и способы применения высокоточного оружия 17
Сегодня изменяются взгляды на характер и способы ведения вооруженной борьбы. Военно-политическое руководство Российской Федерации считает, что веро-ятный противник для достижения политических целей будет применять новые формы и способы ведения вооруженной борьбы:
начало военных действий группировками войск (сил) мирного времени; высокоманевренные бесконтактные боевые действия межвидовых группировок
войск;
снижение военно-экономического потенциала государства поражением критиче-ски важных объектов его военной и гражданской инфраструктуры в короткие сроки;
массированное применение ВТО, широкомасштабное использование сил спе-циальных операций, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физи-ческих принципах, участие в боевых действиях военно-гражданского компонента;
одновременное воздействие на войска и объекты противника на всю глубину его территории;
вооруженная борьба одновременно во всех физических сферах и информаци-онном пространстве;
применение ассиметричных и непрямых действий; управление силами и средствами в едином информационном пространстве.
Политика руководства США свидетельствует, что взят курс на сокращение ядерного фактора в мировом балансе сил и массовое оснащение войск и сил высоко-точными средствами поражения, о которых Президент США заявляет, как ответ на
17 Кубиков Н.Н. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»
98
нападение, в том числе и на их союзников «разрушительным ударом обычными во-оружениями».
В 2003 году Президентом США подписана директива о концепции «Быстрого (молниеносного) глобального удара» (БГУ). Суть концепции БГУ заключается во внезапном нанесении удара несколькими тысячами крылатых ракет по объектам СЯС противника, важнейшим элементам систем управления, объектам экономики и ин-фраструктуры, после чего предъявляется ультиматум о капитуляции. Если страна – объект удара не соглашается, нанесение удара повторяется.
Концепция БГУ – концепция, предполагающая возможность нанесения США удара высокоточными наступательными вооружениями в неядерном оснащении в срок до 60 минут по целям в любой точке земного шара. Реализация концепции БГУ направлена на достижение Вашингтоном глобального военного доминирования не-ядерными средствами.
В современных программных документах министерства обороны США разви-
тию ВТО, соответствующих обеспечивающих информационных технологий и инфра-структуры отводится ключевая роль. Для обоснования эффективности концепции БГУ была проведена компьютерная игра в виде учения, на котором просчитывалось количество авиационных ударов и боеприпасов ВТО для достижения победы.
Разбор учений по отработке концепции так называемого быстрого глобального удара показал, что в результате поражение важнейших военных, политических и эко-номических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного ВТО в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение всей инфраструктуры и лишится способности сопротив-ляться.
В соответствии с этой концепцией в случае возникновения угрозы нападения на Соединенные Штаты или американские объекты и граждан за рубежом вооруженные силы США должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощно-сти и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.
Уже в августе 2009 года в США было сформировано и приступило к работе Гло-бальное ударное командование Военно-воздушных сил США, выделены силы и сред-ства, начаты разработки новейших, прежде всего высокоточных средств поражения.
Было выделено из состава морских ядерных сил четыре атомные подводных лодок типа «Огайо», на каждой из которых вместо 24 БРПЛ установлены по 158 кры-латых ракет «Томагавк». Также была переоснащена АПЛ класса «Вирджиния». Пере-оснащаются и закладываются несколько надводных кораблей – носителей сотен кры-латых ракет.
Состоящие на вооружении американских ВМС КРМБ, имея дальность стрель-бы 1600–2400 километров, обеспечивают поражение цели боевой частью 340–450 ки-лограммов при точности попадания, характеризуемой КВО пять – десять метров. Эти ракеты могут применяться со всех современных кораблей и подводных лодок США. Всего потенциально на кораблях ВМС США может быть размещено до 4000 и на подводных лодках – до 1000 КРМБ
Однако реально, учитывая степень оперативной готовности, максимально с ко-раблей и подводных лодок ВМС США в состоянии применить не более 3000 КРМБ.
Помимо этого, крылатыми ракетами большой дальности оснащены американ-ские стратегические бомбардировщики. В настоящее время в боевом составе ВВС
99
США насчитывается около 130 подобных самолетов, в том числе порядка 60 Б-52Н, 50 В-1В и 16 В-2А. На хранении имеется еще около 80 самолетов. Из них носителями крылатых ракет воздушного базирования являются самолеты В-52Н, способные нести до 20 КРВБ при максимальной загрузке. Всего группировка стратегической авиации США может использовать за вылет около 1200 КРВБ. Итого все носители крылатых ракет способны применить в одном ударе до 4200 ракет.
