Тема 1. Введение в курс административного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

 

ФГОС ВО

 

Москва, 2016

 

Составитель: Биткова Л.А., кандидат юридических наук, доцент ________

( ФИО, ученая степень, ученое звание)                   

                                                                                    «___»________2016 г.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока

Б1.В.ДВ.8 ______   студентам очной   формы обучения

(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ)

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 44.03.04 «Профессиональное обучение», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» октября 2015 г. № 1085 и зарегистрированного в Минюсте РФ «29» октября 2015 г. № 39534.

Год начала подготовки 2016 г.

 

Программа обсуждена на заседании кафедры правоведения «___»___________2016 г.

 

Зав. кафедрой  Л.А. Биткова, к.ю.н., доцент ___________________________            

(ФИО, ученая степень, ученое звание)                                  (подпись)

«__» ________ 2016г.

Рецензент: Кольжанов И.В., к.ю.н., доцент_______________________________

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                                                                              (подпись)

Согласовано:

Начальник методического

отдела УМУ                                          ______________ Н.Г. Романова

                                                                                     (подпись)

 

Декан гуманитарно-педагогического факультета Шабунина В.А., доктор педагогических наук, профессор________________________________________                                                                                             

                      (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                                       (подпись)

    «__» ________ 2016 г.

 

 

Председатель учебно-методической комиссии  Еремин В.И., д.э.н., проф.______ 

                                                                                                                                                                                      (ФИО, ученая степень, ученое звание)    (подпись)

   «__» ________ 2016 г.

 

 

Заведующий выпускающей кафедрой Еремин В.И., д.э.н., проф.______________

                                                                                                                                                        (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                            (подпись)

                                                                                      «__» _______ 2016 г.

 

Отдел комплектования ЦНБ                   _______________Е.А. Комарова

                       (подпись)

 

Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ              ______________    К.И. Ханжиян

                     (подпись)



Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………….. 5
1. Цели освоения дисциплины…………………………………... 5
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…………………. 6
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….   7
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………. 7
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам…………………………………………………………………….   7
4.2 Содержание дисциплины………………………………………………. 8
4.3 Практические занятия………………………………………………….. 17
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины….. 20
4.5 Рефераты………………………………………………………………… 4.6. Примерные темы для подготовки доклада…………………………… 4.7. Примеры тестовых заданий……………………………………………. 4.8. Примеры ситуационных задач………………………………………… 22 24 25 26
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………... 26
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….     28
6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций…………………………………………...   28
6.2.  Примерный  тест для зачета по дисциплине………………………… 30
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………   32
7.1 Основная литература…………………………………………………… 32
7.2 Дополнительная литература…………………………………………… 33
7.3 Нормативные правовые акты…………………………………………. 33
7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям………………………………………………………………………   36
7.5 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………………… 36
7.6 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…. 36
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 37
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины…………………………………………….   37
Виды и формы отработки пропущенных занятий………………………… 39
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………..   39  

 


Аннотация

Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно занимает особое место в системе российского права, охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, который позволяет «пронизывать» и регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право как самостоятельная отрасль российского права регулирует значимую группу общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, в процессе реализации исполнительной власти.

«Административное право» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей, и способствует успешному усвоению студентами специальных дисциплин. Знание административно-правовых институтов поможет студентам получить представление о российской правовой системе, об административно-правовом статусе гражданина и других субъектов административного права, системе и структуре органов исполнительной власти, административно-правовых процедурах и т.п. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед., форма итогового контроля по дисциплине – зачет.

 

1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Административное право» являются:

1) формирование общетеоретических комплексных знаний по дисциплине «Административное право» как системообразующей отрасли отечественного права, нормы которого основаны на конституционных положениях и определяют легитимность исполнительной власти;

2) овладение подготавливаемыми управленческими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти;

3) выработка умений и навыков правоприменительной деятельности в процессе реализации административного законодательства;

4) развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.

Освоение дисциплины осуществляется в ходе аудиторных занятий (лекционных и практических) и дополняется самостоятельной работой студентов, во время которых они изучают нормативно-правовые акты, правоприменительную практику органов государственной власти, основную и дополнительную литературу, готовятся к выполнению практических заданий и различным формам отчетности.

 


2. Место дисциплины в учебном процессе

«Административное право» относится к вариативной части блока дисциплин Б1, является дисциплиной по выбору студентов.

