Для выполнения работы студенты должны подготовиться к ней, изучив теоретический материал по основам минералогии и усвоив основные понятия: минерал, минеральный вид, кристаллическая структура, минеральный агрегат и другие описанные выше [1, 6, 7, 8]. Приносят на практическую работу заранее подготовленный трафарет таблицы 1. На самом занятии студенты под руководством преподавателя приобретают навыки определения важнейших свойств минералов.
1. Познакомиться с минералами шкалы Мооса, поцарапать аккуратно
2 – 3 образца друг о друга и убедиться, что в шкале минералы располагаются в порядке увеличения относительной твердости. Затем провести ногтем по минералам и выделить группу мягких минералов. Минералами с твердостью более 3 провести с усилием по стеклу и выделить группу минералов средней твердости – не царапают стекло и не царапаются ногтем. Минералы с твердостью более 5,5 – твердые и очень твердые, последние из которых оставляют царапину на кварце. Запишите в табл.1 из табл. 2 важнейшие заменители шкалы Мооса и абсолютную твердость.
2. Внимательно рассмотрите образцы и определите морфологию минералов или их агрегатов, т.е. научиться различать обломки кристаллов от агрегатов, размеры и форму индивидов; и записать в 6-ую колонку
3. Определить спайность и излом у образцов из шкалы Мооса: у обломков крупных кристаллов охарактеризовать поверхности сколов, у крупных чешуйчатых агрегатов попытаться отделить листочки друг от друга, у агрегатов определить размер зерен и вид их поверхностей сколов, т.е. нужно приобрести навыки наблюдения за минералами и поверхностями их скола.
4. Внимательно рассмотрите образцы и каждым из них проведите по фарфоровой пластинке, определите и запишите их цвет, цвет черты и блеск. Обратите внимание на неметаллический стеклянный блеск и его разновидности: жирный, перламутровый и другие, у минералов шкалы.
5. Используя учебные и справочные пособия, сравнивая образцы минералов друг с другом, определить и записать другие отличительные свойства минералов.
6. Проанализируйте заполненную табл. 1, обратите внимание на свойства минералов, по которым они похожи друг на друга и принципиально различаются друг от друга.
1.6. Контрольные вопросы
1. Что называется «минералом», «минеральным видом», «минеральным зерном», «кристаллом»?
2. Назовите минералы шкалы Мооса в порядке увеличения их твердости? Какие используются важнейшие заменители шкалы Мооса, и какова их относительная твердость?
3. Что такое спайность минералов? Какие выделяются виды спайности?
4. Какие минералы шкалы Мооса имеют совершенную спайность, в скольких направлениях и как она определяется?
5. Какие минералы шкалы Мооса имеют несовершенную спайность, что для них характерно (как определяется)?
6. Какие оптические свойства характерны для минералов и как они определяются? Какова природа оптических свойств?
7. Что характерно для минералов с неметаллическим блеском (как определить его)? Какие виды неметаллического блеска выделяются? Приведите примеры минералов с разным блеском.
8. Как отличить металлический блеск от металловидного блеска? Приведите примеры минералов с разным блеском.
9. Какие минералы шкалы Мооса имеют специфический запоминающийся цвет и другие отличительные свойства?
10. Что называется минеральным агрегатом? Что такое друза и секреция? Как они образуются?
11. Что такое конкреция? Как они образуется?
Таблица 3
Характеристика важнейших породообразующих минералов
№ обр. |
Название, класс,
и формула
минерала
Морфология
индивидов
или агрегатов
Физические свойства
Генезис
(см. стр. 13)
Значение:
породообразующее (стр. 13), где используется
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2
Дата: 2019-02-25, просмотров: 381.