На современном производстве, к сожалению, не обходится без аварий. Однако существуют специальные инструкции, соблюдение которых позволяет предотвратить катастрофы. Рассмотрим далее основные правила промышленной безопасности.
Международной организацией труда были разработаны конвенция по предотвращению крупных аварий на промышленных предприятиях и рекомендации по их предупреждению. Обязательность ведения работы по недопущению катастроф в России регламентируется ФЗ №116. Его положения закрепляют основные нормы промышленной безопасности.
По ст. 2 данного закона в качестве опасных производственных объектов признаются предприятия либо их цеха, площадки, участки, а также прочие помещения, где:
1. Осуществляется получение, переработка, использование, создание, транспортировка, хранение и уничтожение вредных веществ в определенных объемах. В их число включены токсичные, взрывчатые, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся и прочие соединения.
2. Используется оборудование, работа которого осуществляется под давлением больше 0,7 МПа либо при температуре нагрева воды больше 115 градусов.
3. Применяются грузоподъемные механизмы, установленные стационарно, а также фуникулеры, канатные дороги, эскалаторы.
4. Получают расплавы цветного и черного металлов и сплавы на их основе.
5. Проводятся горные, обогатительные работы, а также деятельность в подземных условиях.
Следует сказать, что в учреждениях, которые не связаны с промышленностью, наиболее распространенными считаются такие производственные объекты, как грузоподъемные механизмы, оборудование, функционирующее под давлением, лифты и прочие опасные конструкции.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов включает мероприятия по предотвращению аварий и инцидентов. Последнее понятие означает повреждение либо отказ технических агрегатов, отклонение от технологического процесса. Инцидентом считается и нарушение требований по безопасности. Правовое регулирование в данной области, как выше было сказано, осуществляется положениями ФЗ №116. Кроме него правила промышленной безопасности содержатся и в иных нормативных актах отрасли. В случае если в международном договоре РФ имеются иные положения, на практике применению подлежат вышестоящие мировые стандарты.
Действие предписаний закона распространяется на все организации, которые осуществляют деятельность в рассматриваемой области, вне зависимости от их формы собственности. Прочие нормативные акты, в которых упоминаются требования промышленной безопасности, это в первую очередь документы, которые утверждены для экономического, организационного, правового и иного обеспечения реализации положений закона.
Промышленная безопасность и охрана труда предусматривают определенные обязанности для субъектов, задействованных в данной отрасли. К ним в первую очередь, относят организации осуществляющие эксплуатацию производственных площадей.
Предприятия, использующие производственные объекты, представляющие опасность, обязаны:
1. Иметь разрешающие документы (лицензию) на использование площадей.
2. Обеспечить укомплектованность штата специалистов, которые задействованы на промышленном предприятии, по установленным требованиям.
3. Допускать к работе лиц, соответствующих необходимой квалификации, не имеющих медицинских ограничений или противопоказаний к осуществлению деятельности.
4. Обеспечить своевременную и полную подготовку и аттестацию специалистов в сфере производственной безопасности.
5. Организовывать и проводить контроль над соблюдением инструкций и рекомендаций, установленных законом.
6. Иметь нормативные акты и техническую документацию, регулирующие деятельность на производственном объекте, представляющем опасность.
7. Обеспечить наличие и функционирование контрольных приборов и систем.
Промышленная безопасность и охрана труда включают в себя определенные мероприятия, осуществление которых позволяет предотвратить или снизить вероятность возникновения катастроф.
К этим работам относят:
1. Обеспечение экспертизы зданий, проведение диагностики, испытаний, освидетельствований технических устройств и сооружений, используемых в работе. Для данных мероприятий устанавливаются определенные сроки и порядок проведения. Экспертиза выполняется по предъявленному предписанию федерального исполнительного органа, осуществляющего надзор в рассматриваемой сфере, либо его территориального подразделения.
2. Предотвращение проникновения на объект, представляющий опасность, посторонних лиц.
3. Обеспечение исполнения инструкций по хранению веществ.
4. Разработка декларации по промышленной безопасности.
5. Заключение договоров страхования рисков ответственности за причинение ущерба в ходе эксплуатации производственного объекта, представляющего опасность.
