
Отсюда возникла и развивается идея управления международными кризисами и военными конфликтами. Цель управления - принудить противника или соперника к
принятию навязываемых ему условий (это традиционно), но без существенных мате-риальных, а главное - людских потерь. Прежде всего, со своей стороны.
Эта цель и определяет границы применения силы по следующим основным по-
казателям:
ограничение театра военных действий по пространству - границами государ-
ства, жертвы агрессии; ограничение вооруженного противоборства по физическим сферам - борьба в
воздухе и в космосе и воздействие из этих сфер по наземным объектам; ограничение вооруженной борьбы по средствам - недопущение применения
ядерного и других видов ОМП.
В целом сущность управления военным конфликтом в военно-техническом плане заключается в навязывании противнику тех способов и форм противоборства, использование тех сил и средств, в которых активная сторона имеет явное преимуще-ство.
Под влиянием этих и других факторов стратегические цели и задачи войны, фор-мы и способы ее ведения, т.е. основные черты характера войн стали видоизменяться.
Какие же основные тенденции этого процесса нам следует выделить? Во-первых, стремление к тотальному физическому уничтожению противника
трансформировалось в уничтожение его ключевых жизнеобеспечивающих объектов и лишение способности организованного функционирования основных институтов гос-ударства и группировок вооруженных сил.
132
Во-вторых, непосредственный контакт сражающихся войск стал заменяться ог-невым контактом на удаленных дистанциях. Дистанционное противоборство стало превалировать над контактным, повысился удельный вес «дальнего поражения», что, в свою очередь, приводит к исчезновению четкого разделения понятий тыл и фронт.
В-третьих, наряду с физическим воздействием на население и войска, исключи-тельную роль стало приобретать информационное воздействие: в том числе инфор-мационно-техническое, направленное главным образом против систем управления войсками и оружием, и информационно-психологическое, направленное против лич-ного состава вооруженных сил и населения.
В-четвертых, общая цель войны - принуждение политического руководства страны-жертвы принять навязываемые агрессором условия - все чаще достигается не только и не столько непосредственным применением военной силы, а активным ис-пользованием стратегии непрямых действий с присущими ей политико-дипломатическим и финансово-экономическим давлением, информационным воздей-ствием, международно-правовыми и экономическими санкциями, подрывными акци-ями сил специальных операций, подкрепленными демонстрацией военной силы и го-товности к ее применению.
Когда этот комплекс средств не приносит желаемых результатов, военная сила применяется непосредственно. И тогда воля политического руководства жертвы агрессии к сопротивлению ломается за счет подрыва жизненных сил страны путем уничтожения ключевых объектов управления, энергетики и промышленности при па-раллельном внушении ее народу (равно как и мировому сообществу) мысли о неспо-собности действующего руководства эффективно управлять государством. Самые свежие живые примеры тому - Ирак и Югославия.
Применительно к задачам гражданской обороны, решаемым органами испол-нительной власти на федеральном и территориальном уровнях, необходимо прогно-зирование обстановки, которая может сложиться вследствие воздействия современ-ных средств поражения потенциального противника по объектам экономики, инфра-структуры на территории России.
133
Дата: 2019-02-25, просмотров: 447.