Реализация в дисциплине «Административное право» требований ФГОС ВО, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению подготовки 44.03.04  «Профессиональное обучение» должна учитывать следующее:

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Административное право» являются «Правоведение», «Трудовое право», «Гражданское право».

 Дисциплина «Административное право» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Менеджмент», «Налоги и налогообложение», «Организация производства на предприятиях отрасли», «Государственные и муниципальные финансы».

Особенностью дисциплины  является то, что административно-правовые нормы играют в правовой системе системообразующую роль.

Во-первых, административное право представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Поэтому административное право есть фундаментальная базовая отрасль права. Её своеобразное объединение в треугольнике «конс­ти­туционное право – административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права.

Во-вторых, административное право служит своего рода «мате­риальной отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др.

Изучение административного права позволит эффективно овладеть системой знаний о функционировании государственного механизма и правовом регулировании этого процесса в российских правовых реалиях начала XXI века.

Рабочая программа включает основной учебный материал, традиционно относящийся к дисциплине «Административное право». При подготовке программы использован опыт преподавания дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации. Содержание программы основано на нормативных положениях Конституции Российской Федерации, актов Президента России, органов представительной и исполнительной власти, ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законодательства субъектов РФ, достижениях науки административного права, результатах научных исследований по проблемам государственного управления, положительном опыте деятельности органов государственного управления. При этом учитывались требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК)  и профессиональных (ПК) компетенций, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

№ п/п

Индекс
компе-

тенции

Содержание
компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1. ОК-7 Способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности систему права, место, задачи и роль административного права в системе российского права, основные административно-правовые институты; особенности административно-правового статуса граждан и организаций; источники административного права, их иерархию;   анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом навыками работы с текстом Конституции РФ и иных нормативных актов; способностью оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции РФ,  
2. ПК-28 готов к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена понятие, функции, принципы, элементы и стадии управленческой деятельности; понятие и виды административных правонарушений и административных наказаний, содержание и порядок применения института административной ответственности; алгоритм решения проблемных ситуаций применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач;   юридической терминологией и навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правоотношений; компетентно аргументировать свою позицию

4. Структура и содержание дисциплины

 

4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часа), их распределение по видам работ семестрам  представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам






Вид учебной работы

Трудоёмкость

Зач .

 ед.

Час.

в т.ч. по семестрам № 5 Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану 3 108 108 Аудиторная работа: 1 36 36 лекции (Л) 0,5 18 18 практические занятия (ПЗ) 0,5 18 18 Самостоятельная работа (СРС) 2 72 72 реферат (Р) 0,3 10 10 самостоятельное изучение тем 0,5 18 18 самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.)   0,95 35 35 Подготовка к зачету 0,25 9 9 Вид контроля:

зачет

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 3

Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем дисциплин

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа СР

Л ПЗ
1. Введение в курс административного права 12 2 2 8
2. Субъекты административного права 12 2 2 8
3. Формы и методы государственного управления 12 2 2 8
4. Административный процесс и административные производства 12 2 2 8
5. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении 12 2 2 8
6. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания и порядок их назначения 12 2 2 8
7. Виды административных правонарушений.  Административные правонарушения против порядка управления. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность 12 2 2 8
8. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел об административных правонарушениях 12 2 2 8
9. Производство по делам об административных правонарушениях 12 2 2 8
Всего за 5 семестр 108 18 18 72
Итого по дисциплине 108 18 18 72

Тема 7. Виды административных правонарушений. Административные правонарушения против порядка управления. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Общая характеристика и виды административных правонарушений, по­сягающих на права граждан. Ответственность за правонарушения, посягающие на права граждан.

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административные правонарушения в области охраны собственности.

Общая характеристика и виды административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.

Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.

Административные правонарушения на транспорте.

Административные правонарушения в области дорожного движения.

Общая характеристика и виды административных правонарушений в области связи и информации.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

Административные правонарушения в области таможенного дела.

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.

Административные правонарушения в области воинского учета.

Общая характеристика и виды административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. 

Административная ответственность за нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за налоговые нару­шения, за нарушения правил бухгалтерской отчетности и других правил в указанной сфере.

Административная ответственность должностных лиц и юриди­ческих лиц за нецелевое использование бюджетных средств, за нарушение сроков возврата бюджетных средств, за недобросовестную эмиссию ценных бумаг и неза­конные сделки с ними и за некоторые другие нарушения правил, установленных для рынка ценных бумаг.

Административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение валютного законодательства, а также ответственность кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

Общая характеристика и виды административных правонарушений против порядка управления. Ответственность за административные правонарушения против порядка управления. 

Административная ответственность за самоуправство, непо­виновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, со­трудника органа уголовно-исполнительной системы, должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление в государ­ственный орган информации, необходимой для законной деятельности этого органа, если это предусмотрено законом.

Административная ответственность за нарушение правил паспортной системы.

Административная ответственность за заведомо ложный вызов специали­зированных служб.

Административная ответственность за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Ответственность за иные правонарушения против порядка управления.

Общая характеристика и виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.  Ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок. 

Административная ответ­ственность за мелкое хулиганство.

Админист­ративная ответственность граждан за распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, за потребление наркотических и психотропных веществ в общественных местах, за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Административная ответственность родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно за распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Административная ответственность за нарушение уста­новленного порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстра­ции, шествия или пикетирования, за демонстрацию фашистской атрибутики или символики.

Административная ответственность за нарушения гражданами, должно­стными лицами и юридическими лицами требований пожарной безопасности, пра­вил производства, продажи, учета, хранения, ношения оружия и патронов к нему и за некоторые другие нарушения, связанные с оружием, его регистрацией, поста­новкой на учет.

 Административная ответственность должностных лиц и юридиче­ских лиц за невыполнение требований, норм и правил по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций.

Административная ответственность за незаконную частную де­тективную или охранную деятельность, за незаконное использование в этой дея­тельности специальных технических средств, предназначенных для негласного по­лучения информации.

Админи­стративная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за не­выполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распо­ряжения лица, проводящего указанную операцию.

Общая характеристика иных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Практические занятия

Таблица 4

Содержание практических занятий и контрольных мероприятий

№ п/п № темы № и название практических занятий с указанием контрольных мероприятий Вид контрольного мероприятия Кол-во часов
1. Тема 1. Введение в курс административного права Практическое занятие № 1.  1. Административное право как отрасль права и как наука. 2.Государственное управление как объект административно-правового регулирования. 3.Механизм административно-правового регулирования.   Устный и письменный опрос, проверка выполненных заданий   2
2. Тема 2. Субъекты административного права Практическое занятие № 2. 1. Понятие и виды субъектов административного права. 2. Административно-правовой статус граждан. 3. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 4. Образовательные организации как субъекты административного права. Устный и письменный опрос, проверка выполненных заданий, защита рефератов   2
3. Тема 3. Формы и методы государственного управления Практическое занятие № 3. 1.Понятие и виды форм государственного управления. 2.Правовые акты управления: понятие и виды. 3.Методы государственного управления. 4.Административное принуждение: понятие, правовая основа, меры. Устный опрос, решение задач, защита рефератов   2    
4. Тема 4. Административный процесс и административные производства Практическое занятие № 4. 1. Понятие, характерные черты и виды административного процесса. 2. Административные процедуры. 3.Административно-юрисдикционные производства. Устный опрос, тестирование, проверка выполненных заданий   2    
5. Тема 5. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Практическое занятие № 5. 1. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 2. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 3. Обжалование незаконных действий и решений органов власти. Рубежный контроль, тестирование, проверка выполненных заданий, защита рефератов     2    
6. Тема 6. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания и порядок их назначения Практическое занятие № 6. 1. Понятие, отличительные черты и основания административной ответственности. 2. Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности: конструктивные признаки и юридический состав. 3. Квалификация административных правонарушений. 4. Понятие, виды административных наказаний, порядок их назначения. Устный и письменный опрос, проверка выполненных заданий, тестирование, решение задач 2
7. Тема 7. Виды административных правонарушений. Административные правонарушения против порядка управления. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность   Практическое занятие № 7. 1.Общая характеристика административных правонарушений. 2. Особенности квалификации административных правонарушений против порядка управления. 3. Особенности квалификации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Устный и письменный опрос, проверка выполненных заданий, решение кроссвордов   2
8. Тема 8.  Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел об административных правонарушениях Практическое занятие № 8.  1. Органы административной юрисдикции: виды, компетенция. 2. Понятие и виды подведомственности дел об административных правонарушениях.   Тестирование, проверка выполненных заданий, решение задач, защита рефератов   2
9. Тема 9. Производство по делам об административных правонарушениях Практическое занятие № 9. 1. Задачи, принципы, участники производства по делам об административных правонарушениях. 2. Меры административно-процессуального обеспечения. 3.Стадии производства по делам об административных правонарушениях Письменный опрос, тестирование, защита рефератов 2

