Макиавелли (Machiavelli) Никколо (1469–1527), итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520–1525), писатель (комедия «Мандрагора», 1518), поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов. На протяжении 14 лет занимался дипломатической работой. В 1513 г. по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке. Позже помилован и отправлен в ссылку в свое маленькое имение в Сант'Андреа, где много и плодотворно трудился. В историю вошел как родоначальник политической науки. Н. Макиавелли начал с того, что определился в своем отношении к верхам и низам и поставил вопрос о том, как правитель, думающий о благе других людей, должен выстраивать свою стратегию поведения. Акцент у итальянского мыслителя поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые государственно-политические вопросы вывел из-под сферы влияния религии и морали. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе. Н. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами).
Первый закон гласит: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили. Независимо от социального происхождения и положения мотив честолюбия свойственен всем в равной степени.
Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Желающие сохранить то, что они имеют, и стремящиеся получить то, чего у них нет, рассматривают честолюбие с разных позиций. Высшие считают, что они заслуженно обладают этим благом и стараются не допустить стремящихся их приобрести к кормилам власти. Те, кто внизу, считают, что их несправедливо обделили властью, следовательно, стараются отобрать её. Если на чашу весов положено общественное благо и за него борются две столь противоречивые силы, то правитель не должен питать иллюзию, что он добьется классового мира уговорами, раздачей привилегий или др. Если все одинаково корыстны, то и правитель должен быть корыстными. Богатые, достигшие власти, знают, какой ценой они ее добились, и понимают, что если на их место придут бедные, они будут ничуть не лучше, ибо от своего честолюбия они не избавятся. Но создать иллюзию временного примирения классовой борьбы можно, и это во власти правителя. Он должен вести себя следующим образом: когда он идет к власти, он расточает обещания, заигрывает с публикой, добиваясь поддержки низов. Но как только он дошел до власти, он должен забыть о своих обещаниях и никогда к ним не возвращаться.
Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).
Что выгодно государю: опираться на любовь своих подчиненных или держать их в страхе? Макиавелли считает, что так ставить вопрос нельзя. Правильная постановка такая: когда ему выгодно опираться на любовь своих подданных, а когда их выгодно держать в страхе? На любовь правитель должен опираться в начале своей карьеры, когда он идет к власти. Тут он может заигрывать с подчиненными, расточая им похвалы, награды, обещания, но когда он достиг власти, если это твердый властитель, он обязан исходить из мотива страха. Как добиться страха и трепета подчиненных? Это еще одна составляющая стратегии руководства по Макиавелли: позитивные стимулы расточай по капле, постепенно, а негативные санкции давай сразу и в как можно большем объеме, так как мотивация негативных и позитивных санкций разная и реагируют на них люди по-разному. Когда правитель раздает вознаграждения, то, раздвигая временные параметры (достаточно редко награждая подчиненных), он вынуждает оценивать их. Подчиненный должен испытывать уважение. А когда он раздает негативные санкции, то мотивация у них другая. Первыми возникают злость, раздражение. Не надо делать так, чтобы эти отрицательные эмоции накапливались, ибо это может привести к желанию отомстить, и тогда у правителя появляются враги. Поэтому надо «ошарашить» жесткой мерой, чтобы повергнуть подчиненных в трепет, но не вызвать у них желания отомстить. Макиавелли считал, что можно отобрать у своих подчиненных все, вплоть до жизни, но не посягать на имущество, так как это – главная точка, где концентрируются все интересы индивида, это – средство к существованию. Можно казнить его родственников, сослать его, но нельзя лишать его собственности.
Макиавелли создал концепцию циклического развития государственных форм, согласно которой существуют три хорошие, или основные, формы правления (монархия, аристократия и демократия) и три плохие, или извращенные (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия легко переходит в тиранию, а демократия – в анархию. Как видим, Макиавелли слегка изменил названия: вместо автократии у него тирания, а вместо охлократии – анархия. Но главное, что, как и у античных философов, у Макиавелли правильные формы превращаются в неправильные. Все три формы правления раскачиваются, согласно Макиавелли, подобно маятнику, легко переходя в свои антиобразы.
Закон политической инверсии Макиавелли: каждая форма правления обязательно переходит в свою противоположность.
Итак, согласно теории кругооборота форм правления Макиавелли, у любого положительного режима власти, например демократии или аристократии, есть свой негативный двойник: у демократии – анархия, у аристократии – охлократия или плутократия (охлократия – власть плебса, плутократия – власть мошенников). И когда вы задумали устроить для своего общества положительный политический режим и последовательно двигаетесь по этому пути, наращивая демократические институты, то за высшей точкой развития будет движение в обратную сторону по принципу маятника. Следовательно, никакой политический режим на века не создается, у него есть свое время жизни. Принцип относительности управления Макиавелли гласит, что выбор средств относителен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, все вместе – цель, средства, ситуация – должны соотноситься между собой.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.