1 Бросок набивного мяча (оценка скоростно-силовых способностей). Показатели силы оцениваются длиной броска набивного мяча весом 1 кг (для детей в возрасте 7-10 лет) или 2 кг (старше 10 лет). Об эффективности этого испытания при отборе детей в спортивные секции свидетельствует его тесная корреляционная связь с данными при измерении силы динамометром. Для проведения тестирования нужны набивные мячи весом 1 или 2 кг и измерительная лента, с помощью которой через каждые 10 см проводятся линии для фиксации результатов бросков. Испытуемый становится на линию бросков, ноги врозь, набивной мяч в руках. Согнув ноги в коленях, резким движением туловища назад выполняется бросок мяча двумя руками через голову. Вначале два пробных броска, третий — зачетный. Результаты измеряются с точностью до 10 см.
2 Прыжок вверх с места (измерение скоростно-силовых возможностей).
Для проведения тестирования нужен измеритель в виде доски, которая подвешивается так, чтобы ее нижнего конца мог коснуться самый низкорослый испытуемый. Можно приклеить к стене бумажный лист длиной 1 м с нанесенными на него сантиметровыми делениями или просто использовать обычную стену. Испытуемый мочит кончики пальцев рук или натирает их мелом, становится боком к стене с мерительными делениями, поднимает прямую руку вверх, и не отрывая пяток от пола, оставляет метку. Затем испытуемый после приседа прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами и помогая взмахом рук. Во время прыжка испытуемый вытягивает руку вверх и оставляет след на доске или стене (рис. 5.2.). Испытуемый делает два пробных, а затем три зачетных прыжка. Результатом является разница между отметками на доске или стене, сделанными до и во время прыжка вверх.
На рис. 5.2.-5.7. показаны способы и виды контрольных упражнений, которые могут использоваться для оценки уровня развития силовых способностей.
Рисунок 5.2 - Прыжок вверх с места
Рисунок 5.3 - Прыжок в длину с места
Рисунок 5.4 - Кистевая динамометрия
Рисунок 5.5 - Повороты туловища в стороны с наклонами в течение 30 с.
Рисунок 5.6 - Подтягивание на высокой перекладине (мальчики);
на низкой перекладине (девочки).
Рисунок 5.7 - Переход в сед из исходного положения лежа на спине
Контрольные вопросы и задания
1 Классификация силовых способностей. Критерии, определяющие существование психомоторных свойств силовых способностей.
2 Комплекс основных и дополнительных средств развития силовых способностей.
3 Привести комплекс упражнений, направленных на развитие максимальной силы мышц рук и плечевого пояса.
4 Привести комплекс упражнений, направленных на увеличение мышечной массы ног.
5 Дать характеристику методам увеличения мышечной массы.
6 Дать характеристику методам развития силовой выносливости.
7 Охарактеризовать методику развития скоростно-силовых способностей.
8 Тестирование силовых способностей на уроке физической культуры.
Литература
1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания /В.М. Зациорский. - [3-е изд.]. - М.: Сов.спорт, 2009. - 199 с.
2. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: очерки /Зимкин Н.В. - М.: ФиС, 1956. - 206 с.
3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.:АСТ, 1998.-271 с.
4. Хасин Л.А. Тестирование уровня физической подготовленности школьников / Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. //Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М. - 2001. - С.133-136.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для вузов.- 5-е изд. - М.: Академия, 2014. - 480 с.
Тема 6. Основы развития
Скоростных способностей
План лекции
1 Характеристика скоростных способностей.
2 Факторы, обусловливающие развитие скоростных способностей.
3 Сенситивные периоды развития скоростных способностей.
4 Методика развития скоростных способностей.
5 «Скоростной барьер» и пути его устранения.
6 Критерии и способы оценки скоростных способностей.
Глоссарий
Скоростные способности-возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени.
Быстрота простой двигательной реакции – оперативный ответ известным движением на известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
Быстрота сложной двигательной реакции – оперативный ответ на реакцию выбора или реакция на движущийся объект.
Частота, или темп движений — это число движений в единицу времени.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 374.