Рассматриваемый курс построен на следующих положениях.
Приоритет развития личности младшего школьника — коммуникативных, когнитивных, социокультурных, эмоциональ
ных качеств — осуществляемого в процессе овладения детьми языком как средством общения на межкультурном уровне. Ученик — субъект учебного процесса и субъект межкультурной коммуникации, ответственный за процесс и результаты своей деятельности по овладению ИЯ.
В центре обучения детей новому языку — развитие языковых, речевых и познавательных способностей, самостоятельного мышления, формирование осознанного отношения как к родному, так и английскому языку. Индивидуальные способности детей развиваются через коллективные формы обучения, когда каждому ученику предоставляется как можно большее число возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи. При этом дети учатся согласовывать свои действия, быть лидером и исполнителем, учитывать интересы других и помогать друг другу> то есть устанавливать подлинно дружеские отношения между собой.
Предлагаемая в данном курсе технология обучения языку, вместо того чтобы «добиться» от маленького ученика точного воспроизведения (условно говоря) 100 заученных образцов общения, «стремится дать» ему 100 иноязычных единиц, из которых он сам, решая интересные коммуникативные и познавательные задачи, построит 300 высказываний.
У детей развиваются умения учиться, которые помогут им в дальнейшем освоении языка как средства межкультурного общения.
Реализация рассматриваемого положения также достигается за счет особым образом организованных заданий рабочей тетради, дифференцированных по характеру и степени сложности, которые ученик выполняет, исходя из своих способностей, речевых потребностей и возможностей.
Коммуникативный подход к обучению и изучению языка, основная функция которого состоит в создании:
• условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения;
• условий для речемыслительной активности учащихся в каждый момент изучения/обучения языку;
• условий для коммуникативного развития личности детей, их речевой способности в целом;
• подлинно коммуникативной обстановки на уроке и благоприятного психологического климата.
Ориентация на общение определяет отбор и организацию языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как речевых, так и тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных задач, организацию и структуру урока.
Дети изучают язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, учителем, сказочными персонажами. Заинтересованность в общении обеспечивается в данном курсе за счет создания игровых мотивов речевых и неречевых действий детей. Создавать необходимые условия общения позволяет включение процесса обучения языку в контекст игровой деятельности.
Игра (не любая, а отвечающая определенным требованиям) используется как основной способ обучения устной речи и организации деятельностного познания для обучения чтению. Так, использование игры как способа обучения устной речи позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть цель и мотив речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.
Игровая основа обучения позволяет представить все упражнения, в том числе и тренировочные, как коммуникативные. Поэтому в данном курсе нет заданий на повторение, имитацию речевого образца вслед за учителем. Любое повторение коммуникативно оправдано: образец, который предлагает детям учитель, — не образец для имитации, а образец решения коммуникативной задачи. В УМК разработана оригинальная система упражнений по развитию устной речи учащихся, когда каждое упражнение обеспечивается игровым мотивом: дети всегда знают, что (цель) и для чего (мотив) они что-то делают.
Использование вспомогательных компонентов УМК — аутентичных аудиоматериалов (записанных детьми — носителями английского языка), комплекта наглядных пособий позволяет создавать на уроках подлинно коммуникативную обстановку и моделировать реальные ситуации общения.
Осознанное овладение детьми новым языком предполагает познание и осознание учащимися языковых средств (фонетических, грамматических, лексических) в их системе и коммуникативных функциях.
Не только знание и понимание изучаемого материала характеризует сознательность, но и тот смысл, который этот материал приобретает для маленького ученика. Данный курс создает такие условия, в которых изучаемый материал приобретает для детей личностный смысл. Только в этом случае действия будут внутренне приняты учеником и все его психические процессы придут в движение (мышление, восприятие, память, внимание, воображение). Все это обеспечит переход на новый способ выражения мыслей и побуждений. Так, при овладении детьми лексическими и грамматическими средствами общения в данном курсе предусмотрена опора на осознание ими (детьми) образцов общения на родном языке, осознание коммуникативной функции той или иной фразы с тем, чтобы дети видели их смысл. Мы не можем ожидать, что дети спонтанно обнаружат правила выражения и восприятия мыслей, поскольку обучение языку происходит в искусственных условиях и у детей нет жизненно важной потребности в овладении новым средством общения. Поэтому Е. И. Негневицкой был разработан уникальный прием «проблемная история», которая базируется на лингвистической системе родного языка и предусматривает сознательную ориентировку детей в грамматических и лексических средствах общения.
Дети сами «добывают» правила в ходе активного восприятия такой истории, текст которой составлен так, чтобы привлечь внимание детей и к форме и к функции изучаемого явления. Дети «открывают» — познают законы как родного, так и иностранного языков, например, как мы показываем в слове, что предметов много; как мы спрашиваем; для чего нужно слово «и» и т. д. Дети находят ошибки в речи персонажей смешных историй, и это помогает им осознать, что, независимо от конкретного языка, люди всегда используют «специальные сигналы»; чтобы показать, что они спрашивают собеседника, что речь идет о множестве явлений, и т. д. Помимо развивающего и образовательного значения, такая сознательная ориентировка в языке обеспечивает детям осознанное выполнение речевых действий, а не повторение заученного: владея правилами, дети самостоятельно употребляют усвоенный материал в различных ситуациях общения.
Изучение/обучение языку в контексте диалога культур, что обеспечивает социокультурное и когнитивное развитие личности младшего школьника.
