Порядок выполнения практической работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для выполнения работы студенты должны подготовиться к ней, изучив теоретический материал по основам минералогии и усвоив основные понятия: минерал, минеральный вид, кристаллическая структура, минеральный агрегат и другие описанные выше [1, 6, 7, 8]. Приносят на практическую работу заранее подготовленный трафарет таблицы 1. На самом занятии студенты под руководством преподавателя приобретают навыки определения важнейших свойств минералов.

1. Познакомиться с минералами шкалы Мооса, поцарапать аккуратно
2 – 3 образца друг о друга и убедиться, что в шкале минералы располагаются в порядке увеличения относительной твердости. Затем провести ногтем по минералам и выделить группу мягких минералов. Минералами с твердостью более 3 провести с усилием по стеклу и выделить группу минералов средней твердости – не царапают стекло и не царапаются ногтем. Минералы с твердостью более 5,5 – твердые и очень твердые, последние из которых оставляют царапину на кварце. Запишите в табл.1 из табл. 2 важнейшие заменители шкалы Мооса и абсолютную твердость.

2. Внимательно рассмотрите образцы и определите морфологию минералов или их агрегатов, т.е. научиться различать обломки кристаллов от агрегатов, размеры и форму индивидов; и записать в 6-ую колонку

3. Определить спайность и излом у образцов из шкалы Мооса: у обломков крупных кристаллов охарактеризовать поверхности сколов, у крупных чешуйчатых агрегатов попытаться отделить листочки друг от друга, у агрегатов определить размер зерен и вид их поверхностей сколов, т.е. нужно приобрести навыки наблюдения за минералами и поверхностями их скола.

4. Внимательно рассмотрите образцы и каждым из них проведите по фарфоровой пластинке, определите и запишите их цвет, цвет черты и блеск. Обратите внимание на неметаллический стеклянный блеск и его разновидности: жирный, перламутровый и другие, у минералов шкалы.

5. Используя учебные и справочные пособия, сравнивая образцы минералов друг с другом, определить и записать другие отличительные свойства минералов.

6. Проанализируйте заполненную табл. 1, обратите внимание на свойства минералов, по которым они похожи друг на друга и принципиально различаются друг от друга.

1.6. Контрольные вопросы

1. Что называется «минералом», «минеральным видом», «минеральным зерном», «кристаллом»?

2. Назовите минералы шкалы Мооса в порядке увеличения их твердости? Какие используются важнейшие заменители шкалы Мооса, и какова их относительная твердость?

3. Что такое спайность минералов? Какие выделяются виды спайности?

4. Какие минералы шкалы Мооса имеют совершенную спайность, в скольких направлениях и как она определяется?

5. Какие минералы шкалы Мооса имеют несовершенную спайность, что для них характерно (как определяется)?

6. Какие оптические свойства характерны для минералов и как они определяются? Какова природа оптических свойств?

7. Что характерно для минералов с неметаллическим блеском (как определить его)? Какие виды неметаллического блеска выделяются? Приведите примеры минералов с разным блеском.

8. Как отличить металлический блеск от металловидного блеска? Приведите примеры минералов с разным блеском.

9. Какие минералы шкалы Мооса имеют специфический запоминающийся цвет и другие отличительные свойства?

10. Что называется минеральным агрегатом? Что такое друза и секреция? Как они образуются?

11. Что такое конкреция? Как они образуется?

 

 




Таблица 3

Характеристика важнейших породообразующих минералов

№ обр.

Название, класс,

и формула

минерала

Морфология

индивидов

или агрегатов

Физические свойства

Генезис

(см. стр. 13)

 

Значение:

породообразующее (стр. 13), где используется

Цвет и цвет черты Твёр- дость Спайность, излом Блеск Отличи- тельные 1 Кварц, оксид, SiO2 (пример описания   кристаллы удлиненной призматической формы с пирамидальными «головками», с поперечной штриховкой на гранях призмы. Друзы, сплошные зернистые или сливные массы в жилах белый, розовый, черный (морион), прозрачные, бесцветные кристаллы -горный хрусталь, фиолетовый - аметист, дымчатый -раухтопаз, черты не дает – царапает 7 – режет стекло Несовершенная (или отсутствует) стеклянный, на сколах жирный Светлый, твердый – царапает стекло, в руках твердый, раковистый излом, жирный блеск, физически и химически устойчивый Магматический, метаморфический, осадочный – вездесущий минерал Породообразующий минерал горных пород разного генезиса – гранита, кварцита, песка и др., Отдельные кристаллы – горный хрусталь, - в оптических приборах, в генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре (как пьезоэлектрик), в электронных приборах и т.п., многие разновидности кварца – аметист, цитрин и др. – как поделочный и драгоценный камень   и так др. минералы (перечислены в цели)                

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

Дата: 2019-02-25, просмотров: 341.