Проектирование систем безопасности любого объекта формально начинается с заключения договора на проведение проектных работ. Неотъемлемыми частями такого договора являются техническое задание и задание на проектирование.
Практика проведения проектных работ показывает, что формирование детального технического задания и задания на проектирование зачастую оказывается весьма сложной технической задачей для заказчика, особенно при отсутствии у него подразделений, занимающихся обеспечением эксплуатации технических средств охраны. В этом случае целесообразно передать разработку этих документов сторонней организации или включить эти работы в перечень работ по проектированию систем безопасности объекта в качестве первого этапа работ.
При подготовке к заключению договора в проектной организации существует этап предпроектной работы, на котором формируется коммерческое предложение, разрабатывается техническое задание и задание на проектирование. Этот этап, как правило, не имеет формальных рамок, но имеет важное значение, так как именно на этом этапе прорабатывается концепция построения системы безопасности.
Основой для разработки технического задания являются требования нормативных, в том числе ведомственных, документов к системам безопасности объекта и дополнительные требования, предъявляемые заказчиком к функциональности отдельных элементов системы безопасности.
Многие ведомства имеют свои ведомственные руководящие документы, определяющие перечень требований к создаваемой системе безопасности и форму представления технического задания.
Подход к разработке технического задания должен быть следующий: чем подробнее прописаны требования - тем меньше будет замечаний к проектной организации при сдаче проекта заказчику и тем проще заказчику принять разработанную по требованиям технического задания проектно-сметную документацию.
Для грамотной разработки технического задания на создание системы безопасности в обязательном порядке необходимо провести обследование объекта с участием представителей заказчика. Общий порядок обследования объекта и формы итоговых документов определены нормативными документами только для систем охранной сигнализации. Для остальных систем порядок обследования и форма итогового акта могут быть определены ведомственными нормативными документами, требованиями заказчика или могут определяться самостоятельно организацией, проводящей обследование объекта.
Предпроектное обследование проводится с целью анализа уязвимости существующей на объекте систем безопасности.
При этом решаются следующие задачи:
- определение объекта охраны и его категории значимости;
- составление списка и параметров угроз для объекта охраны;
- создание модели нарушителя; - оценка вероятности реализации угроз;
- оценка потенциального ущерба при реализации угроз;
- оценка эффективности существующей системы безопасности.
При определении объекта охраны производится уточнение и детализация списка жизненных приоритетов и ценностей.
Например, при ограничении списка только имуществом выполняется конкретизация защищаемого имущества применительно к данному объекту. При определении угроз и модели их исполнителя составляется максимально полный перечень не только реальных, но и потенциальных угроз, которые могут возникнуть по различным причинам. Это позволит в дальнейшем точнее определить основной состав систем безопасности и обнаружить выявленные угрозы. Оценка вероятности угроз, а также возможных потерь, ущерба при их реализации позволяет оптимизировать структуру создаваемой системы безопасности с точки зрения целесообразности создания соответствующих подсистем обнаружения и ликвидации угроз и, следовательно, избежать в будущем лишних затрат. Таким образом, данная оценка позволяет конкретизировать и сократить составленный прежде полный перечень угроз.
Предпроектное обследование следует начинать со сбора исходных данных, к которым прежде всего относятся:
• архитектурно-планировочные решения объекта с экспликациями помещений;
• характеристика имеющихся на объекте инженерно-технических средств охраны;
• данные о возможности и точках подключения к необходимым инженерным сетям;
• данные о возможности прокладки внутриплощадочных сетей.
При проведении обследования целесообразно обратить особое внимание на вопросы, как правило, вызывающие сложности с определением объемов проектных работ. К ним прежде всего следует отнести следующие:
• наличие и состояние внутриплощадочных сетей, их пригодность для дальнейшего использования, реконструкции, наращивания емкости;
• возможность подключения к существующей сети электропитания потребителей системы безопасности, как электроприемников 1-й категории;
• наличие и характеристики средств заземления;
• возможности и характеристики имеющихся (или проектируемых) систем освещения территории и помещений;
• результаты категорирования объекта, категории отдельных зданий, помещений, территорий.
Полученные данные по перечисленным вопросам обязательно необходимо отразить в итоговом акте обследования объекта.
Результаты обследования могут быть использованы при разработке частных технических заданий на смежные системы или технических условий для подключения к инженерным сетям объекта.
