Принципиальная схема обучения двигательным действиям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенность формирования действий от знаний к двигательному навыку представлена на рис.4.2.

 

Знания о Д.Д.
Зрительный образ
Логический образ
Двигательный образ
Представления об изучаемом Д.Д.
Двигательное умение
Двигательный навык
Предпосылки

 


 

 

 


 

 

 


 

 


Рисунок 4.2 - Схема формирования двигательных действий (по М.М. Боген)





Цель, задачи, особенности состава средств и методов

На трех этапах обучения

Успешность обучения зависит от наличия условий, необходимых и достаточных для освоения упражнения:

1) предпосылка – физическая подготовленность;

2) предпосылка – двигательная готовность. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие представления об изучаемом движении;

3) предпосылка – психическая готовность. Главное условие в формировании мотивации – включение обучаемого в соответствующую деятельность.

В процессе обучения каждому отдельному двигательному действию можно выделить три этапа. Работа на данных этапах зависит от поставленных задач, содержания средств и методов обучения.

Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности, прочности овладения знаний.

Этапы обучения Д.Д.:

1) этап начального изучения действия, чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения действия на уровне умения;

2) этап углубленного разучивания, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения;

3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования действия, чему соответствует стадия усвоения на уровне навыка.

Этап начального разучивания.

Цель данного этапа – сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения.

Задача:

осознать двигательную задачу, сформировать зрительно – логическое представление о способе ее решения.

Последовательность действия учителя на данном этапе

1 Постановка двигательной задачи.

2 Демонстрация движения в целом.

3 Определение ООТ, ООД.

4 Определение фаз движений.

5 Демонстрация целого упражнения 2-3 раза с концентрацией внимания на фазах и словесным комментарием.

6 Выполнение подводящих упражнений.

Используемые методы и методические приемы

1 Метод целостно конструктивного упражнения.

2 Метод расчленено конструктивного упражнения.

3 Метод наглядной иллюстрации.

4 Метод использования ориентиров, установленных в определенных местах.

Возможные ошибки: искаженный образ правильного усилия; искажение техники движений вследствие боязни получить травму (необходимо обеспечить страховку)

Освоение двигательного действия на данном этапе требует многочисленных повторений. Интервалы отдыха зависят от сложности выполняемого движения (обращать внимание на внешние признаки утомления).

Этап углубленного разучивания

Цель данного этапа – формирование двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу с сознательным контролем на всех отдельных точках.

Задачи:

- научить выполнять движение целиком;

- научить проговаривать упражнение перед выполнением (приводит к запоминанию);

- сформировать правильный двигательный стереотип.

Последовательность действий учителя

1 Демонстрация упражнения по фазам.

2 Выполнение по фазам.

3 Выполнение целостно несколько раз с проговариванием каждого действия.

4 Выполнение упражнений с увеличением скорости выполнения.

Методы и методические приемы те же. Ошибки могут появиться из-за высокой скорости выполнения.

Примечание. В практике ФВ сложное по структуре двигательное действие изучают на данном этапе по частям. Каждая часть в таком случае изучается на одном уроке.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 346.