Это достаточно внушительные силы и при отсутствии эффективного противо-действия они способны уничтожить или вывести из строя уже в первом ударе до 1000 важных объектов на российской или китайской территории.
Сегодня Соединенные Штаты осуществляют переоборудование ряда ПЛАРБ в носители крылатых ракет и продолжают совершенствовать состоящие на вооружении, и создание новые образцы высокоточного оружия различных классов. Превосходство Соединенных Штатов в этой сфере вооружения неоспоримо. Так, например, крылатые ракеты «Томагавк» модифицируются расширяя свои возможности по перенацеливанию в полете. Причем ракета способна в ожидании приказа на атаку барражировать в ука-занном районе, что резко повышает возможности этой системы вооружения.
Осуществляется объединение возможностей перспективных систем ВТО и но-вейших средств информационно-разведывательного обеспечения его применения, что повысит эффективность применения ВТО за счет обеспечения высокой точности це-леуказания и оперативности доведения данных до носителей высокоточного оружия.
В качестве основных направлений развития ВТО определены девять следующих: существенное улучшение точности стрельбы (КВО – не хуже 1-3 м) благодаря совершенствованию систем управления, применению перспективных устройств са-монаведения, в том числе многоканальных, а также обеспечению сетевого взаимодей-ствия средств поражения с носителями, внешними разведывательными системами
различного базирования и командными пунктами; оборудование управляемого оружия, главным образом крылатых и управляе-
мых ракет различной дальности и автономных боеприпасов, бортовой аппаратурой перспективных систем обмена информацией и связи, обеспечивающей одновремен-ное применение до 1000 единиц управляемого оружия;
сокращение времени реакции применения средств поражения за счет увеличе-ния скорости их полета (до сверх- или гиперзвуковой), а также уменьшения времени подготовки полетных заданий;
повышение боевой устойчивости средств поражения благодаря расширению диапазонов высот и скоростей их боевого применения, значительно превышающих области поражения современных средств перехвата, а также обеспечению возможно-сти маневрирования по высоте, скорости и направлению полета;
радикальное повышение помехоустойчивости бортовой аппаратуры систем управления и наведения, надежности обнаружения, достоверности распознавания и классификации целей в сложной помеховой обстановке и метеоусловиях;
обеспечение возможности перенацелевания, изменения полетного задания и веде-ния разведки по маршруту полета, а также оценки нанесенного противнику ущерба;
обеспечение избирательного воздействия поражающих факторов оружия на наиболее уязвимые или важные области цели;
значительное повышение скрытности применения средств поражения путем снижения уровня демаскирующих признаков;
100
существенное снижение закупочной стоимости перспективных образцов ору-жия благодаря широкому применению современных технологий автоматизации про-изводственных процессов.
Для обеспечения избирательного поражения малоразмерных стационарных и мобильных целей, в том числе расположенных в населенных пунктах, американские фирмы разрабатывают новые малогабаритные высокоточные управляемые авиацион-ные бомбы серии «Сдб».
Уже отработанным образцом малогабаритных УАБ серии «Сдб» является УАБ GBU-39/В (разработана фирмой «Боинг» в рамках первого этапа программы «Сдб» – «Инкремент 1»). Эта УАБ калибра 285 фунтов (общая масса – 120 кг, масса взрывного вещества – 25 кг) предназначена для поражения стационарных наземных целей на дальности до 100 км. Она выполнена как унитарный боеприпас, оснащенный крылом и аэродинамическими рулями. Основу ее бортовой аппаратуры составляет инерци-альная система управления с коррекцией по данным КРНС «Навстар», что обеспечи-вает точность наведения (КВО) не хуже 3 м.
Еще одним направлением в области создания принципиально новых дальнобой-ных ударных систем является разработка стратегического ударного авиационно-космического комплекса по программе FALCON (Force Application and Launch from the Continental US). Данный комплекс, в состав которого войдут гиперзвуковой летатель-ный аппарат и универсальное средство доставки перспективного управляемого воору-жения класса «воздух-земля», предназначен для уничтожения при действии с конти-нентальной части США наземных и надводных целей в любой точке Земного шара.