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины

Таблица 5

Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины

№ п/п № темы Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения Кол-во часов
1. Тема 1. 1.Административное право зарубежных стран. 2.Отраслевые, межотраслевые, территориальные начала в управлении. 3. Акты толкования и акты применения норм административного права. 1
2. Тема 2. 1.Административно-правовой статус Министерства образования и науки РФ. 2. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на образование. 3. Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования. 1
3. Тема 3. 1. Административный договор: понятие и особенности. 2. Административно-правовые режимы: понятие, виды и правовая основа. 1
4. Тема 4. 1. Административные регламенты в деятельности органов исполнительной власти. 2. Порядок обращения граждан и юридических лиц в Федеральную службу по надзору в сфере образования. 1
5. Тема 5. 1. Общественный контроль в сфере государственного управления. 2. Деятельность Уполномоченного по правам человека по осуществлению контроля за исполнительной властью. 1
  Тема 6. 1. Порядок освобождения от административной ответственности. 2. Административная ответственность юридических лиц. 3. Административная ответственность должностных лиц. 4
  Тема 7. 1. Административные правонарушения, по­сягающие на права граждан. 2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. 3. Административные правонарушения в области охраны собственности. 4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. 5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. 6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. 7. Административные правонарушения на транспорте. 8. Административные правонарушения в области дорожного движения. 9. Административные правонарушения в области связи и информации. 10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. 11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. 12. Административные правонарушения в области таможенного дела. 13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. 14. Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. 15. Административные правонарушения в области воинского учета. 6
  Тема 8. 1. Административная юстиция в России: проблемы и перспективы. 2. Административно-юрисдикционные полномочия органов исполнительной власти в сфере труда и занятости. 1
  Тема 9. 1. Прокурор и прокурорский надзор в производстве по делам об административных правонарушениях. 2. Особенности упрощенного производства по делу об административном правонарушении. 3.Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере образования. 2
ВСЕГО 18

Рефераты

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Государственное управление и исполнительная власть. Понятие и соотношение.

2. Нормы административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.

3. Акты толкования норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.

4. Акты применения норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.

5. Административно-правовые отношения как элемент механизма административно-правового регулирования.

6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права.

7. Административно-правовой статус гражданина.

8. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

9. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов административного права.

10.Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере государственного управления (общая характеристика).

11.Способы защиты прав граждан в сфере государственного управления.

12.Право граждан на административную жалобу.

13.Право граждан на судебную защиту (административная юстиция в РФ).

14.Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц.

15.Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

16.Образовательные организации: понятие, виды, особенности административно-правового статуса.

17.Общественные объединения и их служащие как субъекты административного права.

18. Правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

19. Меры административного предупреждения.

20. Меры административного пресечения.

21. Производство по изданию нормативно-правовых актов.

22. Аттестация и аккредитация в образовательной деятельности.

23. Контрольно-надзорные функции Федеральной службы по надзору в сфере образования.

24. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти.

25. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.

26. Региональные начала в управлении.

27. Межотраслевые начала в управлении.

28. Отраслевые начала в управлении.

29. Административные правонарушения в сфере образовательной деятельности.

30. Подведомственность дел об административных правонарушениях в сфере образовательной деятельности.

31. Доказательства по делам об административных правонарушениях в сфере образовательной деятельности.

32.Доставление как мера административно-процессуального обеспечения.

33.Административное задержание как мера административно-процессуального обеспечения.

34.Принудительный привод как мера административно-процессуального обеспечения.

35.Личный досмотр как мера административно-процессуального обеспечения.

36.Досмотр вещей и документов, их изъятие как мера административно-процессуального обеспечения.

37.Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов как мера административно-процессуального обеспечения.

38.Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера административно-процессуального обеспечения.

39.Временный запрет деятельности как мера административно-процессуального обеспечения.

40.Особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере образовательной деятельности.

41.Регистрационное производство.

42.Понятие, предмет, метод и система административного права.

43.Источники административного права.

4.6.Примерные темы для подготовки доклада

Тема 1.

1. Административное усмотрение как правовая категория.

2. Проблемы систематизации административного законодательства.

3. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере административного и административно-процессуального законодательства.

Тема 2.

1.Правовая основа и порядок осуществления административной опеки.

