Схема для анализа и оценки учебников для начальной школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура

• Существует ли для этого учебника книга для учителя, рабо­чая тетрадь и книга для чтения?

• Прилагаются ли к учебнику аудиокассеты и видеокас­сеты?

• Есть ли приложения (дополнительные материалы) к книге для учителя?

2.  Цели

Чему должны научиться дети по окончании предлагаемого курса? Формирует ли учебник коммуникативную и межкультур­ную компетенции и осознание языковых средств общения? Совпадают ли цели с национальной программой обучения ИЯ на начальном этапе?

Подход к обучению/изучению языка

3.1. Теория обучения иностранному языку:


• функциональный подход?

• коммуникативный подход?

• естественный подход?


3.2. Ознакомление с языковыми средствами общения:

• через примеры? • через правила? • через диалог?через выполнение действий? •   ДР-?

3.З.Как дети воспринимают и понимают новый язык:

• через картинки? через перевод? через вопросы? через построение на родном языке? др.?

3.4 Как происходит тренировка детей в употреблении языко­вых средств общения:

• через упражнения по образцу?

• через разнообразные дриллы (жестко управляемые тре­нировочные упражнения)?

• через свободную тренировку?

• через коммуникативную деятельность?

• через межкультурную деятельность?

Совпадает ли тренировка в употреблении изучаемого язы­ка с поставленными целями и задачами? Существуют ли виды деятельности, ведущие к самостоя­тельности ученика?

3.5.Обучение способам речевого общения (умениям аудирова­ния, говорения, чтения, письма). Сосредоточивается ли вни­мание детей:

• на понимании услышанного? на разговоре (умение начать его, поддержать, выразить свое мнение)?

• на понимании прочитанного? на письме (письменных упражнениях, переписке, твор­ческом письме)?

• на интеграции четырех умений? на рецептивных умениях? на продуктивных умениях?
3.6. Языковое содержание:

• организовано ли оно?                                               основывается на линейной последовательности?

• основывается на циклической последовательности? нет никакой очевидной последовательности?

• сосредоточено на лексическом минимуме?  

•  сосредоточено на грамматическом минимуме (грамматических структурах)?

• сосредоточено на функциях языковых средств?         ДР-?




Подход к изучению культуры страны изучаемого языка

Какой контекст у учебника (ориентация на страну изучае­мого языка или ориентация на страну, где проживает уче­ник, то есть на искусственные условия — вне страны изу­чаемого языка)?

Осуществляется ли приобщение детей к культуре страны изучаемого языка? Как дети познают культурные особенности:

• через описание? через наблюдение? через фотографии? через деятельность, приводящую к обнаружению и осоз­нанию культурных особенностей в сопоставлении с культурой родной страны?

Игры

Основаны на конкурсе или сотрудничестве? Понятны ли задания и содержат ли они мотивы и цели?

Способствуют продуктивной деятельности на изучаемом языке? Не требуют продуктивной деятельности на изучаемом языке? Предназначены для небольших групп? Предназначены для участия всего класса?

Структура отдельного урока

Понятна ли структура урока? Применяются ли картинки или фотографии? Если предлагаются картинки и фотографии, то какова их роль? Помогают они при усвоении языка? Выполняют только декоративную функцию? Являются опорой для получения информации о культуре страны изучаемого языка?

Аудиокассеты

Предоставляют ли аутентичные (естественные) и разнооб­разные образцы речи? Содержат ли материал для аудирования? Содержат ли стихотворения? Содержат ли песни? Хорошее ли качество звука?

Песни

Аутентичные ли для изучения языка? Легкий и приятный ритм? Легкий язык? Сложный язык? Сложная музыка?

Поскольку современный УМК по иностранному языку по­лучил довольно подробную характеристику, в заключение кратко остановимся на таких компонентах УМК, как книга для учите­ля, книга для чтения и рабочая тетрадь.

Книга для учителя. Представляет собой методическое ру­ководство для учителя. В ней даются:

• авторская концепция технологии обучения;

• цели, содержание, принципы и методика обучения языку в данном курсе;

• разработки (сценарии) уроков (поурочные рекомендации);

• разнообразные приложения (контрольные задания, звуко­вое приложение и др.).

Хорошая книга для учителя является стимулом для твор­чества учителя, который, как было уже подробно рассмотрено, не слепо следует данным в ней рекомендациям, а преломляет их применительно к данным условиям (особенностям своей личности и личности учащихся).

Книга для чтения предназначена для формирования уме­ний чтения про себя (умения ознакомительного чтения), чита­ют ее дети, как на уроке, так и дома. В некоторых УМК книга для чтения входит в состав учебника. В некоторых — издается отдельной книгой. В любом случае это красочная книга вклю­чает (или должна включать) аутентичный материал для чте­ния: сказки, стихи, короткие рассказы, загадки.

Рабочая тетрадь служит для самостоятельного выполне­ния тренировочных упражнений дома. Она содержит разнооб­разные тренировочные упражнения в употреблении лексиче­ских и грамматических средств общения, в формировании на­выков письма и умений письменной речи.

Если задания в рабочей тетради дифференцированы по труд­ности и количеству, то это делает работу посильной и приятной для детей, поскольку способствует индивидуализации процесса обучения.

Входящие в УМК основные средства обучения составляют тот минимум, который необходим для достижения поставлен­ных целей. Исключение даже одного из компонентов УМК ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 199.