Применение норм права необх-мо, когда нормы права не м. быть реализованы субъектами без помощи гос-х органов. Необх-сть правоприменения возникает когда: - сущ-ет спор о праве, правах и обязанностях; - имеется препятствие в осущ-и права или совершено правонарушение; - требуется определить момент возникн-я прав или факт прекращения обяз-тей; - возникает необх-ть реализ-ть субъективное право; - требуется привлечь правонарушителей к ответств-ти; - принимается решение о награждении отличившихся граждан; - возникает необх-ть принять гос-е решение, имеющее правовую значимость.
Применение норм права — это особая форма реализации норм права гос-ми органами, кот-е обеспечивает осущ-е правовых предписаний гражданами и юр. лицами. Оно имеет ряд особенностей: 1. Правоприм-е — это властная деят-ть, кот-я осущ-ся компетентными органами гос-ва в отношении конкретных лиц путем вынесения правоприм-х актов, имеющих обязат-ю силу. 2.Правоприм-е — это комплексная деят-ть, т.к. прим-е одних норм одновременно требует соблюд-я, исполн-я и использ-я др-х норм, в т.ч. процессуальных норм, кот-е регулируют порядок применения правовых предписаний и этим способствуют обеспеч-ю законности в правоприменительной деятельности. 3.Правоприм-е — это организующая деят-ть. С од. стороны, действие гос-х органов и должностных лиц состоит из ряда организацион. мероприятий, напр-х на реализ-ю норм права, с др. стороны, с помощью этих действий осущ-ся организация поведения конкр-х субъектов права и этим происходит реализ-я норм права.
Правоприменит-я деят-ть - сложный процесс, кот-й состоит из ряда последовательных стадий: установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы и вынесение решения.
Уст-е фактич-х обст-в дела состоит в сборе фактов, необходимых для вынесения решения. Круг таких обст-в, как правило, обозначен в законе (по уг-м делам уст-ю подлежат события преступления (время, место, способ и др. обст-ва его соверш-я); виновность обвиняемого и мотивы прест-я; обст-ва, влияющие на степень и хар-р ответств-ти; обст-ва, хар-щие личность виновного; хар-р и размер ущерба; обст-ва, способствовавшие соверш-ю преступл-я).
Обст-ва, подлежащие уст-ю, образуют фактическую основу применения норм права. Фактич-е обст-ва, имеющие юр-е значение, уст-ся с помощью свидетельских показаний, исследования документов и др. данных, являющихся док-вами. Уст-е фактических обстоятельств должно отвечать на вопросы: что? где? когда? кто?
Опр-е юр-кой основы дела заключ-ся в выборе и анализе юр-х норм, подлежащих применению для вынесения решения. Их выбор осущ-ся посредством правовой квалификации, то есть путем юр-кой оценки тактических обст-в дела в соотв-и с законом. Анализ норм осущ-ся путем уяснения их содержания и проверки их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В задачу компетент. органа № 51. входит выбор нормы, толкование — уяснение, а в ряде случаев преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.
Вынесение решения по делу представляет собой издание компетентным органом правоприменит-го акта в форме приговора, приказа, распоряжения и т.п. Перед вынесением конкрет. решения необх. убедиться, что фактич-е обст-ва установлены правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны, им дана правильная юр-я оценка, а применяемая норма права относится к данному случаю. Затем компетент. орган выносит властное решение и объявляет его заинтересованным лицам. На этом процесс применения нормы права заканчивается и наступает реализация применения нормы права.
Акты применения норм права— это официальные документы, кот-е издаются на основе норм права и определяют персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности.
Не явл-ся АПП док-ты, кот-е имеют юр-е значение, но правоотнош-й не порождают (справки, дипломы, грамоты).
АПП издаются в устан-й форме, имеют точное наименование: приговор, приказ, распоряжение, постановление. Обязательными атрибутами явл-ся дата и место издания; наименование органа, издавшего акт; подпись ответственного лица (это вводная часть). Стр-ра содержания имеет три части: основную, описательную и резолютивную. Описательная часть содержит фабулу дела, то есть сведения о тактических обст-вах. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. В резолютивной части излагается принятое решение.
В зависимости от хар-ра регулирующего воздействия выделяют 2 вида правопримен. актов: исполнительные и правоохранительные.
Исполнит-е акты определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц. Правоохранительные акты уст-ют меры ответственности, применяемые к конкретным правонарушителям по уг-м, адм-м и гражд-м делам.
Правоохранительные акты по субъекту подраздел-ся на три вида: контрольно-надзорные, следственные и юрисдикционные + следств.
Контрольно-надзорные — это акты прокуратуры и контрольно-ревизионных органов. Следственные — это акты органов следствия и дознания (протоколы, решения прокурора о прслушке и т.п.). Юрисдикционные — это акты судебных органов.
Осн-ми требованиями, предъявлемыми к правоприменит-м актам: - Законность (решение по делу принято в точном соотв-ии со смыслом и содержанием правовых норм, в предусмотренном законом порядке и в пределах полномочий правоприменителя); - Обоснованность (решение по делу основ-ся на всестороннем, полном и точном исследовании фактич-х обст-в, их объективной оценке и непредвзятом отношении к заинтересован. лицам); - Целесообразность (принятие решения, кот-е соотв-ет обст-вам дела, их сущ-ти, правовой знач-сти и тем самым сообразуется с принципом законности); - Справедливость (не только объективный и беспристрастный подход правоприменителя к рассматр-му делу, но и нравствен. обоснование принятого решения).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.