6. Исполнение предписаний и распоряжений федерального исполнительного органа по контролю в рассматриваемой области, его территориальных подразделений и должностных лиц, отдаваемых в соответствии с полномочиями.
Промышленная безопасность опасных объектов включает меры по устранению последствий катастроф.
В частности, законом предписано:
1. Приостанавливать деятельность на предприятии самостоятельно либо по распоряжению федерального исполнительного органа по контролю, его территориальных подразделений и должностных лиц при возникновении аварийных ситуаций, обнаружении новых обстоятельств, оказывающих влияние на уровень риска.
2. Выполнять мероприятия по ликвидации и локализации последствий катастроф на объектах, оказывать содействие госорганам при расследовании причин ЧП.
3. Участвовать в техническом выявлении факторов, вследствие которых возникла авария, принимать меры по их устранению и последующей профилактике ситуаций.
4. Осуществлять своевременное информирование населения, органов территориального управления, надзорных инстанций и прочих уполномоченных в сфере промышленной безопасности организаций о катастрофе на предприятии.
5. Принимать необходимые меры по обеспечению защиты здоровья и жизни специалистов при аварии.
6. Предоставлять в федеральный исполнительный орган по контролю или в его территориальное подразделение сведения о числе инцидентов и аварий, о причинах их возникновения, а также о мерах, принятых по устранению последствий и предупреждению повторных ЧП.
Работники указанных предприятий должны:
1. Соблюдать инструкции и предписания, предусмотренные в правовых актах и нормативной технической документации, в которых установлены стандарты по ведению работ, порядок действий при возникновении инцидента или аварии.
2. Проходить аттестацию и подготовку в области производственной безопасности.
3. Ставить в известность непосредственного начальника либо иных должностных лиц в установленном порядке об инциденте или аварии.
4. Приостанавливать работу при возникновении ЧП.
5. Принимать участие в выполнении мероприятий по устранению катастрофы на опасном промышленном объекте.
Руководители предприятий обязаны предпринимать все предусмотренные в законе меры по поддержанию соответствия штата сотрудников расписанию, утвержденному согласно инструкциям и рекомендациям.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов включает своевременное проведение профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников. Квалификационные требования для специалистов устанавливаются положениями должностных инструкций, а также тарифно-квалификационными справочниками. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов предполагает наличие у работников особых навыков и специальных знаний. В связи с этим устанавливаются определенные правила для отдельных категорий специалистов, задействованных в той или иной отрасли. Инструкции, в соответствии с которыми обеспечивается промышленная безопасность опасных промышленных объектов, утверждены положениями, принятыми Ростехнадзором.
Промышленная безопасность опасных промышленных объектов включает в себя не только непосредственно меры по защите населения и сотрудников предприятия, локализации и ликвидации последствий катастроф, но и разработку и утверждение специальных программ, направленных на защиту имущества и здоровья людей. Специалисты должны обучаться действиям, которые необходимо совершать при возникновении ЧП. Промышленная безопасность опасных промышленных объектов предусматривает проведение подготовки совместно с аттестацией сотрудников.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать:
• нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ЧС;
• нормам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• нормам охраны окружающей среды;
нормам экологической безопасности;
• нормам пожарной безопасности;
• нормам охраны труда;
• нормам строительства;
• требованиям, установленным в соответствии с законодательством России о техническом регулировании.
Если в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации ОПО необходимо отступить от законодательно установленных требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно или вообще нет, то требования ПБ могут быть установлены в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
ПБ № 03-517-02 устанавливают требования к проектированию и строительству ОПО.
Требования к проектированию опасного производственного объекта
• обеспечение контроля качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства;
• учет требований промышленной безопасности и разработка мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий на каждом этапе проектирования;
• разработка декларации промышленной безопасности;
• проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации и вносимых в нее изменений.
По обращению заказчика или лица, представляющего его интересы, исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.
Требования к строительству опасного производственного объекта:
• принятие решения о начале строительства, расширения, реконструкции опасного производственного объекта только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
• невозможность отступления от проектной документации в процессе строительства;
• контроль качества строительных и монтажных работ;
• контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа;
• приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию по окончании строительства;
• разработка специальной технологической документации для пусконаладочных работ.
