Рекомендательные акты (мягкое право)
В последние годы в российской правовой доктрине вслед за зарубежной стало активно использоваться понятие "мягкое право" (soft law) <1>, под которым понимают акты, имеющие рекомендательный характер.
--------------------------------
<1> Первое упоминание понятия soft law (мягкое право) относится к 70-м годам прошлого века, и использовалось оно как противоположность hard law (твердому праву) применительно к международному правовому обычаю. В настоящий момент доктрина мягкого права получила значительное развитие, в том числе в корпоративном праве (см. об этом: Чеховская С.А. Мягкое корпоративное право: постановка проблемы // Предпринимательское право. 2012. N 4).
Для корпоративного права, где значение имеют не только законодательные акты, но и позиции регуляторов (бирж, профессиональных сообществ, негосударственных структур, включая наднациональные органы (например, ОЭСР <1>, Базельский комитет по банковскому надзору и др.)), рекомендательные акты имеют существенное значение. Так, например, биржи, будучи негосударственными регуляторами, путем формирования правил листинга и делистинга воздействуют на регулирование корпоративного управления в публичных акционерных обществах <2>.
--------------------------------
<1> Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет 34 страны-участницы. Создана в 1948 г. (www.economy.gov.ru).
<2> См.: Правила листинга ЗАО "ФБ ММВБ" // http://fs.moex.com.
Рекомендательные акты (методические рекомендации, методические пособия, методические указания, методики) зачастую исходят и от уполномоченных государственных органов <1>, однако в отличие от нормативных правовых актов, принимаемых этими органами, не обладают обязательным характером. В частности, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) часто своими приказами утверждает методические рекомендации.
--------------------------------
<1> К числу значимых для развития корпоративного управления акционерных обществ с государственным участием следует отнести: Приказы Росимущества от 21 января 2016 г. N 12 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"; от 29 декабря 2014 г. N 524 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием"; от 21 ноября 2013 г. N 357 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе"; Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50%, одобренные поручением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N ИШ-П13-2043.
В сфере российского корпоративного права наибольшее количество рекомендательных актов разрабатывается регулятором, функции которого в текущий момент выполняет Банк России.
Особое значение в системе рекомендательных источников корпоративного права имеет Кодекс корпоративного управления. В предисловии к ККУ говорится о его рекомендательном характере.
Цели ККУ лежат в сфере совершенствования корпоративного управления, в частности:
- определить принципы и подходы, следование которым позволит российским компаниям повысить инвестиционную привлекательность в глазах долгосрочных инвесторов;
- отразить в форме наилучших стандартов деятельности выработанные за прошедшие годы подходы в области разрешения корпоративных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности акционерных обществ;
- предоставить рекомендации по надлежащей практике справедливого отношения к акционерам с учетом имевших место негативных примеров нарушений их прав;
- учесть накопленную практику применения Кодекса корпоративного поведения;
- упростить применение наилучших стандартов корпоративного управления российскими акционерными обществами в целях повышения их привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов;
- предоставить рекомендации, направленные на повышение эффективности работы органов управления акционерных обществ и контроля за их деятельностью.
Говоря о правовой природе ККУ как средстве регламентации корпоративных отношений, следует признать, что для признания ККУ подзаконным нормативным актом отсутствуют признаки нормативности, т.е. обязательного характера этого документа.
Обычаем же ККУ не может быть признан, поскольку по смыслу ст. 5 ГК РФ необходимо, чтобы его положения были сложившимися и широко применяемыми правилами поведения в корпоративных отношениях. Пока же признать положения лучшей практики корпоративного управления, содержащиеся в ККУ, широко применяемыми, к сожалению, нельзя.
ККУ - это рекомендательный документ, который по усмотрению самого хозяйственного общества может быть полностью или частично (отдельными положениями) интегрирован в систему внутренних документов корпорации.
