Правотворчество — одна из основных функций любого государства, независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти и т.п.
Правотворчество — это властная организационная деятельность народа, гос. органов, и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно правовых актов.
В результате правотворческой деятельности создается и развивается действующее право как единая и согласованная система общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения.
В современном гос-ве эта деятельность должна основываться на опред. принципах, идеях, организационных началах, обусловливающих ее сущность, наиболее характерные черты и свойства.
В РФ существуют 3 основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом путем референдума и заключение различного рода нормативных соглашений.
Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма наиболее распространена в РФ. Правом издания обладают высший представительный орган федерации, представительные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. Правотворческие органы: Президент РФ, Правительство, «министерства», гос. комитеты и ведомства федерации, соотв. органы республик, главы администраций и административно-терр. образований. Администрация объединений, предприятий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри собственных подразделений.
Принятие нормативных актов путем референдума. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. Референдум как вид правотворчества – 1 из путей расширения демократии. По своему хар-ру референдум может быть контрольным, плебисцитарным и консультативным.
Контрольный референдум – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции.
Плебисцитарный референдум – голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей.
Консультативный - референдум, результаты которого необязательны для исполнения в силу того, что они имеют рекомендательный характер.
Заключение нормативных соглашений. Это составление договоров нормативного содержания между различными субъектами права. Нормативные соглашения могут заключаться между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между самими субъектами федерации, между гос. органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий.
Существуют различные виды соглашений:
1. № 44. По уровню, на котором они заключаются: федеральные, республиканские, отраслевые и территориальные.
Федеральные соглашения заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством РФ. На других уровнях соответственно сторонами соглашения выступают республиканские объединения профсоюзов, отраслевые и т.д.
2. По сфере регулируемых отношений различают генеральные, отраслевые и специальные соглашения.
Генеральные соглашения устанавливают общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.
Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.
Специальные соглашения – устанавливают условия решения социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.
В зависимости от субъектов правотворческой деятельности различают несколько видов правотворчества:
- правотворчество государственных органов, которое осуществляется Советом Федерации, Гос. Думой, Правительством РФ и др.;
- правотворчество отдельных лиц: Президент РФ, министров, руководителей гос. комитетов и ведомств;
- правотворчество органом местного самоуправления;
- правотворчество администраций гос. объединений, предприятий и учреждений.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.