Этот ГЛА выполнен по схеме «волнолет», его расчетная крейсерская скорость полета соответствует числам М>10 на высоте 40 км, боевой радиус действия – 16600 км, масса боевой нагрузки – до 5400 кг, время реакции (от взлета до нанесения удара по цели) – менее 2 часов. Базирование ГЛА предполагается на аэродромах с взлетно-посадочной полосой длиной не менее 3000 м.
По сравнению с существующими стратегическими бомбардировщиками показа-тели боевой эффективности такого ударного ГЛА оценивается в 10 раз выше, несмотря на двукратное увеличение затрат на эксплуатацию и обслуживание, что вызвано техни-ческими трудностями производства, хранения и заправки водородного топлива.
Разрабатывается проект создания неядерной ракеты на основе двухступенчато-го варианта БРПЛ «Трайдент-2». Конструкция двухступенчатого варианта БРПЛ «Трайдент-2» позволяет использовать пространство, высвобождаемое под обтекате-лем ракеты вследствие удаления третьей ступени и двигательной установки системы разведения ядерных боевых блоков, для размещения одного из трех возможных типов обычного боевого оснащения:
управляемой проникающей боеголовки массой 750 кг (расчетная дальность стрельбы до 9000 км);
управляемой боеголовки с тяжелым проникателем массой 1500 кг (расчетная дальность стрельбы до 7500 км);
четырех управляемых боеголовок, каждая из которых в корпусе баллистиче-ской ядерной боеголовки Мк4 с хвостовой юбкой (расчетная дальность стрельбы до
9000 км).
Вместе с тем Министерство ВМС США проявляет повышенную заинтересован-ность в создании неядерной баллистической ракеты морского базирования средней дальности. В соответствии с требованиями ВМС такая ракета должна быть двух- или
101
трехступенчатой, иметь дальность стрельбы около 4500 км, оснащаться отделяемой управляемой головной частью или несколькими управляемыми боеголовками и обес-печивать поражение критичных по времени целей через 15 минут после пуска. Диаметр корпуса не должен превышать 1 м, а длина ракеты в целом – 11 м. (Эти требования по габаритам обусловлены тем, чтобы создаваемая ракета могла размещаться в пусковых установках существующих подводных лодок.) Созданный конструктивно-технологический задел позволяет ускоренно разработать ракету с дальностью 4500 км.
В отношении создания МБР в неядерном оснащении следует указать, что эти работы находятся в начальной стадии.
Проведенный анализ планов и практических мероприятий по развитию амери-канских высокоточных ударных систем свидетельствует о том, что наращивание коли-
чественного и качественного состава ВТО рассматривается Вашингтоном как важней-ший фактор обеспечения реализации своих военно-политических интересов в любом регионе мира и достижения превосходства в военных действиях различного масштаба.
Наиболее вероятными целями для ВТО, судя по опыту войн и данным зару-бежной печати, могут являться в первую очередь следующие объекты экономики и инфраструктуры:
пункты управления высшего государственного и регионального звеньев, узлы связи и отдельные наиболее важные радио- и радиорелейные станции, коммутацион-ные центры;
электростанции (АЭС, ГЭС, ГРЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие элек-троэнергией промышленные узлы, химические центры, промышленные предприятия;
узлы транспортных коммуникации (крупные железнодорожные узлы, мосты,
аэропорты, морские порты); предприятия по переработке нефти, газа, производству нефтепродуктов, газо- и
нефтепроводы, газо- и нефтеперекачивающие станции, газо- и нефтехранилища; предприятия по производству вооружения, военной техники, радиоэлектронной
аппаратуры; машиностроительные предприятия;
предприятия черной и цветной металлургии по производству чугуна, стали, проката, алюминия, меди, свинца, цинка, титана, магния и др.
В связи с этим силы и средства гражданской обороны должны готовиться к надежной защите населения, объектов экономики и территории страны от поражения обычным ВТО.
Американские ВВС и ВМС перевооружились на ВТО второго поколения, кото-рое возможно применять без вхождения носителей в зону поражения средств ПВО
обороняющейся стороны. Это также подтверждает то, что США и Великобритания продолжают испытывать в боевых условиях новые виды управляемого оружия.
