Понятие и виды правотворчества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правотворчество — одна из основных функций любого го­сударства, независимо от его задач, типа, форм осуществле­ния и организации государственной власти и т.п.

Правотворчество это властная организационная деятельность народа, гос. органов, и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно правовых актов.

В результате правотворческой деятельности создается и раз­вивается действующее право как единая и согласованная сис­тема общеобязательных норм, регулирующих общественные от­ношения.

В современном гос-ве эта деятельность должна основы­ваться на опред. принципах, идеях, организационных началах, обусловливающих ее сущность, наиболее характерные черты и свойства.

В РФ существуют 3 основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума и заключение различного рода нормативных соглашений.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма наиболее распространена в РФ. Правом издания обладают высший представительный орган федерации, представительные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. Правотворческие органы: Президент РФ, Правительство, «министерства», гос. комитеты и ведомства федерации, соотв. органы республик, главы администраций и административно-терр. образований. Администрация объединений, предприятий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри собственных подразделений.

Принятие нормативных актов путем референдума. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Референдум как вид правотворчества – 1 из путей расширения демократии. По своему хар-ру референдум может быть контрольным, плебисцитарным и консультативным.

Контрольный референдум – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции.

Плебисцитарный референдум – голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей.

Консультативный - референдум, результаты которого необязательны для исполнения в силу того, что они имеют рекомендательный характер.

Заключение нормативных соглашений. Это составление договоров нормативного содержания между различными субъектами права. Нормативные соглашения могут заключаться между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между самими субъектами федерации, между гос. органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий.

Существуют различные виды соглашений:

1. № 44. По уровню, на котором они заключаются: федеральные, республиканские, отраслевые и территориальные.

Федеральные соглашения заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством РФ. На других уровнях соответственно сторонами соглашения выступают республиканские объединения профсоюзов, отраслевые и т.д.

2. По сфере регулируемых отношений различают генеральные, отраслевые и специальные соглашения.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.

Специальные соглашения – устанавливают условия решения социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности различают несколько видов правотворчества:

- правотворчество государственных органов, которое осуществляется Советом Федерации, Гос. Думой, Правительством РФ и др.;

- правотворчество отдельных лиц: Президент РФ, министров, руководителей гос. комитетов и ведомств;

- правотворчество органом местного самоуправления;

- правотворчество администраций гос. объединений, предприятий и учреждений.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.