Данный курс приобщает ученика:
• к другой культуре и способствует социализации его личности, лучшему осознанию своей культуры и своей принадлежности к определенному социокультурному сообществу;
• к национально-культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка, при этом у детей формируются представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках.
Познание новой культуры осуществляется с обязательной опорой на речевой и жизненный опыт школьников в родном языке и родной культуре.
Обучение младших школьников через диалог своей национальной культуры и культуры другого народа осуществляется постоянно, начиная с первых шагов изучения предмета.
Данное положение также предполагает аутентичность материалов для изучения/обучения языку. В данном курсе предлагаются разнообразные типы текстов, ценные в познавательном отношении и подлинно отражающие особенности быта, жизни, культуры страны изучаемого языка: отрывки из художественной литературы (сказки, рассказы, стихи); поздравительные открытки и личные письма; прагматические тексты (список покупок, продуктов питания, рецепты приготовления простых блюд, инструкции по изготовлению различных поделок).
Стратегическая цель данного курса состоит в развитии у младших школьников способности к межкультурной коммуникации.
Данная цель означает:
• развитие у детей способности к иноязычному общению на новом для детей языке на элементарном уровне (Waystage Elementary — допороговый — в рамках общеевропейских стандартов);
• формирование основных черт вторичной языковой личности, способной к межкультурному общению: готовность и желание вступать в общение с носителем языка; толерантность (терпимость к другому мнению и чужому образу жизни: этническая, социальная и расовая терпимость);
• готовность ученика к осмыслению социокультурного портрета страны/стран изучаемого языка и его носителя-сверстника; внимание к партнеру по общению и к предмету общения;
• речевой такт, вежливость;
• склонность к поиску разрешения любых конфликтов мирным способом, в том числе и в учебном процессе.
УМК по английскому языку " Enjoy English "
В основе УМК для начальной школы «Enjoy English» (так же есть варианты для 1-4 и 2-4 классов) авторов М. 3. Биболетовой и др. коммуникативно-когнитивный подход к обучению младших школьников английскому языку. Основную цель обучения ИЯ в начальной школе авторы видят в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии школьников в русле личностноориентированного подхода к образованию, в формировании у детей умения общаться на английском языке на уровне, соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.
Основные характеристики УМК для начальной школы " Enjoy English ";
1. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, в процессе достижения которой реализуются воспитательные, развивающие и образовательные функции ИЯ как предмета. Содержание данного УМК отобрано в соответствии с его коммуникативно-познавательной ценностью, развивающим и образовательным потенциалами, посильностью и доступностью отбираемого материала, его соотнесенности с
жизненным опытом и интересам школьников этого возраста. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл.
2. Деятельностный и личностноориентированный характер обучения, что предполагает:
• моделирование условий общения в ролевой игре;
• использование разных форм работы (индивидуальных, парных, групповых, коллективных) как способы подготовки к условиям реального общения;
• использование проектной методики как действенного способа организации речевого взаимодействия учащихся;
• осознание школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения;
• разнообразие и дифференциация заданий в учебнике и рабочей тетради, позволяющей учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся;
• взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму.
Авторы данного УМК стремятся уделять равнозначное внимание обучению общению на английском языке в устной и письменной формах с первых же уроков. При этом акцент делается на формировании умений и навыков устной речи.
3. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку, поэтому в данном курсе используются аутентичные, в том числе лингвострановедческие материалы.
Младшие школьники овладевают английским языком через знакомство с бытом и культурой людей, для которых этот язык является родным. Вся организация процесса обучения направлена на то, чтобы помочь детям осознать роль английского языка как средства межкультурного общения и пользоваться им на доступном учащимся уровне.
Курс насыщен детским сказочным и музыкальным фольклором, через который дети знакомятся с обычаями, особенностями быта и взаимоотношений англичан, с жизнью своих зарубежных сверстников, что создает и поддерживает мотивацию к изучению английского языка.
УМК " Enjoy English " направлен на реализацию следую щих основных задач:
• формировать у детей положительное отношение к изучению нового языка и иной культуры;
• сформировать исходные элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности с учетом
речевых возможностей и потребностей младших школьников, их возрастных и индивидуальных интересов;
• предоставить младшим школьникам возможность познакомиться с миром их зарубежных сверстников, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными детям произведениями детской художественной литературы на английском языке;
• формировать некоторые универсальные лингвистические понятия (звук, буква, слово, предложение и т. д.), наблюдаемые в родном и английском языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности школьников.
Как видно из вышеизложенного, все рассмотренные УМК по ИЯ для начальной школы:
• развивают интерес к языку, народу, говорящему на этом языке, и его культуре;
• формируют способность к межкультурной коммуникации;
• мотивируют речемыслительную деятельность учащегося, а также его познавательную, интеллектуальную, эмоциональную и, что особенно важно, творческую деятельность;
• красочно иллюстрированы и эмоционально привлекательны для детей;
• развивают познавательные способности учащихся и их способности к самостоятельной работе.
Все вышерассмотренные УМК рекомендованы для использования в начальной школе Министерством образования РФ. Однако рынок предлагает и другие учебники и учебные материалы для обучения ИЯ на начальном этапе.
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего многообразия предлагаемой сегодня учебной литературы, учителю необходимо уметь анализировать и критически оценивать учебники ИЯ для маленьких школьников. Предлагаемая ниже схема призвана помочь учителю в этом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.