2.Особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Тема 3.

Проблемная ситуация №1.

Глава администрации области издал постановление, противоречащее ряду федеральных законов. После приостановления Президентом РФ действия этого постановления и рассмотрения возникшего спора в суде глава администрации в установленные сроки не принял необходимых мер по исполнению решению суда об отмене акта.

Каковы должны быть дальнейшие действия Президента РФ?

В какие сроки глава администрации должен принять меры по исполнению решения суда?

Проблемная ситуация №2.

Директор столовой дал устное указание бухгалтеру не выдавать зарплату двум работникам, которые не прошли обязательного медицинского освидетельствования. Бухгалтер отказался выполнить указание директора, объяснив свое решение отсутствием соответствующего правового акта управления.

Как должен поступить директор столовой?

 

 

Образовательные технологии

В процессе обучения по дисциплине «Административное право» применяется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. В качестве результата образования выступает способность выпускника действовать в правовых ситуациях различного характера, а не сумма усвоенной правовой информации. Используемые в процессе обучения дисциплине «Административное право» образовательные технологии, направлены оптимизацию и на повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций.

Для достижения поставленных целей изучения дисциплины «Административное право» используется традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, при этом основными видами занятий являются лекции и практические занятия, в том числе с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий. Эти формы сочетаются с самостоятельной работой студента в целях закрепления и развития полученных знаний. Возможно проведение встреч с представителями правозащитных организаций, привлечение специалистов и др.

 

Таблица 6

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

№ п/п

Тема и форма занятия

Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий Кол-во часов 1. Тема 1. Введение в курс административного права Л Лекция- визуализация 2 2. Тема 2. Субъекты административного права ПЗ № 2   Разбор конкретной проблемной ситуации, case-study 2 3. Тема 3. Формы и методы государственного управления Л Лекция-дискуссия 2 4. Тема 4. Административный процесс и административные производства ПЗ № 4 Выполнение творческого задания, подготовка презентаций по отдельным видам административных производств   2 5. Тема 6. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания и порядок их назначения Л Проблемная лекция 2 6. Тема 9. Производство по делам об административных правонарушениях ПЗ № 9 Разбор конкретной проблемной ситуации, составление процессуальных документов 2  

 

Всего: 12

Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 12 часов (33% от аудиторных занятий).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ.

3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ.

4. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ.

5. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ.

6. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ.

7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1.

8. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1.

9. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1.

10. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1.

11. Закон РФ «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1.

12.   Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Соб­рания РФ» от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ.

13. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ.

14. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

15. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с последующими изменениями и дополнениями от 8 декабря 1995 года  № 10-ФЗ.

16.  Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.

17.  Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.

18. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.

19. Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ.

20. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24 июня 1999 года №. 119-ФЗ.

21. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

22. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.

23.  Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

25.  Федеральный закон «О гражданстве» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.

26. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

27. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.

28. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.

29. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

30. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.

31. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

32. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.

33.  Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ.

34.Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ.

35.Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ.

36.Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ.

37. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года № 1325.

38. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314.

39. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 года № 713.

40. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» от 26 декабря 2002 года № 930.

41. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» от 15 октября 2003 года № 627.

42. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» от 18 декабря 2003 года № 759.

43. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16 марта 2011 г. № 172.

44.  Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 3 февраля 2012 г. № 79.

45. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации» от 23 апреля 2012 г. № 378.

46. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 года № 308.

47. Приказ Федеральной миграционной службы и МВД России «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников» от 31 июля 2015 г. № 367/807.

 

 

7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям

1. Методические указания для практических занятий: Биткова Л.А. Административное право: Методические указания для практических занятий/ Л.А. Биткова. М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014.

2. Методические указания для подготовки, написания и защиты рефератов: Биткова Л.А. Административное право: методические указания для подготовки, написания и защиты реферата по дисциплине / Л.А. Биткова. – М.Ф: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014.

3. Тестовые задания (в УМКд).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

 

ФГОС ВО

 

Москва, 2016

 

Составитель: Биткова Л.А., кандидат юридических наук, доцент ________

( ФИО, ученая степень, ученое звание)                   

                                                                                    «___»________2016 г.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока

Б1.В.ДВ.8 ______   студентам очной   формы обучения

(из циклов ФГОС ВО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ)

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 44.03.04 «Профессиональное обучение», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «1» октября 2015 г. № 1085 и зарегистрированного в Минюсте РФ «29» октября 2015 г. № 39534.

