Применение права: понятие, субъекты, стадии. Акты применения права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Применение норм права необх-мо, когда нор­мы права не м. быть реализованы субъектами без помощи го­с-х органов. Необх-сть правоприменения возни­кает когда: - сущ-ет спор о праве, правах и обязанностях; - имеется препятствие в осущ-и права или соверше­но правонарушение; - требуется определить момент возникн-я прав или факт прекращения обяз-тей; - возникает необх-ть реализ-ть субъективное право; - требуется привлечь правонарушителей к ответств-ти; - принимается решение о награждении отличившихся граждан; - возникает необх-ть принять гос-е решение, имеющее правовую значимость.

Применение норм права — это особая форма реали­зации норм права гос-ми органами, кот-е обеспе­чивает осущ-е правовых предписаний гражданами и юр. лицами. Оно имеет ряд особен­ностей: 1. Правоприм-е — это властная деят-ть, кот-я осущ-ся компетентными органами гос-ва в отноше­нии конкретных лиц путем вынесения правоприм-х ак­тов, имеющих обязат-ю силу. 2.Правоприм-е — это комплексная деят-ть, т.к. прим-е одних норм одновременно требует соблюд-я, ис­полн-я и использ-я др-х норм, в т.ч. процессу­альных норм, кот-е регулируют порядок применения правовых предписаний и этим способствуют обеспеч-ю законности в правоприменительной деятельности. 3.Правоприм-е — это организующая деят-ть. С од­. стороны, действие гос-х органов и должностных лиц состоит из ряда организацион. мероприятий, напр-х на реализ-ю норм права, с др. стороны, с помощью этих дей­ствий осущ-ся организация поведения конкр-х субъ­ектов права и этим происходит реализ-я норм права.

Правоприменит-я деят-ть - сложный процесс, кот-й состоит из ряда последователь­ных стадий: установление фактических обстоятельств дела, определе­ние юридической основы и вынесение решения.

Уст-е фактич-х обст-в дела состоит в сборе фактов, необходимых для вынесения решения. Круг таких обст-в, как правило, обозначен в законе (по уг-м делам уст-ю подлежат со­бытия преступления (время, место, способ и др. обст-ва его соверш-я); виновность обвиняемого и мотивы прест-я; обст-ва, влияющие на степень и хар-р ответств-ти; обст-ва, хар-щие личность виновного; хар-р и размер ущерба; обст-ва, способствовавшие соверш-ю преступл-я).

Обст-ва, подлежащие уст-ю, образуют фактиче­скую основу применения норм права. Фактич-е обст-ва, имеющие юр-е значение, уст-ся с помощью сви­детельских показаний, исследования документов и др. данных, являющихся док-вами. Уст-е фактических об­стоятельств должно отвечать на вопросы: что? где? когда? кто?

Опр-е юр-кой основы дела заключ-ся в выборе и анализе юр-х норм, подлежащих применению для выне­сения решения. Их выбор осущ-ся по­средством правовой квалификации, то есть путем юр-кой оценки тактических обст-в дела в соотв-и с законом. Анализ норм осущ-ся путем уяснения их содержания и проверки их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В задачу компетент. органа № 51. входит выбор нормы, толкование — уяснение, а в ряде случаев преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.

Вынесение решения по делу представляет собой издание компе­тентным органом правоприменит-го акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т.п. Перед вынесением конкрет. ре­шения необх. убедиться, что фактич-е обст-ва установлены правильно и с достаточной полнотой, что они досто­верны, им дана правильная юр-я оценка, а применяемая норма права относится к данному случаю. Затем компетент. орган выносит властное решение и объявляет его заинтересован­ным лицам. На этом процесс применения нормы права заканчи­вается и наступает реализация применения нормы права.

Акты применения норм права— это официальные документы, кот-е издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности.

Не явл-ся АПП док-ты, кот-е имеют юр-е значение, но правоотнош-й не порождают (справки, дипломы, грамоты).

АПП издаются в устан-й фор­ме, имеют точное наименование: приговор, приказ, распоряже­ние, постановление. Обязательными атрибутами явл-ся дата и место издания; наименование органа, издавшего акт; подпись ответственного лица (это ввод­ная часть). Стр-ра содержания имеет три части: основную, описатель­ную и резолютивную. Описательная часть содержит фабулу дела, то есть сведения о тактических обст-вах. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. В резолютивной части излагается принятое решение.

В зависимости от хар-ра регулирующего воздействия выде­ляют 2 вида правопримен. актов: исполнительные и правоохранительные.

Исполнит-е акты определяют персональные права и юри­дические обязанности конкретных лиц. Правоохранительные акты уст-ют меры ответственности, применяемые к конкрет­ным правонарушителям по уг-м, адм-м и гра­жд-м делам.

Правоохранительные акты по субъекту подраз­дел-ся на три вида: контрольно-надзорные, следст­венные и юрисдикционные + следств.

Контрольно-надзорные — это акты прокуратуры и контроль­но-ревизионных органов. Следственные — это акты органов следствия и дознания (протоколы, решения прокурора о прслушке и т.п.). Юрисдикционные — это акты судебных органов.

Осн-ми требованиями, предъявлемыми к правопримени­т-м актам: - Законность (решение по делу принято в точном соотв-ии со смыслом и содержа­нием правовых норм, в предусмотренном законом порядке и в пределах полномочий правоприменителя); - Обоснованность (реше­ние по делу основ-ся на всестороннем, полном и точном исследовании фактич-х обст-в, их объективной оценке и непредвзятом отношении к заинтересован. лицам); - Целесообразность (принятие решения, кот-е соотв-ет обст-вам дела, их сущ-ти, правовой знач-сти и тем самым сообразуется с принципом законности); - Справедливость (не только объективный и беспристрастный подход правоприменителя к рассматр-му делу, но и нравст­вен. обоснование принятого решения).



Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.