В случае, когда проектная организация не привлекалась к разработке технического задания до начала проектирования, предпроектное обследование все равно необходимо провести. Целью такого обследования является уточнение исходных данных для проектирования и уточнение требований, недостаточно полно отраженных в техническом задании. В этом случае целесообразно итоговым документом по обследованию объекта выпускать акт предпроектного обследования с подписанием его представителями заказчика и проектной организации.
В акте могут быть прописаны основные технические решения по построению системы безопасности, согласованные представителями заказчика, особенности прокладки кабельных сетей и т. д.
Форма акта обследования объекта может быть выполнена в соответствии с требованиями руководящих документов РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» и РД 78.36.005-2005 «Рекомендации о порядке обследования объектов, принимаемых под охрану». Важным приложением к договору на разработку проектно-сметной документации является задание на проектирование. Иногда этот документ заказчиком не оформляется, а его основные положения прописываются дополнительными разделами в техническое задание или в текст самого договора.
Задание на проектирование определяет основные требования к составу и оформлению проектно-сметной документации. Содержание задания на проектирование и перечень разрабатываемых при проектировании документов определены руководящими документами (РД 25.952-90 «Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование», РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», РД 78.36.007-99 «Выбор и применение средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности»).
В связи с тем что основные нормативные документы определяют примерный состав документации, в задании на проектирование целесообразно подробно расписать полный состав проектно-сметной документации, подлежащей разработке. Так, Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87) определяет необходимые проектные документы, которые разрабатываются в полном объеме только для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки разделов проектно-сметной документации определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
В соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение специальных технических условий. Данные о необходимости разработки или о наличии утвержденных специальных технических условий должны быть отражены в задании на проектирование.
Форма задания на проектирование представлена в РД 25.952-90 «Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование».
В задании на проектирование прописывается форма представления и количество экземпляров проектно-сметной документации.
Отдельным пунктом в задании на проектирование определяется необходимость согласования проектно-сметной документации в надзорных органах и порядок оплаты таких работ. Согласование содержания этого раздела задания на проектирование с заказчиком имеет важное значение, так как позволяет устранить дополнительные сложности, возникающие при сдаче проектносметной документации заказчику.
При необходимости согласования проектных решений с разработчиками смежных разделов или эксплуатирующими организациями заданием на проектирование определяется необходимость разработки частных технических заданий и технических условий на подключение к инженерным сетям и оборудованию сторонних организаций (телекоммуникационному, пожарному и т. д.).
Заданием на проектирование определяется также перечень нормативных документов, которыми обязана руководствоваться проектная организация при разработке проектно-сметной документации. В настоящее время происходит процесс корректировки нормативной базы, поэтому следует обратить особое внимание на актуальность нормативных документов, перечисленных в данном разделе задания на проектирование. Особенно в случае, когда проектно-сметная документация подлежит экспертизе.
Таким образом, этап предпроектных работ является достаточно важным, так как в ходе работ этого этапа определяются объемы последующих проектных работ и требования к разрабатываемым документам. От успешного решения задач на этом этапе в первую очередь зависят сроки и качество разработки проектно-сметной документации. А тщательное проведение предпроектного обследования уменьшает число посещений объекта проектировщиками в ходе проектирования и снижает стоимость командировочных расходов.
Общие требования безопасности при проектировании предприятий, технологий и оборудования
При проектировании предприятий, технологий и оборудования основным требованием безопасности является предотвращение воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих и на окружающую среду.
Проектировать новые и реконструировать действующие предприятия следует в соответствии с нормативными документами. При размещении объектов на генеральном плане предприятия необходимо соблюдать санитарно-защитные зоны и противопожарные разрывы. Производственные здания надо располагать с учетом направления господствующего ветра, чтобы на них не перелетали искры при пожаре жилых зданий или других объектов. При планировке территории предприятия необходимо стремиться к созданию простой схемы проездов.
Она должна отвечать следующим требованиям:
· соответствовать поточности производства, обеспечивать удобство и кратчайшую связь между зданиями и сооружениями, а также перевозку грузов и готовой продукции по наиболее коротким расстояниям с минимальным количеством пересечений и встречных движений;
· транспортные магистральные проезды нельзя совмещать с пешеходными дорожками. Площадку предприятия располагают на ровном возвышенном месте с небольшим уклоном, обеспечивающим отвод поверхностных вод, с уровнем грунтовых вод ниже глубины подвалов, траншей, смотровых ям. Ровная поверхность территории обеспечивает удобство и повышает безопасность движения людей и транспортных средств.
Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и (или) пахучих веществ, а также источниками шума, вибрации, инфразвукового и электромагнитного излучения, статического электричества, отделяют от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитные зоны – это обязательный элемент любого промышленного предприятия и других объектов, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Они предназначены:
· для обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния на окружающее население предприятий, транспортных коммуникаций, линий электропередач и факторов физического воздействия (шума, вибраций, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества);
· создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
· организации дополнительных озелененных площадей с целью усвоения ассимиляции, и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха.
В соответствии с действующими Санитарными правилами и нормами для предприятий, их отдельных зданий и сооружений установлены следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон: для предприятий I класса – 1000 м; II класса – 500; III класса – 300; IV класса – 100, V класса – 50 м. Санитарно-защитные зоны протяженностью 1000 м отделяют производства аммиака, азотной кислоты, азотно-туковых удобрений и др. Санитарно-защитные зоны протяженностью 500 м установлены для мясокомбинатов, производств соляной кислоты, антибиотиков, складов пестицидов вместимостью свыше 500 т и др. К предприятиям III класса (300 м) относят склады пестицидов вместимостью от 50 до 500 т, предприятия или цехи по первичной обработке и переработке молока, фруктов, овощей, производства химических реактивов, пластмасс, мельницы и т. п. Санитарно-защитные зоны протяженностью 100 м отделяют элеваторы, производства пищевого спирта, мыла, рыбокомбинаты, молочные заводы, теплицы и парники, склады минеральных удобрений и пестицидов вместимостью до 50 т, кормоцехи, гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению автомобилей и сельскохозяйственной техники и т. д. Санитарно-защитная зона протяженностью 50 м установлена для автозаправочных станций, кондитерских фабрик, консервных заводов, производства спичек, углекислоты, хлебозаводов, хранилищ овощей, картофеля, зерна и др. Для предприятий без выброса вредных веществ санитарнозащитную зону не устанавливают. В границах санитарно-защитных зон предприятий I, II и III классов, а также в зонах повышенной протяженности допускается размещать предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство. При этом должно выполняться условие выделения аналогичных по составу, но меньших по количеству выбросов. К таким предприятиям относятся пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, стоянки автомобилей, нежилые помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий и т. п. Для предприятий IV и V классов санитарно-защитные зоны должны быть максимально озеленены – не менее 60% площади; для предприятий II и III классов – не менее 50%; для предприятий I класса и зон большей протяженности – не менее 40%.
Расположение на территории предприятия зданий и сооружений относительно сторон света и направления господствующих ветров должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для естественного освещения и проветривания помещений. Производственные здания и сооружения следует размещать на территории предприятия по ходу производственного процесса. При этом их необходимо группировать с учетом общности санитарных и противопожарных требований.
Производства, характеризующиеся резким шумом, необходимо размещать в изолированных зданиях и помещениях. При объединении в одном здании цехов с различными санитарногигиеническими условиями помещения с одинаковой вредностью необходимо группировать и располагать смежно, изолируя более вредные участки от менее вредных.
Производства, сопровождающиеся значительными тепло- и газовыделениями, следует размещать в одноэтажных зданиях. С целью создания наиболее благоприятных условий для естественной вентиляции продольную ось здания располагают перпендикулярно или под углом не менее 45о к направлению господствующих ветров.
Помещения горячих цехов, а также помещения с вредными выделениями (газов, паров, пыли) следует располагать у наружных стен здания. За счет этого обеспечивается приток свежего воздуха и естественная вентиляция помещения. Цеха холодной обработки металлов, сборочные и другие, а также склады готовой продукции располагают вблизи заготовительных цехов и главного входа, как и цеха с большой численностью работающих. Деревообрабатывающие цеха являются огнеопасными, поэтому их целесообразно располагать как можно дальше от горячих цехов.
Электростанции, теплоэлектроцентрали, котельные, склады топлива располагают с подветренной стороны по отношению к другим, зданиям, так как при их работе выделяются газы, дым, гарь, пыль.
Взрыво- и пожароопасные объекты, а также склады горючих и легковоспламеняющихся материалов размещают на самостоятельных участках за пределами территории предприятий. Открытые склады угля, а также наиболее опасные и вредные производства должны отстоять от производственных зданий не менее чем на 20 м, от бытовых помещений – на 25 м, а от вспомогательных зданий – на 50 м. Эти разрывы следует озеленять. При определении расстояний между зданиями сопоставляют требования Санитарных правил и норм и Правил пожарной безопасности. Если протяженность санитарно-защитных зон окажется меньше противопожарных разрывов, то выбирают требуемый противопожарный разрыв.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.