Организуя защиту объектов экономики и инфраструктуры от воздействия обычного ВТО следует учитывать его боевые возможности, особенности и уязвимые элементы. К основным относятся:
наличие систем наведения на цели, чувствительных к воздействию средств ра-диоэлектронного подавления;
повышенная по сравнению с традиционным оружием потребность в информа-ции о целях, своем местонахождении, местности и состоянии атмосферы;
малая заметность;
102
способность совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местно-сти и в обход зон поражения огневых средств систем ПВО, высокая точность пораже-ния объектов.
В системе ГО защита объектов экономики и инфраструктуры от ВТО может быть достигнута проведением комплекса мер по предупреждению, предотвращению и ослаблению его поражающих воздействий при нанесении ударов по жизненно важным (критическим) элементам защищаемых объектов с целью снизить ущерб, сохранить способность предприятий производить продукцию в запланированном объеме и но-менклатуре, уменьшить вероятность возникновения вторичных поражающих факторов.
Необходимо отметить, что доставка высокоточного оружия к объектам эконо-мики будет осуществляться самолетами как стратегической, так и тактической авиа-ции, а также стратегическими крылатыми ракетами наземного и морского базирова-ния. Высокоточные боеприпасы будут оборудоваться несколькими различными си-стемами наведения, основными из которых будут являться:
полуактивные лазерные системы наведения (прицеливания); телевизионные (тепловизионные) системы наведения (прицеливания);
телевизионные (тепловизионные) командные системы наведения (прицеливания); радиолокационные полуактивные и активные.
Высокоточные боеприпасы, оборудованные всеми вышеназванными системами прицеливания являются в равной степени опасными для объектов экономики.
Воздействие на производственные объекты и персонал боевыми частями ВТО может оцениваться по нескольким показателям. Наиболее важными из них являются: степень поражения объектов, персонала и населения ударной волной взрыва боевой части, а также вторичные последствия (пожары, огневые штормы, загрязнение, зара-жение местности, воздушной среды, акватории).
Эффективную защиту объектов экономики от разведки и поражения ВТО мож-но обеспечить проведением комплекса мероприятий с привлечением разнородных сил
и средств объединений ПВО, частей и подразделений РЭБ, инженерных войск, войск РХБЗ Министерства обороны, Гражданской обороны и противопожарной службы МЧС России.
Таким образом, сохранение важнейших объектов может быть достигнуто с привлечением основных структур и ведомств различных форм собственности, кото-рым принадлежат эти объекты. В пределах защищаемой зоны могут находиться объ-екты различных ведомств. Для обеспечения эффективной их защиты нужны согласо-ванные, увязанные по месту и времени защитные мероприятия, проводимые этими ведомствами. Либо должен быть назначен ответственный орган, организующий эту задачу своим решением. Поэтому для разрешения этой проблемы необходимо, чтобы разрабатываемые меры и действия регламентировались соответствующими законами
и нормативами, обеспечивающими заблаговременную подготовку объектов экономи-ки к защите от обычного ВТО.
Как показывает опыт ведения боевых действий в Афганистане, Чечне, опера-ций «Буря в пустыне», «Лиса в пустыне», «Решительная сила» противник будет вся-чески стремиться воздействовать на экономику и инфраструктуру обороняющихся с целью лишить их своевременного и качественного обеспечения вооруженных сил и, соответственно, разрешить конфликт военными средствами уже на начальном этапе.
При возможном развязывании военных действий агрессором и с учетом вероят-ного воздействия его высокоточного оружия по объектам экономики страны в глубо-
103
ком тылу в условиях недостаточной эффективности прикрытия их средствами ПВО существенное значение будут иметь не только активные, но и другие способы защиты от ВТО, а также своевременные организационные меры по защите объектов. В частно-сти, частично эта задача может быть выполнена силами Гражданской обороны России.
Основной целью защиты объектов экономики от поражения противником явля-ется обеспечение их функциональной устойчивости при подготовке и в ходе военных действий за счет повышения живучести как отдельных структурных элементов, так и объектов экономики в целом. Задачи защиты объектов экономики должны решаться путем проведения комплекса согласованных мероприятий и действий по дезоргани-зации и дезориентации систем разведки и управления оружием разнородными силами
и средствами с учетом особенностей защищаемых объектов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 329.