Соответствие построенных и реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса. При этом проверяется:
• готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта;
• готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
• наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты:
• выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;
• представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России;
• допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
• обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с установленными требованиями, а также выполнение установленных требований к хранению опасных веществ;
• в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
• заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
• предотвращать проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;
• организовывать и осуществлять производственный контроль в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
• планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;
• заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
• иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
• обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;
• создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
• принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов на объекте, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами Госгортехнадзора России;
• вести учет аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, анализировать причины возникновения аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры по их профилактике и устранению причин;
• представлять в установленном порядке в органы государственной власти информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;
• соблюдать порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренный Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1540;
• обеспечивать учет и сохранность взрывчатых веществ в установленном порядке (для организаций эксплуатирующих ОПО, на которых используются, хранятся и транспортируются взрывчатые вещества, допущенные к применению Госгортехнадзором России на основании соответствующих заключений специализированных организаций);
• осуществлять производственный контроль, являющийся частью системы управления промышленной безопасностью, посредством проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.
Надзор за выполнением требований осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), его территориальные органы и должностные лица в соответствии с законодательно установленными полномочиями.
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Проектирование систем безопасности любого объекта формально начинается с заключения договора на проведение проектных работ. Неотъемлемыми частями такого договора являются техническое задание и задание на проектирование.
Практика проведения проектных работ показывает, что формирование детального технического задания и задания на проектирование зачастую оказывается весьма сложной технической задачей для заказчика, особенно при отсутствии у него подразделений, занимающихся обеспечением эксплуатации технических средств охраны. В этом случае целесообразно передать разработку этих документов сторонней организации или включить эти работы в перечень работ по проектированию систем безопасности объекта в качестве первого этапа работ.
При подготовке к заключению договора в проектной организации существует этап предпроектной работы, на котором формируется коммерческое предложение, разрабатывается техническое задание и задание на проектирование. Этот этап, как правило, не имеет формальных рамок, но имеет важное значение, так как именно на этом этапе прорабатывается концепция построения системы безопасности.
Основой для разработки технического задания являются требования нормативных, в том числе ведомственных, документов к системам безопасности объекта и дополнительные требования, предъявляемые заказчиком к функциональности отдельных элементов системы безопасности.
Требования к разработке технического задания отражены в руководящих документах:
• РД 78.36.004-2005 «Рекомендации о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны»;
• РД 78.36.005-2005 «Рекомендации о порядке обследования объектов, принимаемых под охрану».
Многие ведомства имеют свои ведомственные руководящие документы (например, Росморречфлот Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и др.), определяющие перечень требований к создаваемой системе безопасности и форму представления технического задания.
Подход к разработке технического задания должен быть следующий: чем подробнее прописаны требования - тем меньше будет замечаний к проектной организации при сдаче проекта заказчику и тем проще заказчику принять разработанную по требованиям технического задания проектно-сметную документацию.
Для грамотной разработки технического задания на создание системы безопасности в обязательном порядке необходимо провести обследование объекта с участием представителей заказчика. Общий порядок обследования объекта и формы итоговых документов определены нормативными документами только для систем охранной сигнализации. Для остальных систем порядок обследования и форма итогового акта могут быть определены ведомственными нормативными документами, требованиями заказчика или могут определяться самостоятельно организацией, проводящей обследование объекта.
Предпроектное обследование следует начинать со сбора исходных данных, к которым прежде всего относятся:
• архитектурно-планировочные решения объекта с экспликациями помещений;
• характеристика имеющихся на объекте инженерно-технических средств охраны;
• данные о возможности и точках подключения к необходимым инженерным сетям;
• данные о возможности прокладки внутриплощадочных сетей.
При проведении обследования целесообразно обратить особое внимание на вопросы, как правило, вызывающие сложности с определением объемов проектных работ. К ним прежде всего следует отнести следующие:
• наличие и состояние внутриплощадочных сетей, их пригодность для дальнейшего использования, реконструкции, наращивания емкости;
• возможность подключения к существующей сети электропитания потребителей системы безопасности, как электроприемников 1-й категории;
• наличие и характеристики средств заземления;
• возможности и характеристики имеющихся (или проектируемых) систем освещения территории и помещений;
• результаты категорирования объекта, категории отдельных зданий, помещений, территорий.
Полученные данные по перечисленным вопросам обязательно необходимо отразить в итоговом акте обследования объекта.
