Для выполнения практической работы необходимо самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме [1, 2, 4, 6, 8, 10] и заполнить заранее по возможности табл. 7. На практической работе нужно определить все образцы полученной коллекции.
1. Преподаватель показывает образцы горных пород с наиболее характерными текстурами и структурами, и учит их определять. Студенты знакомятся с типовыми образцами магматических пород на витринах учебной лаборатории.
2. Рассмотреть образцы выданной индивидуальной коллекции, определить текстуру и структуру пород, соответственно разделить их на два класса: интрузивные и эффузивные. Показать преподавателю для проверки.
3. Используя знания по минералогии, определить породообразующие минералы и название и группу самой светлой интрузивной породы. В породе видны индивиды минералов, по свойствам которых определяются их названия, а также примерное количественное содержание (рис. 2). Убедитесь в том, что практически все породообразующие минералы твердые – царапают стекло.
4. Найдите эффузивные аналоги определенной интрузивной светлой породы, учитывая, что эффузивные породы имеют аналогичный химический и минеральный состав, соответственно и близкую окраску. Помните, что даже небольшое (около 15…30 %) содержание тонких зерен темных минералов среди светлых минералов дает породе более темную окраску. Определив породы одной группы, рекомендуется проконсультироваться у преподавателя, чтобы убедиться в правильности их диагностики.
5. Определите в такой последовательности все образцы коллекции, убедитесь у преподавателя, что вы дали образцам правильные названия.
6. Заполните все колонки табл. 7, используя таблицу 8 – 11, учебные пособия [6, 7, 8, 10] и лекционный материал.
7. Сдать всю коллекцию магматических горных пород и защитить работу, показав знание основных понятий по теме, умения определять магматические породы и оценивать классификационные характеристики грунтов.
3.4. Контрольные вопросы
1. По каким свойствам определяются названия и генезис горных пород?
2. Что такое структура и текстура горных пород? Приведите примеры. От чего они зависят, как определяются?
3. Какие выделяются классы магматических горных пород и как они определяются макроскопически?
4. Какие выделяются группы магматических горных пород и как они определяются макроскопически?
5. Как отличаются интрузивные породы от эффузивных магматических пород?
6. Какое строение пород называется порфировая и порфировидная структуры? Для каких пород характерно такое строение? Как названные структуры влияют на прочность пород-грунтов?
7. Каковы основные породообразующие минералы разных групп магматических горных пород?
8. Назовите моно- и полиминеральные магматические горные породы. Как минеральный состав влияет на их прочность?
9. Какие формы залегания характерны для интрузивных магматических горных пород?
10. Какие минералы входят в состав гранита? Какие Вы знаете разновидности гранитов? Какова их прочность и устойчивость к выветриванию?
11. Что общего и чем отличаются друг от друга габбро, базальт и диабаз? Какие из перечисленных пород прочнее и где используются?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4
ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Цель – научиться определять свойства, название и генезис – класс, осадочных горных пород и описывать их. По результатам выполненной работы нужно будет защитить содержание таблицы 12, показать навыки определения осадочных горных пород.
Оборудование – коллекция осадочных горных пород (на двух студентов своя коллекция), стеклянные пластинки, 5%-я соляная кислота, определители горных пород в различных пособиях [1, 6, 7, 10]. Подготовленная самостоятельно таблица 12 с описанными характеристиками следующих пород: глины, галька, песчаник, брекчия, конгломерат, известняки разной текстуры, мел, мергель, доломит, опока, диатомит, каменная соль, гипс, ангидрит.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 380.