Понятие юр. техники. Систематизация нпа: понятие, виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридическая техникаэто совокупность правил, средств и приемов, используемых юристами при разработке и реализации правовых предписаний.

Объект юр. техники – текст правовых актов. Юр. техника делится на законодательную и правоприменительную.

Законодательная включает в себя:

- способы построения нормативных актов;

- использование терминов и построение юр. конструкций в соответствии с определенными правилами.

Таким образом, акты должны иметь характерную структуру (преамбулу, основные и заключительные положения), рубрикацию (части, разделы, главы, статьи), официальные атрибуты (наименование и сроки вступления в законную силу). Используемые термины должны иметь 1 значение, быть лаконичными, общепризнанными, лишенными эмоциональной окраски, отражать внутреннее единство правового материала. Термины, используемые в правовых актах: общезначимые (общепринятый смысл – муж, жена, дети), юридические (особое правовое значение – брак, развод, алиментирование) и специальные (область специальных знаний – технических, экономических, медицинских – венерическое заболевание, эпизоотия).

Юридические конструкции – это юридические формулы со строго ограниченным набором элементов и определенным типом связи между ними. Такова, например, конструкция состава преступления (обязательны – объект преступления, общественно опасное деяние, субъект и вина в форме умысла/неосторожности).

Правоприменительная - различные способы и приемы толкования юр. норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов. 

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Цель – устранить противоречия, устранить устаревшие предписания, придать законодательству стабильность и внутреннюю согласованность.

Субъекты систематизации – гос. органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях – частные лица.

Приведение нормативных актов в систему осуществляется 3 способами:

- путем издания сборника нормативных актов;

- путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых;

- путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Виды систематизации нормативных актов :

1) По способу приведения в систему – инкорпорация, кодификация и консолидация.

№ 47. Инкорпорация – приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников (сборник законов…)

Инкорпорация бывает различных видов:

- хронологическая (по годам) и систематическая (по предмету правового регулирования)

- генеральная (полная – только действующие акты!) и частичная (неполная – лишь определенная часть актов)

- официальная (осуществляется гос. органами) и неофициальная (проводится организациями, частными лицами по своему усмотрению)

Кодификация – приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания, принятия новых законов.

Консолидация – преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, содержание ранее принятых актов не меняется, но проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты. Консолидация используется с целью упорядочения актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, т.е. в случаях, когда можно свести воедино десятки разрозненных нормативных предписаний и тем самым повысить качество правоприменительной деятельности.

2) По содержанию выделяют следующие кодифицированные акты: Основы законодательства, кодексы, уставы, + положения и правила.

Основы законодательства - устанавливают важнейшие положения отраслей права. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Кодексы – содержат нормы обособленных общественных отношений: гражданских, уголовных, семейных, трудовых и др.

Уставы – регулируют определенную сферу гос. деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу…

Положения – детально регулируют статус/организацию деят-ти гос. органов, напр., положение о службе в органах внутренних дел.

Правила – определяют порядок работы



Дата: 2019-02-25, просмотров: 238.