Результаты обследования могут быть использованы при разработке частных технических заданий на смежные системы или технических условий для подключения к инженерным сетям объекта.
В случае, когда проектная организация не привлекалась к разработке технического задания до начала проектирования, предпроектное обследование все равно необходимо провести. Целью такого обследования является уточнение исходных данных для проектирования и уточнение требований, недостаточно полно отраженных в техническом задании. В этом случае целесообразно итоговым документом по обследованию объекта выпускать акт предпроектного обследования с подписанием его представителями заказчика и проектной организации.
В акте могут быть прописаны основные технические решения по построению системы безопасности, согласованные представителями заказчика, особенности прокладки кабельных сетей и т. д.
Форма акта обследования объекта может быть выполнена в соответствии с требованиями руководящих документов РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» и РД 78.36.005-2005 «Рекомендации о порядке обследования объектов, принимаемых под охрану». Важным приложением к договору на разработку проектно-сметной документации является задание на проектирование. Иногда этот документ заказчиком не оформляется, а его основные положения прописываются дополнительными разделами в техническое задание или в текст самого договора.
Задание на проектирование определяет основные требования к составу и оформлению проектно-сметной документации. Содержание задания на проектирование и перечень разрабатываемых при проектировании документов определены руководящими документами (РД 25.952-90 «Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование», РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», РД 78.36.007-99 «Выбор и применение средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности»).
В связи с тем что основные нормативные документы определяют примерный состав документации, в задании на проектирование целесообразно подробно расписать полный состав проектно-сметной документации, подлежащей разработке. Так, Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87) определяет необходимые проектные документы, которые разрабатываются в полном объеме только для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки разделов проектно-сметной документации определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
В соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение специальных технических условий. Данные о необходимости разработки или о наличии утвержденных специальных технических условий должны быть отражены в задании на проектирование.
Форма задания на проектирование представлена в РД 25.952-90 «Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование».
В задании на проектирование прописывается форма представления и количество экземпляров проектно-сметной документации. Необходимо отметить, что существующие сметные нормативы разработки проектной документации (постановление от 7 августа 2002 г. № 102 Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства») определяют затраты на представление заказчику проектно сметной документации. Ценами справочников базовых цен учтена стоимость 4 экземпляров проектно-сметной документации, выдаваемой заказчику. Стоимость экземпляров проектной продукции, выдаваемых по просьбе заказчика сверх указанного количества, определяется дополнительно к базовой цене, рассчитанной по справочникам базовых цен.
В соответствии с требованиями нормативного документа Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004» сводный сметный расчет в составе проектно-сметной документации составляется в текущем уровне цен. Для формирования стоимости в текущем уровне цен может быть использован базисный уровень цен 2001 г. Решение об учитываемом в сводном сметном расчете уровне цен принимается заказчиком и обязательно указывается в задании на проектирование.
Отдельным пунктом в задании на проектирование определяется необходимость согласования проектно-сметной документации в надзорных органах и порядок оплаты таких работ. Согласование содержания этого раздела задания на проектирование с заказчиком имеет важное значение, так как позволяет устранить дополнительные сложности, возникающие при сдаче проектносметной документации заказчику.
При необходимости согласования проектных решений с разработчиками смежных разделов или эксплуатирующими организациями заданием на проектирование определяется необходимость разработки частных технических заданий и технических условий на подключение к инженерным сетям и оборудованию сторонних организаций (телекоммуникационному, пожарному и т. д.).
Заданием на проектирование определяется также перечень нормативных документов, которыми обязана руководствоваться проектная организация при разработке проектно-сметной документации. В настоящее время происходит процесс корректировки нормативной базы, поэтому следует обратить особое внимание на актуальность нормативных документов, перечисленных в данном разделе задания на проектирование. Особенно в случае, когда проектно-сметная документация подлежит экспертизе.
Таким образом, этап предпроектных работ является достаточно важным, так как в ходе работ этого этапа определяются объемы последующих проектных работ и требования к разрабатываемым документам. От успешного решения задач на этом этапе в первую очередь зависят сроки и качество разработки проектно-сметной документации. А тщательное проведение предпроектного обследования уменьшает число посещений объекта проектировщиками в ходе проектирования и снижает стоимость командировочных расходов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.