Структура
• Существует ли для этого учебника книга для учителя, рабочая тетрадь и книга для чтения?
• Прилагаются ли к учебнику аудиокассеты и видеокассеты?
• Есть ли приложения (дополнительные материалы) к книге для учителя?
2. Цели
Чему должны научиться дети по окончании предлагаемого курса? Формирует ли учебник коммуникативную и межкультурную компетенции и осознание языковых средств общения? Совпадают ли цели с национальной программой обучения ИЯ на начальном этапе?
Подход к обучению/изучению языка
3.1. Теория обучения иностранному языку:
• функциональный подход?
• коммуникативный подход?
• естественный подход?
3.2. Ознакомление с языковыми средствами общения:
• через примеры? • через правила? • через диалог? • через выполнение действий? • ДР-?
3.З.Как дети воспринимают и понимают новый язык:
• через картинки? через перевод? через вопросы? через построение на родном языке? др.?
3.4 Как происходит тренировка детей в употреблении языковых средств общения:
• через упражнения по образцу?
• через разнообразные дриллы (жестко управляемые тренировочные упражнения)?
• через свободную тренировку?
• через коммуникативную деятельность?
• через межкультурную деятельность?
Совпадает ли тренировка в употреблении изучаемого языка с поставленными целями и задачами? Существуют ли виды деятельности, ведущие к самостоятельности ученика?
3.5.Обучение способам речевого общения (умениям аудирования, говорения, чтения, письма). Сосредоточивается ли внимание детей:
• на понимании услышанного? на разговоре (умение начать его, поддержать, выразить свое мнение)?
• на понимании прочитанного? на письме (письменных упражнениях, переписке, творческом письме)?
• на интеграции четырех умений? на рецептивных умениях? на продуктивных умениях?
3.6. Языковое содержание:
• организовано ли оно? основывается на линейной последовательности?
• основывается на циклической последовательности? нет никакой очевидной последовательности?
• сосредоточено на лексическом минимуме?
• сосредоточено на грамматическом минимуме (грамматических структурах)?
• сосредоточено на функциях языковых средств? ДР-?
Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
Какой контекст у учебника (ориентация на страну изучаемого языка или ориентация на страну, где проживает ученик, то есть на искусственные условия — вне страны изучаемого языка)?
Осуществляется ли приобщение детей к культуре страны изучаемого языка? Как дети познают культурные особенности:
• через описание? через наблюдение? через фотографии? через деятельность, приводящую к обнаружению и осознанию культурных особенностей в сопоставлении с культурой родной страны?
Игры
Основаны на конкурсе или сотрудничестве? Понятны ли задания и содержат ли они мотивы и цели?
Способствуют продуктивной деятельности на изучаемом языке? Не требуют продуктивной деятельности на изучаемом языке? Предназначены для небольших групп? Предназначены для участия всего класса?
Структура отдельного урока
Понятна ли структура урока? Применяются ли картинки или фотографии? Если предлагаются картинки и фотографии, то какова их роль? Помогают они при усвоении языка? Выполняют только декоративную функцию? Являются опорой для получения информации о культуре страны изучаемого языка?
Аудиокассеты
Предоставляют ли аутентичные (естественные) и разнообразные образцы речи? Содержат ли материал для аудирования? Содержат ли стихотворения? Содержат ли песни? Хорошее ли качество звука?
Песни
Аутентичные ли для изучения языка? Легкий и приятный ритм? Легкий язык? Сложный язык? Сложная музыка?
Поскольку современный УМК по иностранному языку получил довольно подробную характеристику, в заключение кратко остановимся на таких компонентах УМК, как книга для учителя, книга для чтения и рабочая тетрадь.
Книга для учителя. Представляет собой методическое руководство для учителя. В ней даются:
• авторская концепция технологии обучения;
• цели, содержание, принципы и методика обучения языку в данном курсе;
• разработки (сценарии) уроков (поурочные рекомендации);
• разнообразные приложения (контрольные задания, звуковое приложение и др.).
Хорошая книга для учителя является стимулом для творчества учителя, который, как было уже подробно рассмотрено, не слепо следует данным в ней рекомендациям, а преломляет их применительно к данным условиям (особенностям своей личности и личности учащихся).
Книга для чтения предназначена для формирования умений чтения про себя (умения ознакомительного чтения), читают ее дети, как на уроке, так и дома. В некоторых УМК книга для чтения входит в состав учебника. В некоторых — издается отдельной книгой. В любом случае это красочная книга включает (или должна включать) аутентичный материал для чтения: сказки, стихи, короткие рассказы, загадки.
Рабочая тетрадь служит для самостоятельного выполнения тренировочных упражнений дома. Она содержит разнообразные тренировочные упражнения в употреблении лексических и грамматических средств общения, в формировании навыков письма и умений письменной речи.
Если задания в рабочей тетради дифференцированы по трудности и количеству, то это делает работу посильной и приятной для детей, поскольку способствует индивидуализации процесса обучения.
Входящие в УМК основные средства обучения составляют тот минимум, который необходим для достижения поставленных целей. Исключение даже одного из компонентов УМК ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 234.