Исходя из сложившейся практики применение положений ККУ декларируют, как правило, публичные акционерные общества, для которых, собственно, и предназначено большинство содержащихся в нем рекомендаций. Соблюдение положений ККУ свидетельствует о приверженности корпораций лучшим практикам корпоративного управления, способствует привлечению инвесторов.
Общие выводы
В настоящем параграфе важным представлялось рассмотреть специфику источников именно корпоративного права, отличающую их от источников в других сферах правового регулирования.
Еще раз подчеркнем, что здесь мы рассматриваем источники корпоративного права в широком смысле - как совокупность различных средств регламентации корпоративных отношений, исходящих не только от государства.
1. К числу ярко выраженных особенностей системы источников корпоративного права следует отнести наличие в ней актов корпоративного нормотворчества: устава, внутренних документов, принимаемых компетентными органами управления самой корпорации.
2. Отличительной чертой системы источников корпоративного права также является наличие большого массива комплексных актов, содержащих нормы различных отраслей права, включая публично-правовые нормы, направленные на регулирование корпоративных отношений.
3. Тенденцией современного корпоративного законодательства является его интеграция с другими системами законодательства, например, с законодательством о несостоятельности (банкротстве) - в части, касающейся привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, порядка проведения собраний гражданско-правового сообщества и пр.; с законодательством о банках и банковской деятельности - в части регулирования правового статуса банков и небанковских кредитных организаций и пр.; с законодательством о конкуренции - в части регулирования группы лиц и государственного контроля за экономической концентрацией.
4. Еще одной обозначившейся тенденцией корпоративного законодательства, достаточно ярко проявившейся в последние годы, является унификация корпоративного законодательства в отношении корпоративных организаций различных организационно-правовых форм, которая нашла отражение в концептуальных подходах к реформированию положений ГК РФ. Так, структура гл. 4 ГК РФ после внесения в нее изменений Законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ построена таким образом, что регулирует основные положения о корпоративных организациях, затем рассматривает виды корпораций (например, хозяйственные товарищества и общества) и только далее - отдельные организационно-правовые формы корпоративных организаций.
Подтверждением тенденции к унификации правового регулирования является, например, Закон от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ, внесший существенные поправки в законы о хозяйственных обществах и обеспечивший единообразное регулирование правового режима совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
На унификацию регулирования деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью направлена инициатива разработки единого закона "О хозяйственных обществах", призванного объединить регулирование этих видов корпораций <1>. Указанная инициатива вызывает различные оценки специалистов - от активной поддержки со ссылкой на достоинства такой унификации <2> до полного неприятия данного подхода в связи с усложнением регулирования с точки зрения как техники изложения правовых норм, так и структуры такого федерального закона.
--------------------------------
<1> Указанный законопроект разрабатывался по инициативе Минюста России (см.: http://www.rbc.ru/economics/18/06/2015/5582f0349a7947309935d6c9).
<2> Поддерживает идеи (1) объединения норм о хозяйственных обществах в единый закон и (2) включения унифицированного массива таких норм непосредственно в ГК РФ Е.А. Суханов (см.: Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. С. 65 - 66).
Нам близка позиция, согласно которой целью законодательного акта являются не научные классификации и достижение высокого уровня обобщения, а обеспечение эффективности регулирования соответствующей сферы, что достигается ясностью и простотой изложения законодательного акта.
Современному российскому законодательству в сфере предпринимательства, в том числе осуществляемого в корпоративных формах, чуть более двух десятков лет <1>, оно находится в стадии динамичного развития, совершенствования и, конечно, не свободно от объективных противоречий складывающихся экономических отношений или от субъективных юридико-технических погрешностей.
--------------------------------
<1> Условно датой зарождения в нашей стране корпоративного законодательства можно считать 1990 г. В этом году Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 было утверждено Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (СП СССР. 1990. N 15. Ст. 82). В этом же году в РСФСР были приняты два основополагающих Закона: от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418) и от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416). 25 декабря 1990 г. Постановлением Совета Министров РСФСР N 601 было утверждено Положение об акционерных обществах (СП РСФСР. 1990. N 6. Ст. 92).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 290.