Год начала подготовки 2016 г.

 

Программа обсуждена на заседании кафедры правоведения «___»___________2016 г.

 

Зав. кафедрой  Л.А. Биткова, к.ю.н., доцент ___________________________            

(ФИО, ученая степень, ученое звание)                                  (подпись)

«__» ________ 2016г.

Рецензент: Кольжанов И.В., к.ю.н., доцент_______________________________

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                                                                              (подпись)

Согласовано:

Начальник методического

отдела УМУ                                          ______________ Н.Г. Романова

                                                                                     (подпись)

 

Декан гуманитарно-педагогического факультета Шабунина В.А., доктор педагогических наук, профессор________________________________________                                                                                             

                      (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                                       (подпись)

    «__» ________ 2016 г.

 

 

Председатель учебно-методической комиссии  Еремин В.И., д.э.н., проф.______ 

                                                                                                                                                                                      (ФИО, ученая степень, ученое звание)    (подпись)

   «__» ________ 2016 г.

 

 

Заведующий выпускающей кафедрой Еремин В.И., д.э.н., проф.______________

                                                                                                                                                        (ФИО, ученая степень, ученое звание)                                            (подпись)

                                                                                      «__» _______ 2016 г.

 

Отдел комплектования ЦНБ                   _______________Е.А. Комарова

                       (подпись)

 

Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ              ______________    К.И. Ханжиян

                     (подпись)



Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………….. 5
1. Цели освоения дисциплины…………………………………... 5
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…………………. 6
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….   7
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………. 7
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам…………………………………………………………………….   7
4.2 Содержание дисциплины………………………………………………. 8
4.3 Практические занятия………………………………………………….. 17
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины….. 20
4.5 Рефераты………………………………………………………………… 4.6. Примерные темы для подготовки доклада…………………………… 4.7. Примеры тестовых заданий……………………………………………. 4.8. Примеры ситуационных задач………………………………………… 22 24 25 26
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………... 26
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….     28
6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций…………………………………………...   28
6.2.  Примерный  тест для зачета по дисциплине………………………… 30
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………   32
7.1 Основная литература…………………………………………………… 32
7.2 Дополнительная литература…………………………………………… 33
7.3 Нормативные правовые акты…………………………………………. 33
7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям………………………………………………………………………   36
7.5 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………………… 36
7.6 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…. 36
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 37
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины…………………………………………….   37
Виды и формы отработки пропущенных занятий………………………… 39
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………..   39  

 


Аннотация

Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно занимает особое место в системе российского права, охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, который позволяет «пронизывать» и регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право как самостоятельная отрасль российского права регулирует значимую группу общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, в процессе реализации исполнительной власти.

«Административное право» как учебная дисциплина дает комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей, и способствует успешному усвоению студентами специальных дисциплин. Знание административно-правовых институтов поможет студентам получить представление о российской правовой системе, об административно-правовом статусе гражданина и других субъектов административного права, системе и структуре органов исполнительной власти, административно-правовых процедурах и т.п. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед., форма итогового контроля по дисциплине – зачет.

 

1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Административное право» являются:

1) формирование общетеоретических комплексных знаний по дисциплине «Административное право» как системообразующей отрасли отечественного права, нормы которого основаны на конституционных положениях и определяют легитимность исполнительной власти;

2) овладение подготавливаемыми управленческими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти;

3) выработка умений и навыков правоприменительной деятельности в процессе реализации административного законодательства;

4) развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.

Освоение дисциплины осуществляется в ходе аудиторных занятий (лекционных и практических) и дополняется самостоятельной работой студентов, во время которых они изучают нормативно-правовые акты, правоприменительную практику органов государственной власти, основную и дополнительную литературу, готовятся к выполнению практических заданий и различным формам отчетности.

 


2. Место дисциплины в учебном процессе

«Административное право» относится к вариативной части блока дисциплин Б1, является дисциплиной по выбору студентов.

Реализация в дисциплине «Административное право» требований ФГОС ВО, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению подготовки 44.03.04  «Профессиональное обучение» должна учитывать следующее:

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Административное право» являются «Правоведение», «Трудовое право», «Гражданское право».

 Дисциплина «Административное право» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Менеджмент», «Налоги и налогообложение», «Организация производства на предприятиях отрасли», «Государственные и муниципальные финансы».

Особенностью дисциплины  является то, что административно-правовые нормы играют в правовой системе системообразующую роль.

Во-первых, административное право представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Поэтому административное право есть фундаментальная базовая отрасль права. Её своеобразное объединение в треугольнике «конс­ти­туционное право – административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права.

Во-вторых, административное право служит своего рода «мате­риальной отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др.

Изучение административного права позволит эффективно овладеть системой знаний о функционировании государственного механизма и правовом регулировании этого процесса в российских правовых реалиях начала XXI века.

Рабочая программа включает основной учебный материал, традиционно относящийся к дисциплине «Административное право». При подготовке программы использован опыт преподавания дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации. Содержание программы основано на нормативных положениях Конституции Российской Федерации, актов Президента России, органов представительной и исполнительной власти, ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законодательства субъектов РФ, достижениях науки административного права, результатах научных исследований по проблемам государственного управления, положительном опыте деятельности органов государственного управления. При этом учитывались требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК)  и профессиональных (ПК) компетенций, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

№ п/п

Индекс
компе-

тенции

Содержание
компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать уметь владеть
1. ОК-7 Способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности систему права, место, задачи и роль административного права в системе российского права, основные административно-правовые институты; особенности административно-правового статуса граждан и организаций; источники административного права, их иерархию;   анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом навыками работы с текстом Конституции РФ и иных нормативных актов; способностью оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции РФ,  
2. ПК-28 готов к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена понятие, функции, принципы, элементы и стадии управленческой деятельности; понятие и виды административных правонарушений и административных наказаний, содержание и порядок применения института административной ответственности; алгоритм решения проблемных ситуаций применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач;   юридической терминологией и навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правоотношений; компетентно аргументировать свою позицию

4. Структура и содержание дисциплины

 

4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часа), их распределение по видам работ семестрам  представлено в таблице 2.

 

Таблица 2

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам






Вид учебной работы

Трудоёмкость

Зач .

 ед.

Час.

в т.ч. по семестрам № 5 Общая трудоёмкость дисциплины по учебному плану 3 108 108 Аудиторная работа: 1 36 36 лекции (Л) 0,5 18 18 практические занятия (ПЗ) 0,5 18 18 Самостоятельная работа (СРС) 2 72 72 реферат (Р) 0,3 10 10 самостоятельное изучение тем 0,5 18 18 самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.)   0,95 35 35 Подготовка к зачету 0,25 9 9 Вид контроля:

зачет

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 3

Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем дисциплин

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа СР

Л ПЗ
1. Введение в курс административного права 12 2 2 8
2. Субъекты административного права 12 2 2 8
3. Формы и методы государственного управления 12 2 2 8
4. Административный процесс и административные производства 12 2 2 8
5. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении 12 2 2 8
6. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания и порядок их назначения 12 2 2 8
7. Виды административных правонарушений.  Административные правонарушения против порядка управления. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность 12 2 2 8
8. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел об административных правонарушениях 12 2 2 8
9. Производство по делам об административных правонарушениях 12 2 2 8
Всего за 5 семестр 108 18 18 72
Итого по дисциплине 108 18 18 72

Тема 1. Введение в курс административного права.

Социальное управление: понятие, элементы, функции и принципы.

Виды социального управления, их характеристика, основные категории управления.

 Государственное управление: понятие и основные черты. Управление и власть: от разделения труда к разделению властей.

Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государ­ственным управлением. Субъекты исполнительной власти.

Сущность государственного управления и его функции. Система государственного управления. Социально-правовые и органи­зационные принципы управления.

Понятие административного права и его особенности. Круг общественных отношений, регулируемых административным пра­вом.

Метод административно-правового регулирования. Принципы административного права.

Система административного права. Административно-правовые институты.

Источники (формы выражения) административного права. Администра­тивное право и административное законодательство.

Соотношение административного права с другими отраслями права.

Роль административного права в регулировании общественных отноше­ний в сфере управления в современный период.

Понятие и предмет науки административного права. Место науки адми­нистративного права в системе юридических наук. Ее соотношение с наукой социального управления.

Роль науки в совершенствовании административного права и государ­ственного управления.

Предмет, задачи и система курса «Административное право».

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы.

Понятие, особенности, элементы (структура) и виды административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм. Виды реализации.

Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права.

Акты толкования и акты применения норм административного права.

Понятие, характерные черты, структура административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений и критерии их классификации.

Основания возникновения, изменения и прекращения админи­стративно-правовых отношений.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 296.